В апреле 2014 года исполнилось 20 лет со дня скорбной даты - начала геноцида народности тутси в Руанде. Трехмесячный геноцид, организованный народностью хуту при фактическом бездействии ключевых международных игроков и ООН, не только предопределил будущее Руанды* (*Руандийский патриотический фронт, свергнувший правительство геноцидариев-хуту в июле 1994 г., был позже преобразован в политическую партию, которая по настоящее время сохраняет свои доминирующие позиции во главе с политическим лидером Полем Кагаме - бессменным Президентом Руанды с 2000 г.). Его последствия оказали решающее влияние на весь регион - район Великих озер (РВО), в первую очередь на соседнюю Республику Заир, переименованную в мае 1997 года в Демократическую Республику Конго (ДР Конго). Во время и после геноцида из Руанды в Заир бежали несколько сотен тысяч беженцев - как тутси, так и хуту** (**Среди них были и непосредственные участники геноцида, скрывавшиеся на заирской территории с молчаливого согласия тогдашнего Президента Заира Мобуту Сесе Секо от свергнувшего геноцидариев нового руандийского правительства тутси.). В результате этого на востоке Заира возник крупный очаг напряженности, подпитываемый внутренними межэтническими и политическими противоречиями. Именно он и привел к краху ослабленного режима Мобуту в 1997 году и началу годом ранее вооруженного конфликта, продолжающегося на востоке ДР Конго по сей день.

Этот конфликт стал крупнейшим по числу жертв со времен Второй мировой войны (лишь за период 1998-2007 гг. погибло 5,4 млн. человек)1 и во многом определил сегодняшнюю ситуацию в ДР Конго2 - стране, занимающей последнее место по ВВП на душу населения* (*По данным Всемирного Банка (ВБ) за 2012 г.) и по индексу человеческого развития** (**По данным Программы развития ООН за 2012 г.) , предпоследнее место в мире по доступу населения к электричеству*** (***По данным ВБ за 2011 г.). ДР Конго входит в пятерку крупнейших стран по числу внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) (порядка 3 млн. человек)**** (****По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) за 2013 г.) и уровню смертности (1,6%; 14,6% детей до пяти лет). В то же время она является одним из главных получателей иностранной помощи (2,86 млрд. долл.)***** (*****По данным ВБ за 2012 г.). В республике дислоцирован крупнейший в мире миротворческий контингент ООН - Миссия ООН по стабилизации в ДР Конго (МООНСДРК). По данным Департамента операций ООН по поддержанию мира, в марте-апреле 2014 года штат МООНСДРК насчитывал 25 643 сотрудника, 19 523 из них - миротворцы. МООНСДРК является также самой дорогостоящей миссией ООН с годовым бюджетом в 1,46 млрд. долларов.

Несмотря на международную помощь и присутствие миротворцев, конфликт на востоке страны так и остается неурегулированным. В четырех восточных провинциях ДР Конго (провинция Восточная, Северное Киву и Южное Киву, Катанга) продолжают действовать несколько десятков незаконных вооруженных формирований (НВФ), которые зачастую подменяют собой государственную власть на местах.

С такими неутешительными результатами ДР Конго приближается к другой дате - президентским выборам 2016 году, результаты которых будут определять развитие республики еще на пять лет. Их главную интригу можно назвать уже сейчас. Согласно действующей Конституции, нынешний Президент ДР Конго Жозеф Кабила не может принять в них участие - Основной закон страны разрешает главе государства находиться у власти лишь два срока подряд. Хотя Ж.Кабила стал Президентом ДР Конго в 2001 году, после гибели своего отца, его первый пятилетний срок на посту главы государства принято отсчитывать с 2006 года, когда он выиграл первые президентские выборы (их проведение стало возможно лишь после принятия в ходе общенационального референдума нынешней Конституции, в 2005 г.). Однако и президент, и окружающая его политическая элита уже не раз демонстрировали желание сохранить статус-кво, в том числе путем изменения Основного закона.

