С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПРОДОЛЖАЮ традицию своих выступлений на страницах журнала "Международная жизнь" в целях информирования широкой общественности о последних шагах ОДКБ, решаемых в ее рамках задачах, перспективных направлениях работы.
За время, прошедшее с предыдущей публикации в 2007 году, Организация серьезно продвинулась на пути дальнейшего укрепления коллективной безопасности входящих в нее государств. Президентами стран приняты важнейшие решения по углублению интеграции в политической и военной областях, в активизации усилий по совместному противодействию современным вызовам и угрозам.
Проводимая главами государств линия на консолидацию ОДКБ в качестве важнейшего фактора международной и региональной безопасности представляется более чем оправданной и обоснованной, прежде всего с учетом той сложной геополитической ситуации, в которой функционирует Организация.
Негативные тенденции в обстановке в зоне ответственности ОДКБ и прилегающих регионах выражаются прежде всего в значительном увеличении конфликтного потенциала на всех трех географических направлениях деятельности ОДКБ, хотя до событий августа 2008 года обстановка оценивалась как относительно стабильная и достаточно предсказуемая.
Однако развязывание грузинским руководством агрессии против югоосетинского народа и российских миротворцев привело к тяжелейшим гуманитарным и политическим последствиям. Многократно возросло давление на Россию и ее союзников. Несмотря на прекращение боевых действий, выработку плана Медведева - Саркози, привлечение европейских наблюдателей к мониторингу ситуации в регионе, обстановка на Южном Кавказе оказалась надолго дестабилизированной. Положение осложняется настойчивым намерением руководства Грузии и Украины, открыто поддержавшего агрессию в Южной Осетии, как можно скорее "примкнуть" к НАТО.
В этой связи нельзя не затронуть принцип неделимости безопасности на европейском континенте. Считаем, что ни одно государство или объединение стран не должно обеспечивать свою защищенность за счет своих соседей и партнеров. Поэтому в формате ОДКБ инициатива Президента Д.Медведева о разработке Договора о европейской безопасности нашла полную поддержку глав государств - членов Организации, что было зафиксировано в Декларации сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) в сентябре 2008 года.
Нарастает нестабильность и на южных рубежах Организации. Несмотря на усилия международного сообщества, ухудшается военно-политическая ситуация в Афганистане, в преддверии предстоящих президентских выборов наращивается террористическая активность экстремистских группировок, прежде всего движения талибов, в том числе и благодаря подпитке из неспокойного самого по себе Пакистана. Срастание действий террористов с наркобизнесом уже привело к катастрофическому положению с наркотиками в Афганистане, которое, по существу, вышло из-под контроля. Сохраняется неурегулированность вопроса о ядерной программе Ирана. Очагом напряженности остается Ирак. Серьезную озабоченность вызывают недавние дерзкие террористические акты в Мумбаи и Кабуле.
В этих сложных условиях руководством ОДКБ, членами Совета коллективной безопасности был сделан единственно объективно возможный вывод: требуется максимальное укрепление межгосударственного сотрудничества в рамках ОДКБ, повышение общего уровня солидарности государств-членов, полное раскрытие потенциала не только военной составляющей Организации, но и усиление блока противодействия современным вызовам и угрозам.
На это были нацелены договоренности глав государств - членов ОДКБ, достигнутые в конце 2008 года на неформальном саммите в Боровом (Казахстан) и получившие юридическое закрепление на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности в Москве 4 февраля 2009 года. На этой встрече президенты государств-членов подписали Решение СКБ о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ.
При отработке концептуального замысла создания КСОР был учтен опыт разрешения этнических и межрегиональных вооруженных конфликтов, а также кризисных ситуаций различного характера, ранее имевших место как на постсоветском пространстве, так и в других регионах мира. Рассматривались гражданская война 1992-1996 годов в Таджикистане, Баткенские события 1999-2000 годов в Киргизской Республике, операция по принуждению к миру в Южной Осетии в августе 2008 года. Значительный интерес для экспертов представляли и специальные операции по подавлению террористических атак: в Беслане, Москве ("Норд-Ост"), Мумбаи и других регионах.
