25 июня 2014 года стало известно, что Международный комитет Красного Креста (МККК) признал ополченцев юго-востока Украины «стороной военного конфликта», о чем заявил на пресс-конференции премьер-министр Донецкой народной республики А.Бородай и продемонстрировал соответствующий меморандум. Такое признание МККК является знаковым сигналом для международного сообщества, который устанавливает международно-правовой статус вооруженного противостояния на Украине. С точки зрения МККК речь идет о немеждународном вооруженном конфликте.

О международно-правовом признании вооруженного конфликта

Признание внутриукраинского военного конфликта МККК прежде всего позволяет юридически установить воюющие стороны конфликта и вести боевые действия с соблюдением норм международного гуманитарного права, Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним 1949 года, касающихся немеждународных вооруженных конфликтов, а не продолжать совершать безнаказанные преступления против человечности под предлогом якобы борьбы Вооруженных сил Украины, а также лиц из числа Национальной гвардии Украины и «Правого сектора» против «террористов и бандитов» Юго-Востока.

Согласно международному праву, гражданское население, не участвующее в войне, пользуется неприкосновенностью. Воюющие стороны обязаны щадить гражданские объекты, включая жилища, сооружения, средства транспорта, убежища, больницы и т. д.; продукты питания, районы их производства, а также источники воды. В соответствии с I и II дополнительными протоколами 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года, в отношении гражданского населения запрещаются убийства, насилие над здоровьем, физическим или психическим состоянием; пытки всех видов; телесные наказания; увечья; надругательство над человеческим достоинством, включая унизительное или оскорбительное обращение; принуждение или непристойное посягательство в любой его форме; взятие заложников; коллективные наказания; угрозы совершить указанные действия.

О преступлениях украинских силовиков

Украинские силовики совершают многочисленные военные преступления, направленные на убийства мирных граждан, умышленно применяют оружие, артиллерию, бронетанковое вооружение и авиацию, в том числе с символикой ООН. Продолжаются целенаправленные разрушения объектов промышленности, энергетики, связи и транспортной инфраструктуры, зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения, а также больниц, детских садов и школ. Действия Вооруженных сил Украины, совместно с лицами из числа Национальной гвардии Украины и «Правого сектора», против мирного населения вынуждают жителей Украины покидать места своего проживания на юго-востоке. В результате обстрелов среди мирного населения растет число убитых и раненых. Обстрелам подвергаются мирные жилища и транспорт, в том числе защищенный флагом с эмблемой Красного Креста, перевозящий женщин, детей, стариков, раненых и других гражданских лиц.

Особое «внимание» направлено против журналистов, которые объективно освещают украинскую трагедию и мешают вооруженным преступникам, наделенным властью, скрывать свои деяния, которые они ежедневно совершают на территории Украины. Журналисты по своему статусу не являются участниками вооруженного конфликта. По сведениям организации «Репортеры без границ», за прошедшие полгода на Украине подверглись нападениям или были ранены более 200 журналистов. Так, 18 мая этого года украинские военнослужащие взяли в заложники граждан России - журналистов «Лайф ньюс» О.Сидякина и М.Сайченко, которых незаконно удерживали до 24 мая, причиняя им физические и психические страдания. 25 мая в результате минометного обстрела в районе села Андреевка Славянского района погибли итальянский фотокорреспондент А.Роккелли и его российский переводчик А.Миронов. Жертвами конфликта стали журналисты ВГТРК И.Корнелюк и А.Волошин,
сотрудник украинской газеты «Вести» В.Веремий. 30 июня, получив ранение в живот, погиб российский оператор Первого телеканала А.Клян. С требованиями провести расследования и обеспечить
безопасность представителям СМИ выступили ООН, ОБСЕ и Госдепартамент США.

Согласно ст. 6 Устава Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников от 8 августа 1945 года, военными преступниками признаются и несут индивидуальную ответственность лица, которые, действуя индивидуально или в качестве членов организации, совершили любое из следующих преступлений: преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров; военные преступления, а именно: нарушения законов или обычаев войны, включая убийства, истязания гражданского населения, военнопленных, заложников, ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и др.; преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права государства, где они были совершены, или нет.

«Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления такого плана».

К запрещенным средствам ведения войны прежде всего относится применение оружия массового уничтожения, включая химическое. 10 октября 1980 года в Женеве была принята специальная Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие, и протоколы к ней, в которых запрещается применение определенных видов обычного оружия, включая любое оружие, ранящее осколками, ограничивается применение наземных мин, мин-ловушек и установленного зажигательного оружия. Кроме этого, запрещается незаконно использовать отличительные эмблемы Красного Креста, ООН, а также флаги, эмблемы, форменную одежду нейтральных государств или государств, не находящихся в конфликте.

