Книга Э.Фазельянова* (*Фазельянов Э. Диалог цивилизаций. Россия и мусульманский мир. М.: Международные отношения, 2013. 360 с.) неслучайно начинается с громкого и бесспорного утверждения, что «происходит заметный поворот в развитии международных отношений». Оно, как и название, сразу настраивает читателя на восприятие исследуемой проблемы в широком контексте мирового развития. Автор считает, и с ним можно согласиться, что современная глобальная ситуация недооценена, что многие конфликтные отношения, в том числе и проблемы религиозного экстремизма и терроризма, противостояния Запада и исламского мира зачастую рассматриваются упрощенно по аналогии с прошлым. Автор, а он не только исследователь, но и дипломат, в настоящее время посол России в Омане, ставит перед собой задачу сформулировать новый взгляд на эти проблемы с акцентом на практические вопросы взаимоотношений России и мусульманского мира.

Автор справедливо указывает, что в растущем количестве конфликтов в мире в начале XXI века все больше проявлений расизма, ксенофобии, религиозного экстремизма. Во многом именно эти факторы перекрывают глубинные экономические и политические причины конфликтов, провоцируют их обострение, выступают на первый план. Наиболее заметным становится в последнее время исламский фактор, когда, с одной стороны, проявления исламского экстремизма становятся причиной обострений конфликтов или даже самих конфликтов, а с другой - исламофобия, непонимание особенностей культуры исламских народов провоцируют тот самый экстремизм. Автор правомерно подчеркивает, что, наряду с усилиями по урегулированию собственно конфликтов, растет потребность в усилиях по противодействию распространению конфликтности неполитическими средствами, необходимость налаживания взаимоотношений между представителями мусульманского и западного (в широком смысле) мира, информированности о традициях и образе жизни друг друга.

Интересной является мысль автора о том, что новыми конфликтами современности, наряду со старым «Восток - Запад», стали антиглобалистские выступления, в которых все большее участие принимают религиозно-политические организации и группировки, в основе идеологии которых лежат стремление удержать традиционные ценности, недовольство стереотипами, царящими в современной западной культуре. Но и в этой тенденции наиболее активно проявляется радикализм исламских группировок.

Автор обращает внимание на то, что, наряду с воинствующим радикализмом определенных исламских группировок, немалую роль в формировании «проблемы исламского экстремизма» в 1990-х годах сыграло стремление определенных сил Запада, вызванное, возможно, опасениями дезинтеграции западных структур, найти нового оппонента взамен утраченного в лице социалистической системы.

В современном мире, отмечает автор, все более насущным становится не просто урегулирование отдельных конфликтов, а обеспечение глобальной и региональной безопасности, формирование модели мироустройства XXI века, основанной на коллективном плане действий, в свою очередь опирающегося на основополагающие духовные ценности, принцип единства всего живого, стремление, несмотря на различия, жить в мире и согласии. И в этом, возможно, главным является межцивилизационный, межрелигиозный диалог. При этом, подчеркивает Э.Фазельянов, речь не идет о стирании различий, наоборот, сохранение атмосферы в широком смысле культурного разнообразия в многополярном мире - залог стабильности и одновременно диалектического развития.

Одна из наиболее острых проблем - борьба с экстремизмом, как совершенно справедливо указывает Э.Фазельянов, она не только не стала менее острой, но и осложнена появлением новых угроз. Ответ на них, считает он, необходимо искать как на макроуровне международных контактов, так и на микроуровнях отдельных стран, их общественных групп. Причем важнейшей формой такого поиска должен являться не только широкий международный, но и межцивилизационный и межкультурный диалог по ключевым проблемам современности, в котором необходимо участвовать как экспертам, так и политическим и культурным элитам.

Значительное место в исследовании посвящено России. По мнению автора, и с ним нельзя не согласиться, Россия в силу уникальности своего географического положения в центре Евразии, исторически сложившегося мультикультурализма и векового мирного сожительства различных религий, прежде всего христианства и ислама, может и должна быть не только примером сосуществования христианства и ислама внутри страны, но и проводником, мостом сотрудничества этих цивилизаций на Земле. Она не должна допустить раскола мировой цивилизации по религиозной разделительной линии. Интерес представляет также анализ автором практических аспектов взаимодействия России и мусульманского мира в торгово-экономической и инвестиционно-банковской сферах. Он приводит оценки потенциала стран Организации исламского сотрудничества (ОИС) в расширении и диверсификации связей, в том числе и в области инновационных и высокотехнологичных разработок.

Исследование Э.Фазельянова обращено в будущее, в нем рассматриваются основные проблемы взаимодействия цивилизаций не только сегодняшнего дня, но и те, которые зарождаются и могут стать центральными в ближайшем будущем. Ряд выводов автора представляет большой практический смысл. Привлекает то, что автор подчеркивает необходимость выстраивания и укрепления дружественных отношений России и мусульманского Востока, большую эффективность сотрудничества со странами - членами ОИС, особенно учитывая близость подходов по таким проблемам, как борьба с транснациональным терроризмом, наркоторговлей и трансграничной преступностью, экстремизмом, массовой бедностью, эпидемиями и др. Масштаб этих вызовов диктует необходимость усиления многосторонних институтов и региональных структур, в первую очередь центральной и координирующей роли ООН.

Книга, несомненно, вызовет внимание специалистов как в России, так и за рубежом, прежде всего в исламских странах, и тех читателей, которые интересуются перспективными направлениями внешней политики, проблемами внешнеэкономических и общественных связей России в меняющемся мире, задумываются над моделями мироустройства в XXI веке.