Обзор новинок западной историографии

Для общественного мнения России и, думаем, не только нашей державы, религиозные войны - сложное явление истории средневековой Европы, выразившееся в острой борьбе католиков против кальвинистов (гугенотов), то есть событий, предшествовавших разработке Вестфальской системы международных отношений. Исходя из такой посылки, у читателей может априори сложиться впечатление о предлагаемой статье, как о неком экскурсе в дела давние и имеющие крайне отдаленное отношение к миру XXI века. Хотим сразу же и ясно сказать о намерении проанализировать использование историческим Западом религиозного фактора во второй половине XX - начале XXI века, то есть как во времена холодной войны, так и в последовавший период, когда множатся попытки США и их атлантических сторонников навязать человечеству ту шкалу ценностей, которая, по словам С.В.Лаврова, «все больше отрывается от своих собственных христианских корней и все менее восприимчива к религиозным чувствам людей других вероисповеданий»1. Имеем в виду осветить в указанном контексте и соответствующую принципиальную линию поведения мирового католицизма.

Работа в библиотеке отделения ООН в Женеве в июле 2014 года позволила ознакомиться с последними исследованиями видных мировых историков, политологов и религиоведов, специализирующихся на истории религии и Ватикана, включая нынешний этап - понтификат действующего Папы Франциска. Представляем результаты проведенного анализа и сделанных обобщений. Надеемся, что запуск полученных данных в академический оборот послужит углублению изучения роли и места религиозного фактора в международных отношениях начала XXI века.

Решив сконцентрироваться на католицизме, мы в полной мере сознаем, что у ислама и индуизма примерно равное с Римско-католической церковью (РКЦ) число последователей - каждая из этих религий опирается более чем на 1 млрд. приверженцев (католиков в мире - 1 млрд. 230 млн. человек2). Но вряд ли вызовет спор наша констатация наличия в исламе и индуизме множества школ и движений, тогда как у католиков существует единый руководящий центр, что делает более полной организацию работы данной церкви. К тому же РКЦ является единственной мировой религией, располагающей суверенным и признанным международным правом субъектом - государством-городом Ватикан, или официально Святым престолом, поддерживающим дипломатические отношения с подавляющим большинством стран мира. Так, по положению на начало 2014 года у Ватикана существовали дипломатические отношения со 180 государствами3, он активно участвовал и участвует в работе ведущих международных организаций (ООН, ОБСЕ и др.).

На Западе в последние годы вышла в свет целая серия, на наш взгляд, содержательных исследований, посвященных различным аспектам деятельности католической церкви, в том числе относящихся к новейшей истории. Считаем возможным назвать стержневые из опубликованных только в США работ: Barron, Robert. Catholicism: A Journey to the Heart of the Faith. New York, 2011; Сunningham, Lawrence. An Introduction to Catholicism. New York, 2009; O’Collins, Gerald, and Mario Farrugia. Catholicism: The Story of Catholic Christianity. New York, 2004; Viadmar, John. The Catholic Church through the Ages: A History. New York, 2005; Woods, Thomas E. How the Catholic Church Built Western Civilisation. Washington, 2005; Roberts, Tom. The Emerging Catholic Church: A Community’s Search for Itself. New York, 2011; Сafardi, Nicolas P. Voting and Holiness: Саtholic Perspectives on Political Participation. New York, 2012; Heyer, Kristen E., Mark J. Rozell, and Michael A. Geneovese, eds. Catholics and Politics: The Dynamic Tension between Faith and Power. Washington, 2008; Weigel, George. The End and the Beginning: Pope John Paul II - The Victory of Freedom, the Last Years, the Legacy. New York, 2010. Особо хотим выделить опирающуюся на солидную фактологическую основу книгу Дж.Аллена «Католическая церковь» (John L. Allen jr. The Catholic Church. What everyone needs to know. New York, 2013).