Об уголовной ответственности по российскому законодательству

Законодательство Российской Федерации также содержит нормы, предусматривающие уголовную ответственность в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ст. 12 УК РФ), и в случае применения запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ). Еще 30 мая 2014 года на основании упомянутых статей Главное следственное управление СК России возбудило уголовное дело в отношении «пока неустановленных военнослужащих Вооруженных сил Украины, а также лиц из числа Национальной гвардии Украины и «Правого сектора» по фактам обстрелов городов Славянск, Краматорск, Донецк, Мариуполь и иных населенных пунктов, провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 356 УК РФ (применение запрещенных средств и методов ведения войны)».

В ч. 3 ст. 12 УК РФ закреплено, что «иностранные граждане… совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации… а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане… не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации».

Следственный комитет, в силу универсальной юрисдикции, признает факт совершения преступлений, совершаемых против мира и безопасности человечества, против мирных граждан, и приступает к сбору доказательств вины каждого причастного к преступлениям - «от рядового бойца Нацгвардии до тех, кто отдает им приказы убивать мирных граждан»*. (*Из выступления официального представителя, руководителя Управления взаимодействия со СМИ СК России В.И.Маркина.)

Международно-правовые основания возбуждения уголовного дела в Российской Федерации ставят несколько важных правовых вопросов, касающихся не только самого статуса вооруженного конфликта, правовых оснований возбуждения уголовного дела, а также возможных последствий и ответственности за преступления.

Согласно положениям упомянутой ч. 3 ст. 12 УК РФ, уголовной ответственности подлежат иностранные граждане, совершившие преступление вне территории России, против ее интересов или интересов российского гражданина, в случаях, предусмотренных международным договором России. К российским международным договорам, применимым к ситуации, сложившейся на Украине, прежде всего относятся упомянутые четыре Женевские конвенции от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны; а также дополнительные протоколы к этим конвенциям от 8 июня 1977 года, касающиеся защиты жертв международных вооруженных конфликтов; защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов и принятия дополнительной отличительной эмблемы (от 08.12.2005), участниками которых являются как Россия, так и Украина.

По смыслу конвенций, речь в них идет о договоренностях «Высоких Договаривающихся Сторон», которыми, бесспорно, являются государства. Возбуждение уголовного дела со стороны Главного следственного управления СК России означает как факт признания вооруженного конфликта, так и факт признания воюющих сторон. Причем вопрос о статусе такого конфликта с точки зрения его международного или немеждународного характера, как представляется, зависит от возможного статуса признания ополченцев Юго-Востока Украины. От решения этого вопроса в известной степени зависит и круг упомянутых международных договоров, применимых к сложившейся ситуации.

Об ответственности по международному праву

В международном праве признается и применяется норма об универсальной юрисдикции, она закреплена не только в ряде международных договоров, практике Европейского суда по правам человека, но и во внутригосударственном законодательстве государств, их судебной практике, касающейся международно-правовых преступлений. Например, в украинском законодательстве такая норма записана в ст. 8 УК Украины. В российском законодательстве также установлена норма об универсальной юрисдикции в п. 3 ст. 12.

Международное право исходит из того, что государство, осуществляющее универсальную юрисдикцию, действует с целью поддержания международного мира и безопасности и выступает в качестве представителя мирового сообщества против преступных проявлений: подделки денежных знаков; распространения наркотических средств и психотропных веществ; незаконного захвата воздушных судов; нарушения безопасности гражданской авиации и морского судоходства; преступлений апартеида, захвата заложников, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; распространения ядерного материала; вербовки, использования, финансирования и обучения наемников; бомбового терроризма, организованной транснациональной преступности и их финансирования и др.

Как справедливо отмечает профессор А.Г.Волеводз, об использовании универсальной юрисдикции в отношении военных преступлений свидетельствует судебная практика различных государств мира:

1. В 1994 г. боснийский серб Р.Сарич, находившийся на территории Дании с целью получить убежище, за убийства и пытки пленных в боснийском лагере был приговорен датским судом к восьми годам заключения. При этом суд квалифицировал его действия как серьезные нарушения ст.ст. 129 и 130 Третьей Женевской конвенции, ст.ст. 146 и 147 Четвертой Женевской конвенции в совокупности со ст. 8 (5) Уголовного кодекса Дании.

2. В 1997 г. Верховный Суд Баварии (ФРГ) признал боснийца Дьяжича виновным в четырнадцати эпизодах убийств, основываясь на п. 1 пар. 6 Уголовного кодекса ФРГ («убийство») и ст.ст. 3, 146, 147 Четвертой Женевской конвенции 1949 года.