В результате проведенного анализа государства-члены пришли к необходимости формирования универсального силового потенциала, способного решать задачи по урегулированию военных и пограничных конфликтов, проводить специальные операции по силовому пресечению террористических атак, экстремистских проявлений насильственного характера, перекрытию каналов наркотрафика и других проявлений организованной преступности, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исходя из возможного спектра задач, было выделено и сформулировано четыре основных требования к формированию и функционированию КСОР. Во-первых, эти силы должны быть высокомобильными, оснащенными по последнему слову военной техники. Во-вторых - универсальными, то есть включать как военную, так и правоохранительную компоненты. В-третьих, необходимо наличие постоянно действующего органа управления, функции которого в мирное время будут заключаться в координации боевой подготовки, планирования боевого применения, а в особый период - в оперативном управлении КСОР. И наконец, создание правовых механизмов, обеспечивающих возможность немедленного применения КСОР по решению глав государств-членов без задействования в этих случаях предусмотренных национальным законодательством некоторых государств-членов ОДКБ длительных процедур согласования и за пределами национальных территорий.
Предполагается, что в повседневной деятельности подразделения КСОР будут находиться на своей территории в подчинении национальных органов управления. Подготовка этих контингентов, включая различные совместные мероприятия, будет проводиться по согласованным государствами-членами планам. Всестороннее обеспечение подразделений КСОР должно осуществляться государствами-членами самостоятельно. При необходимости, по просьбе одной или нескольких сторон, Совет коллективной безопасности принимает решение об оперативном развертывании КСОР и назначает командующего коллективными силами.
Более детально вопросы состава, статуса, функционирования и порядка применения КСОР будут отработаны экспертами государств-членов и доложены главам государств-членов на очередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. Возможно, потребуется пересмотреть отдельные положения и внести коррективы в существующие в ОДКБ и ранее ратифицированные межгосударственные акты, в том числе и международные соглашения.
Образование Коллективных сил оперативного реагирования является элементом более широкой системы кризисного реагирования, создаваемой в рамках Организации. Помимо КСОР в нее должны войти Коллективные миротворческие силы ОДКБ, сформированные в соответствии с Соглашением о миротворческой деятельности, вступившем в силу 15 января 2009 года. Наличие двух таких силовых потенциалов позволит Организации при необходимости обеспечить на территории государств-членов локализацию и урегулирование кризисных ситуаций различной степени интенсивности.
Исходя из статьи 2 Договора о коллективной безопасности, предусматривающей механизм совместных политических консультаций в случае возникновения угрозы безопасности, суверенитету и территориальной целостности государств-членов, система кризисного реагирования должна быть дополнена политическим механизмом мониторинга и предотвращения возможных конфликтов. Соответствующие предложения планируется вынести на рассмотрение Совета министров иностранных дел ОДКБ в ближайшее время. В планах - значительное усиление информационно-аналитического блока, которое позволит на новом качественном уровне прогнозировать развитие военно-политической обстановки в зоне ответственности Организации.
Вместе с тем кризисное реагирование является не единственной задачей, стоящей в повестке дня Организации.
Значительное внимание уделяется созданию Объединенной группировки войск (сил) в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности, которая призвана стать основной сдерживающей силой на этом направлении. Продолжается работа по развитию совместных (российско-белорусской и российско-армянской) группировок сил и средств. Предпринимаются шаги по созданию интегрированных систем военного назначения, включая образование Объединенной системы ПВО государств - членов ОДКБ и Единой системы технического прикрытия железных дорог.
Серьезные надежды возлагаются на процессы военно-экономической кооперации, которая призвана дополнять существующий в Организации уже несколько лет механизм военно-технического сотрудничества. Основными инструментами взаимодействия на этом направлении являются Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) и Деловой совет при МКВЭС, в рамках которых решаются вопросы сохранения специализации производств ОПК государств-членов, прорабатываются предложения о создании совместных предприятий государств ОДКБ по разработке, производству, утилизации и ремонту техники и вооружений.