Дебаты о возможном выдвижении Ж.Кабилы на новый срок шли в политических кругах страны уже несколько лет, однако своего апогея они достигли в марте 2014 года. Тогда один из видных представителей пропрезидентских сил - национальный секретарь правящей президентской Народной партии за восстановление и демократию (НПВД) Клод Машала - выступил с петицией, в которой прямо призвал к пересмотру Конституции для сохранения власти в руках действующего главы государства. Непосредственно после этого, 20 марта в загородной резиденции Ж.Кабилы Кингакати за закрытыми дверьми прошел неформальный съезд членов правящего блока «Президентское большинство». Его генеральный секретарь, председатель нижней палаты конголезского парламента Обин Минаку не стал раскрывать повестку дня и результаты этой встречи, ограничившись обтекаемыми заявлениями о том, что Ж.Кабила действовал и будет действовать исключительно в соответствии с Конституцией3. Очевидно, что подобная интерпретация вполне допускает возможность внесения изменений в Основной закон до 2016 года. Местные аналитики сходятся во мнении, что центральной темой съезда в Кингакати стали предстоящие выборы, а также возможные варианты участия в них Ж.Кабилы, который заручился поддержкой правящего большинства на новый президентский срок.

Подобная постановка вопроса не нова для Центрально-Африканского региона. Президенты соседних с ДР Конго государств - Жозе Эдуарду душ Сантуш (Ангола), Дени Сассу-Нгессо (Республика Конго), Йовери Кагута Мусевени (Уганда), Роберт Габриэль Мугабе (Зимбабве) - уже давно обрели славу «политических долгожителей». Однако повторить их историю успеха Ж.Кабиле будет гораздо сложнее, поскольку против его третьего срока уже выступили ключевые западные партнеры ДР Конго - США и Бельгия.

В ходе рабочего визита в Киншасу 3-4 мая 2014 года госсекретарь США Дж.Керри на закрытых переговорах с конголезским президентом рекомендовал ему отказаться от планов по пересмотру Конституции и участия в выборах в 2016 году. При этом публично американец занял более мягкую позицию, призвав к проведению «свободных, справедливых и прозрачных выборов», и туманно заявил, что Ж.Кабила «еще может принести пользу своей стране»4. Кроме того, госсекретарь объявил о том, что США выделят 30 млн. долларов на проведение выборов в ДР Конго, в также анонсировал выделение 1,2 млрд. долларов на нужды республики в течение ближайших пяти лет. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Как уже отмечалось ранее, ДР Конго является одним из крупнейших получателей международной финансовой помощи, от которой в значительной степени зависит функционирование государственной системы страны. Для этого достаточно сравнить размер средств, ежегодно предоставляемых донорами (порядка 2,5-3 млрд. долл.), с официальным бюджетом страны, утвержденным на 2014 год (8,9 млрд. долл.). По опыту предыдущих лет стоит ожидать, что он будет исполнен на 50-60%. В результате, по самым скромным оценкам, доля «внешних средств» в реальных бюджетных расходах конголезского правительства должна составить 25-30%. Остальная часть донорской помощи будет потрачена на внебюджетные проекты, а также передана конголезской стороне в неденежном выражении.

В силу ограниченности своих финансовых ресурсов конголезское правительство вынуждено опираться на внешнюю помощь даже в тех ключевых вопросах, от решения которых зависит развитие национальной экономики и укрепление государственной безопасности. Так, для восстановления железнодорожной инфраструктуры в провинции Катанга - крупнейшем центре промышленной добычи природных ресурсов - был привлечен Всемирный банк (ВБ). В марте 2014 года в рамках проекта «Мультимодальный транспорт» он безвозмездно передал Национальной компании железных дорог Конго (госмонополия в сфере железнодорожных перевозок) первую партию рельс для восстановления разрушенной железнодорожной сети провинции. Характерно, что ВБ взял на себя не только оплату и доставку этого груза в ДР Конго, но и организацию «оздоровления» системы управления госмонополии.