Дж.Аллен - один из ведущих ватиканистов США, 16 лет проработавший в Риме в качестве обозревателя крупнейшего североамериканского информагентства, специализирующегося на проблематике РКЦ, «National Catholic Reporter», сотрудничал с CNN, NPR, публиковал свои материалы в «New York Times», специализированном приложении итальянской газеты «La Stampa» - «Vatican Insider», с начала 2014 года отвечающий за публикации в газете «Boston Globe» о католицизме. Придерживается консервативных взглядов и явно поддерживает концепцию универсальной мировой религии. Восторженно акцентирует в названной нами монографии участие Иоанна Павла II в «разгроме коммунизма» и утверждает, что историки могут продолжать дебаты о том, был ли «мягкой силой» Папа Римский из Польши, а Рейган и Тэтчер - «грубой силой». Но, по словам религиоведа, «каждый должен признать, что картина была бы иной, если бы польский Папа не вдохновил и не поддержал движение «Солидарность» на его родной земле, запустив духовную революцию по всему советскому блоку»4.

Аллен располагает обширными знаниями о Ватикане и порой, когда выступает с призывами к единению наиболее консервативных сил католицизма (этому посвящалось его обращение к членам печально известного образования «Опус Деи», разделяющих крайне ретроградные позиции), как бы претендует на роль партнера и собеседника РКЦ. Однако он явно оказался застигнутым врасплох отставкой Бенедикта XVI и избранием Папой Римским кардинала Х.М.Бергольо из Аргентины. Эти вопросы оказались, по сути, за скобками его книги, а ведь именно они занимают сегодня многих в мире. В своих статьях журналист пытается разобраться с происходящим сегодня в Ватикане, анализирует инициативы нового понтифика, строит какие-то прогнозы, но, как представляется, пока он в поисках ключа к «загадкам Папы Франциска». Тем не менее и последняя книга Аллена, и многие его статьи по католической тематике могут быть, полагаем, полезными при проведении различных исследований.

Интересными считаем и недавно опубликованные в США книги об использовании религиозного фактора на ряде этапов холодной войны. В них не только нашли отражение еще несколько лет назад засекреченные данные, но и откровенные признания особой важности религии в «налаживании политического противостояния». Назовем некоторые наиболее показательные в данной связи работы: T.Jeremy Gunn. Spiritual Weapons: The Cold War and the Forging of an American National Religion. Westport, 2009; Jonathan P. Herzog. The Spiritual-Industrial Complex: America’s Religious Battle against Communism in the Early Cold War. New York, 2011; William Inboden. Religion and American Foreign Policy, 1945-1960: The Soul of Containment. New York, 2008; David E. Settje. Faith and War: How Christians Debated the Cold and Vietnam Wars. New York, 2011.

В этих монографиях рассматривается история холодной войны с точки зрения США. У.Айнбоден и Дж.Герцог приводят обстоятельную фактологию места религии в начале холодной войны и ее взаимодействия с внешней политикой Вашингтона. Айнбоден подкрепляет свои взгляды рассказом о ключевых фигурах осуществленных мер, а Герцог концентрирует внимание на том, что и как было сделано в США различными институциями и структурами. Т.Джереми Ганн освещает историю концепции «американской национальной религии» в увязке со стремлением руководства государства, военными, деловым миром обеспечить религиозную поддержку целям холодной войны. Д.Ситтдж исследовал тот же вопрос, но с точки зрения отношения христианских СМИ и тех дебатов, которые развернулись в США относительно государственной политики в холодной войне и, в частности, в ходе интервенции во Вьетнаме. По словам крупного американского религиоведа Дж.Уолласа, данные четыре книги содержат историю стратегического и тактического использования религии со стороны США во время холодной войны5.

Айнбоден отмечает, что для Сталина была очевидна значимость религии в культурной жизни США и он рекомендовал Громыко, назначенному послом СССР в США, каждое воскресенье бывать в церкви, слушать проповеди для понимания их воздействия на американские мировоззрение и систему ценностей6. Начиная с 1945 года на состояние ментальности и нравственности американцев значительное влияние оказывал Президент Г.Трумэн, не просто убежденный баптист, но и человек, глубоко веривший в то, что Бог и история привели его в Белый дом для «противодействия вызову СССР». Айнбоден убедительно демонстрирует, и Герцог вторит ему, что для Трумэна холодная война была «не чем иным, как религиозной войной»7.