Интенсифицируется политическое сотрудничество в формате ОДКБ. На базе Секретариата регулярно проводятся встречи экспертов и консультации по наиболее актуальным проблемам международной и региональной безопасности. В ноябре 2008 года обсуждались вопросы практической реализации инициативы Президента России о разработке нового всеобъемлющего, юридически обязывающего Договора о европейской безопасности. Очень конструктивно прошел недавний обмен мнениями по ситуации с невоенным транзитом грузов для нужд Международных сил содействия безопасности в Афганистане, в ходе которого были подтверждены принятые руководством стран положительные решения по этому вопросу. В ближайших планах активизация политической работы в рамках Рабочей группы при СМИД по Афганистану, запланированы консультации по проблеме нераспространения ОМУ.
ОДКБ активно налаживает сотрудничество с другими международными и региональными организациями. Установлены конструктивные связи с ООН. Интенсивными темпами развивается взаимодействие с ОБСЕ: намечены конкретные сферы сотрудничества с Антитеррористическим подразделением и Центром по предотвращению конфликтов. Достигнуто принципиальное согласие с руководством Евросоюза о проведении консультаций экспертов двух организаций в целях расширения сотрудничества по ряду направлений. Естественно, находясь на постсоветском пространстве, ОДКБ уделяет особое внимание работе с Содружеством независимых государств, Евразийским экономическим сообществом, Шанхайской организацией сотрудничества. Этой теме была посвящена седьмая Международная научно-практическая конференция, проведенная в Москве в декабре 2008 года.
Важным элементом взаимодействия в формате ОДКБ выступает Парламентская ассамблея, которая играет значительную роль в обеспечении единых подходов к гармонизации законодательства, работает над сближением правовых полей государств-членов. ПА ОДКБ также является важным механизмом политической работы как внутри государств-членов, так и во внешнеполитической сфере. Гибкость парламентской деятельности позволяет проявлять большую оперативность и открытость при реагировании на актуальные события международной жизни, при установлении контактов с нашими партнерами. Например, в январе этого года состоялась встреча руководителей делегаций национальных парламентов в Парламентской ассамблее ОБСЕ, на которой впервые достигнуты договоренности о координации совместной работы в этой структуре.
В формате Организации наращиваются совместные усилия по противодействию незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции, организованной преступности и т.д. Для координации национальных мероприятий созданы и успешно функционируют необходимые координационные механизмы - вспомогательные органы ОДКБ, объединяющие руководителей национальных компетентных ведомств, - координационные советы по противодействию незаконному обороту наркотиков, вопросам борьбы с незаконной миграцией, чрезвычайным ситуациям, а также рабочие группы экспертов при Комитете секретарей советов безопасности (КССБ) по вопросам информационной политики и безопасности, вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Основная цель ОДКБ заключается в том, чтобы выйти на практическое взаимодействие соответствующих служб, обеспечить возможность каждодневного сотрудничества рядовых служащих, получить реальную отдачу от прилагаемых усилий. Для этого под эгидой ОДКБ регулярно проводятся коллективные специальные оперативно-профилактические операции.
Инициированная в 2003 году антинаркотическая операция "Канал" подтвердила свою эффективность и получила высокие оценки как руководства глав государств-членов, так и ООН. В ней активно задействованы и страны, не входящие в ОДКБ, в том числе США, Китай и члены Евросоюза. С 2009 года операция преобразуется в постоянно действующий региональный проект ОДКБ, что позволит перейти на качественно новый уровень межгосударственного и межведомственного взаимодействия в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков как на центральноазиатском, так и на других направлениях.
На ежегодной основе проводится комплекс оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций под условным наименованием "Нелегал", который предусматривает совместные усилия по перекрытию каналов незаконной миграции граждан третьих стран и пресечению преступной деятельности обеспечивающих трафик лиц и организованных групп.
В настоящее время отрабатываются замыслы аналогичных мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту оружия ("Арсенал") и преступлениям в сфере информационно-коммуникационных технологий ("Прокси").
Таким образом, Организация Договора о коллективной безопасности находится в начале нового этапа своего развития. Предстоит кропотливая работа по созданию комплексной системы кризисного реагирования, способной противостоять широкому спектру угроз и гарантировать безопасность в зоне ответственности ОДКБ, что в перспективе обеспечит Организации положение головной региональной организации по обеспечению всех видов безопасности государств-членов и позволит стать ядром системы безопасности на постсоветском пространстве в условиях возможного дальнейшего осложнения военно-политической ситуации в мире.