Еще более ярким примером служит позиция конголезского правительства по финансированию третьего Национального плана по разоружению, демобилизации и реинтеграции экс-комбатантов (РДР). Он призван организовать нормальную мирную жизнь нескольких тысяч боевиков, которые сдались в плен Вооруженным силам ДР Конго (ВС ДРК) и МООНСДРК5 и уже несколько месяцев находятся в лагерях временного содержания. Существующий риск возвращения сдавшихся к незаконной вооруженной деятельности обуславливает исключительную важность реализации плана РДР для национальной безопасности республики. Между тем Министерство обороны ДР Конго, разрабатывающее этот документ, исходит из того, что конголезское правительство может взять на себя лишь 10% предусмотренных расходов. Остальная часть, как полагают в министерстве, будет оплачена странами-донорами* (*Суммарные расходы на реализацию третьего Национального плана РДР оцениваются без малого в 100 млн. долларов.).

При этом конголезские власти не предпринимают каких-либо видимых попыток сократить свою зависимость от международной помощи. Напротив, представители стран-доноров в неформальных беседах указывают на распространенность в ДР Конго иждивенческих настроений, зачастую подогреваемых личными интересами, что значительно снижает эффективность предоставляемой стране помощи. В частности, согласно обнародованному в конце 2013 года докладу Европейской счетной палаты (ЕСП), выделенные в период 2003-2011 годов структурами ЕС 1,9 млрд. евро для нужд ДР Конго были израсходованы недостаточно эффективно. Аудиторы подвергли критике отсутствие координации, планирования и системы учета рисков и отбора получателей европейской помощи, а также излишнюю «амбициозность» задач, которую ставили перед собой представители Евросоюза. В результате, как отмечается в документе, «менее половины из запущенных программ достигли или способны достигнуть желаемых результатов»6.

В этой связи западные страны-доноры все чаще выдвигают конголезцам жесткие условия предоставления помощи, которые зачастую выходят за рамки простого обеспечения отчетности и финансовой дисциплины и приобретают характер политического давления. В таком контексте Дж.Керри в ходе переговоров вполне мог напрямую увязать предоставление 1,2 млрд. долларов, а также другой американской помощи с неучастием Ж.Кабилы в выборах 2016 года.

Положение конголезского президента еще больше осложнилось, когда необходимость сохранения и уважения положения действующей Конституции ДР Конго открыто поддержал Жан-Паскаль Лабиль, министр сотрудничества в целях развития Бельгии, - крупнейшего европейского донора Киншасы.

Ж.Кабила, по имеющейся информации, попытался «переломить» подобное развитие ситуации во время визита в Париж 21 мая 2014 года. Сам факт его приглашения во Францию Президентом Ф.Олландом, который еще в 2012 году, накануне саммита франкофонии в Киншасе, подверг конголезского лидера резкой критике, расценивали в Киншасе как позитивный знак. Так, официальный представитель правительства ДР Конго Ламбер Менде в преддверии встречи открыто заявил: «Все изменилось, Президент Франции, наконец, понял, что Кабила совсем не такой, каким его считали раньше»7. Однако в ходе и этой встречи Ж.Кабиле также не удалось добиться какой-либо ощутимой поддержки выдвижения своей кандидатуры на новый президентский срок. Основной темой переговоров стал кризис в соседней с ДР Конго ЦАР и перспективы его урегулирования. При этом Ж.Кабила находился в Париже фактически на «осадном положении». Из-за угроз со стороны уже давно обосновавшейся здесь непримиримой конголезской оппозиции глава ДР Конго передвигался по французской столице в постоянном окружении солдат Республиканской гвардии (РГ) - спецподразделения по обеспечению безопасности президента.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения Ж.Кабилы, стала активизация контактов западных дипломатов и руководства МООНСДРК с представителями оппозиционных конголезских политических партий, которые выступили категорически против его третьего срока. Оппозиционеры также назвали провокацией властей опубликованный 26 мая Национальной независимой избирательной комиссией (ННИК) календарь избирательного цикла на 2014-2015 годы для городских, муниципальных и местных выборов8. При этом в нем полностью отсутствовала информация о сроках проведения президентских выборов, что в конголезской оппозиции посчитали попыткой ННИК перенести их на более поздний срок с целью отсрочить вынужденный уход Ж.Кабилы со своего поста.