Приведем ряд исторических фактов, описанных Айнбоденом. Так, летом 1947 года Советом национальной безопасности США была утверждена секретная директива, поручавшая ЦРУ предотвратить победу итальянских коммунистов на предстоявших тогда в Италии парламентских выборах. В ответ на просьбу Папы Пия XII о помощи резидент ЦРУ в Риме Дж.Энглтон передал более 10 млн. долларов одному из политизированных объединений Римско-католической церкви - «Ационе каттолика» и Христианско-демократической партии Италии. В итоге такого денежного вливания удалось добиться поражения коммунистов на выборах в апреле 1948 года8, наладить сотрудничество США и Ватикана в существовавшей тогда обстановке.

Религиозные убеждения Президента Д.Эйзенхауэра, по выводам Айнбодена, не ограничивались риторикой, и его администрация осуществила конкретные шаги по встраиванию религии во внешнюю политику. Так, на Ближнем Востоке государственных деятелей-мусульман призывали совместно с США вести «священную войну» против коммунизма, была запущена «Программа поддержки православной церкви», имевшая своей единственной целью поощрение инакомыслия в среде духовенства, а в Юго-Восточной Азии культивировалась обработка буддийских и исламских иерархов для противостояния экспансии китайских коммунистов и недопущения распространения коммунизма9.

Дж.Герцог первым применил термин, относящийся к главным действующим силам эпохи холодной войны - «духовно-промышленный комплекс». По его мысли, это определение существенно отличается от дефиниции Эйзенхауэра «военно-промышленный комплекс», поскольку характеризует «боровшихся за религиозное возрождение»10. Ученый подразделил названный комплекс на три учрежденческих компонента - политические инстанции, службы безопасности, общественные институты - и развернуто поведал об использованных методах и формах для «углубления духовности» персонала перечисленных структур11. Насыщенным представляется описание Герцогом активности Президента Трумэна и его администрации в «наращивании религиозности и нравственности Вооруженных сил США при обеспечении боеготовности и безопасности нации».

Т.Дж.Ганн рассматривает историю религиозного фактора в холодной войне через призму разработки концепции «американской национальной религии», опиравшейся на три основы: теизм руководства государства, военное превосходство, капитализм, и прочно связывает генезис этого явления с холодной войной, «реакцией на угрозы со стороны Советского Союза и мирового коммунизма»12. Созданное в этих условиях «духовное оружие» вскоре привело, по выводам историка, к втягиванию американских религиозных иерархов и групп в организованный ЦРУ переворот в Гватемале, а затем - к вооруженной операции США во Вьетнаме13.

Исследование Д.Ситтджа касается середины холодной войны, конкретно периода с 1964 по 1975 год, и сконцентрировано на рассмотрении взаимосвязи «религии, политики и внешней политики»14 на этапе, когда проявились и усилились антивоенные настроения в США. Указано, что большинство американцев смирилось с итогами войны во Вьетнаме. Но внимание там акцентировано на отказе американских консервативных христиан отречься от антикоммунистических убеждений и создании ими мощной политической силы - правые христиане. А эта сила, как отмечается, привела к власти Рейгана и ведет настойчивую кампанию по возвращению тематики холодной войны на центральное место15. Актуальность и оправданность данного вывода очевидна, по нашему убеждению, в свете происходящего на международной арене в 2014 году.

Все названные нами авторы задаются резонным и логичным вопросом, существует ли связь между религиозными делами времен холодной войны и комплексной религиозной действительностью международных отношений начала XXI века. И следует утвердительный ответ, хотя и говорится об «отчасти случайном характере отдельных совпадений».