3. В 1997 г. Верховный Суд Нидерландов за военные преступления, совершенные в отношении мусульман в Боснии и Герцеговине, осудил боснийского серба Д.Кнешевича.

4. В 2004 г. окружной суд Роттердама (Нидерланды) осудил гражданина Демократической Республики Конго за пытки, совершенные им в отношении граждан Демократической Республики Конго на территории этого государства.

5. В 2005 г. окружной суд Гааги (Нидерланды) осудил двух бывших афганских генералов тайной полиции Афганистана за военные преступления и пытки, совершенные в 1980-х годах в Афганистане в отношении граждан Афганистана.

6. В 1997 г. Военный трибунал г. Лозанны (Швейцария) приговорил к пожизненному заключению гражданина Руанды Ф.Ньонтезе, который был признан виновным в военных преступлениях, совершенных в Руанде в 1994 г. Этот приговор был подтвержден Кассационным военным трибуналом Швейцарии.

7. В 2005 г. суд в Великобритании приговорил афганского полевого командира Ф.Зардада к 20 годам тюремного заключения за совершение актов пыток и захвата заложников в отношении афганцев в Афганистане в середине 1990-х годов.

8. В 2005 г. судья в Великобритании вынес постановление о заключении под стражу бывшего израильского генерала Д.Альмога в связи с его участием в серьезных нарушениях Женевских конвенций в секторе Газа.

В соответствии с нормой об универсальной юрисдикции иностранные граждане, совершившие преступление вне пределов России, несут уголовную ответственность по российскому законодательству в случаях, предусмотренных международным договором России, если они не были осуждены за это деяние в иностранном государстве по причине неспособности или нежелания государства прибегнуть к судебному преследованию. Норма п. 3 ст. 12 применяется к международным преступлениям против мира и безопасности человечества, к преступлениям международного характера, а также захвату заложников, пиратству, работорговле, геноциду, пыткам и др., ответственность за которые предусмотрена в законодательстве Российской Федерации в соответствии с ее международно-правовыми обязательствами, предусмотренными международными договорами.

О личной ответственности преступников
по международному праву

2 июля этого года Басманный суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия и заочно арестовал назначенного Верховной Радой губернатора Днепропетровской области И.Коломойского, который вместе с назначенным Верховной Радой министром внутренних дел Украины А.Аваковым обвиняется в организации убийств и применении запрещенных средств и методов ведения войны, похищении людей; воспрепятствовании законной деятельности журналистов в период с этого года.

По версии следствия, И.Коломойский, действуя согласованно с А.Аваковым и другими лицами из числа высших руководителей Минобороны Украины, совершил преступления против мира и безопасности человечества: умышленно с целью убийства гражданских лиц организовал и руководил проведением подконтрольными и подчиненными им по службе военнослужащими Вооруженных сил Украины, вооруженными членами Национальной гвардии Украины и «Правого сектора», а также бойцами батальона специального назначения «Днепр» МВД Украины, созданного и финансируемого И.Коломойским, войсковой операции. В ходе этой операции при обстрелах городов Славянска, Краматорска, Донецка, Мариуполя и иных населенных пунктов провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик в нарушение норм международного права умышленно с целью убийства неограниченного числа гражданских лиц обще-опасным способом по мотивам политической ненависти применялись системы залпового огня «Град», авиационные неуправляемые ракеты, имеющие кассетную головную часть, и другие виды тяжелого наступательного вооружения неизбирательного действия, в результате чего были убиты или похищены более 100 гражданских лиц, включая выполняющих свою служебную деятельность российских журналистов, итальянского фотокорреспондента, а также причинен вред здоровью различной степени тяжести более 200 мирных граждан, полностью либо частично разрушено и сожжено более 500 жилых домов. Помимо этого, были разрушены объекты коммунального хозяйства и жизнеобеспечения, больницы, детские и общеобразовательные учреждения, вследствие чего более 50 тыс. жителей упомянутых городов вынужденно покинули постоянные места своего проживания, прибыв на территорию Российской Федерации.

Следственный комитет России исходит из того, что ни одно из преступлений, совершенных на Украине против своего народа и российских граждан, не останется безнаказанным и после решения суда даст поручения соответствующим правоохранительным органам о скором установлении местонахождения обвиняемых и заключении их под стражу.

Что касается возможных последствий и форм реализации ответственности за преступления, совершенные представителями Вооруженных сил Украины, Национальной гвардии Украины и «Правого сектора», то, кроме уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации, целесообразно принимать все правовые меры для прекращения боевых действий и справедливого наказания преступников, начиная с осуждения в рамках Совета Безопасности ООН и вплоть до возможного создания специального международного органа - трибунала по Украине и т. п.