В таких условиях конголезский лидер пошел на нестандартный шаг. 31 мая этого года он провел внеочередную встречу с представителями аккредитованного в Киншасе дипломатического корпуса. Президент открыл встречу заявлением о том, что последние успехи ВС ДРК в борьбе с НВФ, в частности разгром «Движения 23 марта» (М23), практически полная нейтрализация боевого потенциала угандийских боевиков из Объединенных демократических сил (ОДС), а также сообщения о возможном скором разоружении участников Демократических сил освобождения Руанды (ДСОР) открывают дорогу для восстановления страны и развития ее экономического потенциала. Однако главной темой стала политика.

Ж.Кабила осудил попытки организовать в обход конголезских властей «параллельный диалог» между правящим большинством, оппозицией и представителями ННИК, предпринятые в ряде аккредитованных в Киншасе дипмиссий, которые тем самым явно вышли за пределы своей компетенции. По его словам, в ДР Конго нет институционального кризиса и страна не нуждается во внешнем управлении, которое уже доказало свою неэффективность* (*Ж.Кабила ссылается на Международный комитет по оказанию поддержки в переходный период, который действовал в ДР Конго в 2003-2006 гг.). Как пишет местная пресса, Ж.Кабила подверг жесткой критике «странную позицию» представителей западных стран, «которые постоянно стремятся изолировать экстремистов у себя на родине и в то же время предоставляют трибуну экстремистским партиям в своих посольствах в ДР Конго»9. Кроме того, президент открыто обвинил крупнейших западных доноров - Великобританию, Францию, США, Бельгию и Канаду - в излишней толерантности по отношению к представителям конголезской оппозиции, осевшим за рубежом, которые безнаказанно ведут «преступную и криминальную деятельность против ДР Конго», прикрываясь лозунгами борьбы за демократию.

Таким образом, конголезский лидер послал четкий сигнал Западу о неприемлемости его вмешательства во внутренние дела ДР Конго, особенно в контексте предстоящих президентских выборов. Между тем этот сигнал был проигнорирован. Уже 3 июня группа международных представителей, также известная как «пятерка спецпосланников» (спецпосланник Генерального секретаря ООН по РВО Мэри Робинсон, Африканского союза - Бубакар Дирра, Европейского союза - Коэн Вервеке, США - Расс Файнголд, спецпредставитель Генерального секретаря ООН в ДРК, глава МООНСДРК Мартин Коблер), провела «круглый стол» с представителями главных оппозиционных партий ДР Конго в рамках реализации резолюции СБ ООН №2098 (2013 г.)** (**Текст резолюции, в частности, подразумевает участие ООН в организации всеобъемлющего внутриполитического диалога в ДР Конго.). По его итогам «пятерка» публично поддержала одно из главных требований оппозиции - опубликовать официальную дату проведения президентских выборов в 2016 году10.

При этом Р.Файнголд провел отдельную пресс-конференцию, в ходе которой разъяснил нюансы американской позиции. По его словам, США будут настаивать на проведении президентских выборов до конца 2016 года в соответствии с Конституцией, которая должна остаться неизменной. Американец откровенно заявил, что Ж.Кабила уже сыграл свою важную роль в истории ДР Конго, организовав в 2006 году в стране выборы, которые были признаны международным сообществом демократическими11. Тем самым представитель США в очередной раз «бросил тень» на результаты выборов 2011 года, которые оспорил занявший на них второе место оппозиционер Этьен Чисекеди. Кроме того, Р.Файнголд поддержал инициативу М.Коблера по организации серии встреч с представителями политических партий и гражданского общества для нахождения консенсуса в отношении избирательного процесса, которая, по мнению американца, никоем образом не ущемляет суверенитет ДР Конго. Характерно, что Ж.Кабила, который ранее также провел встречу с международными спецпосланниками, предостерег их от любых попыток вмешательства во внутренние политические дела республики, в частности в связи с предстоящими выборами.

Таким образом, внешние игроки ясно дали понять конголезскому лидеру, что они не собираются отказываться от активного участия в подготовке президентских выборов 2016 года и в случае выдвижения на них Ж.Кабилы явно будут на стороне его оппонентов.