Что до истории отношений США с Ватиканом, то американские специалисты едины в том, что назначение Президентом Ф.Рузвельтом во время Второй мировой войны своим личным представителем при Святом престоле М.Тейлора оказалось весьма продуктивным. Именно этот эмиссар доставлял и передавал прямо в руки Пия XII послания Рузвельта, непосредственно обсуждая поднятые в них вопросы. Трумэн сохранил такой канал и продолжал пользоваться им на раннем этапе холодной войны16. Взаимодействие официального Вашингтона и Ватикана получило со временем, констатируют историки, значительное развитие, что особо проявилось после избрания Иоанна Павла II и провозглашения Рейганом приверженности идеалам веры и свободы17. Ватикан однозначно трактуется давним и надежным союзником США. Мелькают интересные выводы о природе современной религиозной жесткости, проявляемой в церковных и околоцерковных кругах. Герцог, к примеру, убежден: «Всплеск нынешнего религиозного консерватизма подзаряжается и наследием духовно-промышленного комплекса»18.

Все говорит за то, что изучение связи религии и политики во время холодной войны будет продолжено с новыми и, возможно, неожиданными умозаключениями. Ждут ведь своего рассекречивания документы 1970-1980-х годов. При этом ряд современных выводов западных политологов, включая процитированные нами, вряд ли прозвучали бы в ходе жесткой идеологической конфронтации Запад - Восток. Надеемся, что последует реакция академического мира Запада и на реверсные кульбиты столиц атлантических государств в отношении нашего Отечества в 2014 году. Особо хотим выделить раздающиеся там утверждения, будто Советский Союз с его коммунистической идеологией, по крайней мере, оставался в рамках выработанной на Западе системы идей, в то время как новая Россия возвращается к собственным традиционным ценностям, коренящимся в православии, и вследствие этого становится еще менее понятной19.

Как бы ни относились в западном мире к нашим предостережениям об опасности восприятия России в качестве противника, в центре начинающихся дебатов, полагаем, окажутся мысли, изложенные С.В.Лавровым на протокольном мероприятии по случаю православной Пасхи 28 мая 2014 года. Там тогда было сказано: «Мы никому не навязываем свою точку зрения и убеждения, но уверены, что в современном мире необходимо признавать право друг друга быть разными, без чего немыслимо демократическое развитие ни внутри государства, ни на международной арене. Нет сомнений, что унылое однообразие в духе «конца света», которое еще не так давно представлялось многим вполне реальным и как бы оправдывающим движение в сторону однополярной модели мироустройства, не состоялось. Картина динамичного и успешного мира будущего может быть только яркой и многоцветной, основанной на плодотворном партнерстве различных культур и цивилизаций»20.

Приход к руководству РКЦ Папы Франциска вызвал в мире большой интерес к его фигуре, выдвигаемым инициативам, осуществляемым практическим шагам, состоянию и перспективам католицизма, в целом - роли и месту религии в жизни международного сообщества XXI века. Ответить на такие вопросы пытаются религиоведы и политологи разных уровней, и, несмотря на то что прошло всего полтора года после избрания нынешнего главы Ватикана, уже опубликовано чрезвычайно большое количество книг и исследований, посвященных очерченным вопросам. Как в любом деле, есть достойные и содержательные работы, но есть и «скороспелки» с едва скрываемой коммерческой подоплекой. Об этих последних «опусах» заметим, что вне зависимости от страны происхождения их авторов сделаны они как по единому шаблону - поездка в Аргентину для контактов с теми, кто лично знал и взаимодействовал с Х.М.Бергольо, проведение встреч с родными и близкими понтифика, беглый обзор отдельных папских документов и заявлений.

Анализ действительно научных, по нашему мнению, трудов считаем нужным начать с бытующего объективного мнения об изрядно подпорченном имидже РКЦ, финансовых махинациях лиц, руководивших банковской системой Ватикана, серии случаев педофилии со стороны церковнослужителей, массового перехода верующих-католиков на американском континенте в лоно протестантов и сектантов. Сторонники критической оценки находят относящимся к прошлому заключение крупного американского ученого и специалиста по менеджменту П.Друкера о католической церкви как одном из трех наиболее организованных в мире объединений наряду с «Дженерал Моторс» и прусской армией в силу способности проводить операции планетарного масштаба с весьма ограниченным по численности центральным аппаратом21.