Между тем препятствовать выдвижению действующего конголезского президента на третий срок будут и внутренние факторы.

В отличие от многих стран Африки южнее Сахары для ДР Конго характерен значительный политический плюрализм. По данным МВД ДР Конго, в 2014 году в стране зарегистрировано 455 партий, более 100 из них представлены в парламенте (для сравнения, нижняя палата парламента - Национальное собрание - насчитывает 500 депутатов, верхняя палата - Сенат - 108 сенаторов). Крупнейшим политическим объединением является блок «Президентское большинство» под предводительством президентской НПВД, к которой примкнули более 70 политических формирований. Вместе с тем оппозиция в ДР Конго достаточно многообразна и сильна, по итогам выборов 2011 года, ее представители заняли четверть мест в Национальном собрании. В частности, лидера одной из крупных оппозиционных партий «Союз за демократию и социальный прогресс» (СДСП) Э.Чисекеди на президентских выборах 2011 года, по официальным данным, поддержала треть избирателей.

Помимо этого в стране функционируют независимые и оппозиционные СМИ. Для населения характерна высокая политическая и социальная активность. Общественные организации жителей провинций и отдельных населенных пунктов нередко выступают с политическими декларациями. Характерным примером стало обнародование петиции Организации гражданского общества территории Ликаси (район в провинции Катанга), жители которой публично выступили против какого-либо изменения Конституции страны12.

Особое развитие в стране получила правозащитная деятельность, которая щедро спонсируется западными донорами. Всего в ДР Конго, по данным Министерства юстиции, на 1 июня 2014 года зарегистрированы 23 614 национальных и международных правозащитных неправительственных организаций (НПО) (22 648 и 966 соответственно). Среди них наибольшее влияние имеют национальная сеть НПО по правам человека RENADHOC, крупнейшая конголезская НПО «Голоса безголосых», а также крупная африканская правозащитная организация ASADHO. На постоянной основе в стране работают и структуры ООН: представители УВКПЧ, отделение Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, Объединенное управление ООН по правам человека в ДР Конго и т. д. В режиме реального времени они собирают всю доступную информацию по известным случаям нарушения прав человека в республике.

Очевидно, что в таких условиях любые попытки Ж.Кабилы удержаться у власти не останутся незамеченными и приведут к молниеносной и резко негативной реакции значительной части конголезского общества.

Ситуация осложняется тем, что в случае массового общественного недовольства действующий глава государства не сможет рассчитывать на полную лояльность органов госвласти, в том числе и силового блока. Зарплата среднего чиновника конголезского министерства в Киншасе не превышает 50-70 долларов, при этом государство фактически не выплачивает госслужащим пенсии и другие обязательные выплаты, зафиксированные в трудовом законодательстве страны. Ситуация в провинциальных министерствах еще хуже. Нерешенный за десятилетнее пребывание Ж.Кабилы у власти финансовый вопрос вызывает скрытое недовольство в средних и низших эшелонах государственного аппарата, что обуславливает невысокую эффективность работы отдельных ведомств и масштабную коррупцию.

Аналогичная ситуация наблюдается в среде силовиков. Это наглядно продемонстрировали драматические события 30 декабря 2013 года. В тот день сторонники одного из оппозиционно настроенных религиозных деятелей совершили атаки на ряд государственных учреждений в нескольких городах страны. При этом их действия поддержала часть солдат и офицеров ВС ДРК, дислоцированных в Киншасе. В таком контексте Ж.Кабила может полностью полагаться лишь на находящиеся в его непосредственном подчинении силы Республиканской гвардии, а также спецучреждения разведки и внутренней безопасности.

Наконец, положение Ж.Кабилы осложняется и распространенными в ДР Конго этническими противоречиями. Выходец с востока страны, Ж.Кабила назначает на ключевые государственные посты, как правило, представителей восточных провинции (прежде всего Катанги), что вызывает закономерное раздражение у остальной части страны. В результате, согласно официальным результатам выборов 2006 и 2011 годов, на западе ДР Конго, включая столицу, традиционно сильны оппозиционные настроения. Их укрепляет и непубличность президента, который старается избегать массовых мероприятий и общения со СМИ.