Факты, однако, подтверждают высокую степень слаженности и результативности в деятельности РКЦ. Судя по последним ватиканским данным, из 1,2 млрд. католиков примерно 412 тысяч - священники, а 5 тысяч - епископы, архиепископы и кардиналы. Это означает, что духовенство составляет только полпроцента от общего количества католиков22. Большинство верующих РКЦ - то есть более 750 млн. человек проживает ныне в Латинской Америке, Африке, Азии. Ожидается, что к середине XXI века три четвертых всех католиков будут жителями южного полушария23. Эти уточнения делаем для понимания читателями надежд и настроений, высказываемых в РКЦ в связи с преобразованиями, начатыми Папой Франциском.

При проведении исследований по современному Ватикану настоятельно рекомендуем прежде всего ознакомиться со следующими печатными работами кардинала Х.М.Бергольо в бытность его архиепископом Буэнос-Айреса:

Bergoglio, Jorge Mario SJ. Ref-lexiones en esperanza. Buenos Aires, 1992;

Bergoglio, Jorge Mario SJ. Ponerse la patria al hombro: Memoria y camino de esperanza. Buenos Aires, 2004;

Bergoglio, Jorge Mario SJ. La nación por construir: Utopia, pensamiento y compromiso. VIII Jornada de de Pastoral Social. Buenos Aires, 2005;

Bergoglio, Jorge Mario SJ. Sobre la acusación de si mismo. Buenos Aires, 2005;

Bergoglio, Jorge Mario SJ. Corrupción y pecado: Algunas reflexiones en torno al tema de la corrupción. Buenos Aires, 2005;

Bergoglio, Jorge Mario SJ. Educar, elegir la vida:Preguntas para tiempos dificiles. Buenos Aires, 2005;

Bergoglio, Jorge Mario SJ. Educar: Exigencia y passión. Desafios para educadores cristianos. Buenos Aires, 2006;

Bergoglio, Jorge Mario SJ. El verdadero poder es el servicio. Buenos Aires, 2007;

Bergoglio, Jorge Mario SJ. Nosotros como ciudadanos, nosotros como pueblo. Hacia un Bicentenario en justicia y solidaridad 2010-2016. Buenos Aires, 2011;

Bergoglio, Jorge Mario SJ. Mente abierta, corazon creyente. Buenos Aires, 2012;

Bergoglio, Jorge Mario SJ. En Ėl solo la esperanza: Ejercicios espirituales a los obispos espanoles. Madrid, 2013;

Bergoglio, Jor ge Mario SJ. Papa Francisco: Pilares de un pontificado. Las grandes lineas del Magisterio del Cardinal Jorge Mario Bergoglio. Madrid, 2013.

Предложенный перечень носит развернутый характер, но, считаем, на этой базе можно проследить гносеологические корни не только социальных воззрений действующего понтифика, но и его убежденности в особой роли мировой периферии в делах РКЦ, безальтернативности диалога католицизма с другими религиями.

Написанная Х.М.Бергольо совместно с раввином из Буэнос-Айреса и его другом А.Скоркой книга24 обычно рассматривается в мире под углом ее пронизанности духом межрелигиозного диалога.

Назовем теперь труды, заслуживающие, по нашему мнению, изучения и разработки высказанных в них соображений. На первый план выносим книгу аргентинского журналиста-религиоведа С.Рубина и итальянской исследовательницы Ф.Амброджетти «Папа Франциск: новый Папа рассказывает о себе»25, основанной на ответах самого Х.М.Бергольо на конкретные и разного рода вопросы касательно его жизни, служения и мировосприятия. Особо выделяем раздел, в котором теперь уже глава мирового католицизма горячо ратует в пользу «культуры встречи религий и цивилизаций», чрезвычайной важности диалога26. В близком по форме ключе создана книга главного редактора ведущего теоретического журнала Ватикана «Ла Чивильта каттолика» А.Спадаро «Папа Франциск: моя дверь всегда открыта»27, включающая не только интервью с понтификом, но и развернутые ссылки на его высказывания и соображения, представленные по разным поводам.

Анализу существенных монографий, сосредоточенных на фигуре и мировоззрении Папы Франциска, намерены посвятить отдельную статью, но сейчас хотим сделать акцент на мнении ватиканистов о глубинной приверженности понтифика делу мира и недопущения конфликтов любого рода. Известный и в нашей стране испанский писатель и историк Марио Эскобар выпустил в 2014 году в США книгу под названием «Мирная революция: перемены, начатые Папой Франциском в католической церкви»28. В ней, подводя итоги первого года деятельности главы мирового католицизма, политолог утверждает, что «стратегия Х.М.Бергольо направлена против любой конфронтации»29.

Видный английский религиовед П.Веллили в его фундаментальной книге «Па-па Франциск: развязывая узелки»30 на богатом иллюстративном материале демонстрирует использование аргентинской военной хунтой в годы ее правления (1976-1983 гг.) приемов и методов холодной войны, трактуя происходящее в их стране «первыми битвами третьей мировой войны». Поэтому, как следует, Х.М.Бергольо не понаслышке знает о подобном, а его соответствующее отношение опирается на личный опыт и знания31.

В настоящий момент очевидны попытки втянуть Ватикан в новое переиздание холодной войны, сделать РКЦ участницей современной «религиозной битвы». Понятно, что не только внешние силы подталкивают к тому РКЦ. В рядах самого католицизма немало тех, кто ностальгирует по прошлому. Но в XXI веке, когда формируется многоцентричный мир, множатся ряды сторонников истинной, а не подчиненной узким эгоистичным страстям нравственности. Хочется верить в предстоящее научное изучение данного аспекта.

 

1http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/412C7BA2A5A1E66544257CED0059D4DF

 2http://www.news.va/it/news/annuario-pontificio-aumentano-i-cattolici-nel-mond

 3http://www.news.va/it/news/il-corpo-diplomatico-presso-la-santa-sede

 4John L. Allen jr. The Catholic Church. What everyone needs to know. New York, 2013. P. 6.

 5James C. Wallace. A Religious War? The Cold War and Religion // Journal of Cold War Studies. Vol. 15. №3. Summer 2013. P. 162-180.

 6William Inboden. Religion and American Foreign Policy, 1945-1960: The Soul of Containment. New York, 2008. P. 1.

 7Ibid. P. 1, 2, 114-115. Айнбоден поясняет, что религия в холодной войне применялась в двойном качестве - «как повод и как инструмент».

 8Ibid. P. 119-138.

 9Ibid. P. 289-294, 300, 305.

10Jonathan P.Herzog. The Spiritual-Industrial Complex: America’s Religious Battle against Communism in the Early Cold War. New York, 2011. P. 6-7.

11Ibid. P. 112-124.

12T.Jeremy Gunn. Spiritual Weapons: The Cold War and the Forging of an American National Religion. Westport, 2009. P. 8.

13Ibid. P. 108-130.

14David E. Settje. Faith and War: How Christians Debated the Cold and Vietnam Wars. New York, 2011. P. 2-3.

15Ibid. P. 161-174.

16William Inboden. Op. cit. P. 119-138.

17Ibid. P. 321.

18Jonathan P. Herzog. Op. cit. P. 205.

19http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/412C7BA2A5A1E66544257CED0059D4DF

20http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/CCC70EEB910543E844257CE600477D3A

21http://www.businessweek.com/managing/content/dec2010/ca20101216_586852.htm

22http://it.radiovaticana.va/news/2014/05/29/annuario_pontificio_cresce_la_chiesa_nel_mondo/1101154

23Idid.

24Bergoglio Jorge Mario y Abraham Skorka. Sobre el cielo y la tierra. Buenos Aires/New York, 2010.

25Sergio Rubin e Francesca Ambrogetti. Papa Francesco: il Nuovo Papa si racconta. Milano, 2013.

26Ibid. P. 105-111.

27Antonio Spadaro. Pope Francis: My door is always open. London, 2014.

28Mario Escobar. La Revolución Pacifica: Los Cambios que el Papa Francisco ha comenzado en la Iglesia Catolica. Nashville (USA), 2014.

29Ibid. P. 126.

30Paul Vallely. Pope Francis: Untying the knots. London, 2013.

31Ibid. P. 63-94.