Однако, как уже не раз демонстрировали примеры африканских стран, одни лишь внутренние факторы вряд ли смогут привести к добровольному уходу со своего поста Ж.Кабилы, в руках которого имеется достаточно инструментов, чтобы предопределить итоги голосования в 2016 году* (*В первую очередь речь идет о ННИК, которая, в частности, располагает единственной существующей базой данных переписи граждан ДР Конго, что теоритически дает ей неограниченные возможности по «манипулированию» со списками избирателей.). Определять же состав участников президентской гонки и по большому счету имя следующего президента республики будет внешний фактор - воздействие на избирательный процесс западных игроков.

q

Стоящий сейчас перед Ж.Кабилой выбор нельзя назвать простым. Прислушавшись к требованиям Запада и покинув кресло президента в 2016 году, Ж.Кабила рискует утратить все свое политическое влияние, не приобретя ничего взамен. Вместе с ним свои позиции утратит и значительная часть его политического окружения.

Если действующий глава конголезского государства все же решится изменить Конституцию и принять участие в президентских выборах, его отношения со странами Запада резко обострятся. США и страны ЕС, вероятнее всего, не признают итоги подобных выборов демократическими и будут использовать весь арсенал имеющихся у них инструментов давления на Ж.Кабилу и его окружение. Введение политических, «изоляционных» санкций, активно практикуемое в последнее время странами Запада против руководства ДР Конго, вряд ли будет иметь для нынешнего конголезского президента серьезные последствия.

Гораздо более болезненным для руководства страны станет неминуемое сокращение финансовой помощи ДР Конго со стороны западных доноров, а также подконтрольных им международных организаций, что напрямую повлияет на эффективность и управляемость системы органов государственной власти. При таком развитии событий весьма вероятно перераспределение Западом освободившихся средств на нужды оппозиции внутри страны и за ее пределами, что еще более обострит политическую обстановку в республике.

В этом случае Ж.Кабила будет стремиться заручиться политической и финансовой поддержкой других крупных экономических партнеров, прежде всего Китая и ЮАР, которые имеют значительные интересы в ДР Конго. Кроме того, действующий президент может попытаться привлечь на свою сторону и новых крупных союзников.

При этом озвученная задолго до проведения выборов жесткая позиция Запада фактически не оставляет Ж.Кабиле пространства для маневра. В частности, возможный третий вариант - перенос выборов на более поздний срок «по техническим причинам» (проведение новой переписи населения, поиски необходимого финансирования и т. д.) - был с ходу отвергнут спецпредставителем США Р.Файнголдом.

Между тем, по мнению ряда местных экспертов, мощный прессинг США и ЕС, требующих ухода Ж.Кабилы, может лишь навредить наметившемуся процессу стабилизации в ДР Конго. В условиях массовой коррупции, насилия и дисфункции судебной системы проведение президентских выборов не решит, а во многом усилит эти хронические проблемы страны, поставив ее на грань новой эскалации многолетнего вооруженного конфликта.

 

 

 1Mortality in the Democratic Republic of Congo. An ongoing crisis // International Rescue Committee. 2007 // URL: http://www.rescue.org/sites/default/files/resource-file/2006-7_congoMortalitySurvey.pdf

 2Евдокимов И.Д., Сидорова Г.М. «Восточный» кризис в Демократической Республике Конго и проблема его урегулирования // Международная жизнь. 2013. №11. С. 53-65.

 3Aubin Minaku: «Le président de la République est respectueux de la constitution et il la respectera»  // Radio Okapi. 12.03.2014 // URL: http://radiookapi.net/actualite/2014/03/21/aubin-minaku-le-president-de-la-republique-est-respectueux-de-la-constitution-il-la-respectera/

 4Elections: les Etats-Unis appellent au respect de la constitution en RDC // Radio Okapi. 05.05.2014 // URL: http://radiookapi.net/actualite/2014/05/05/elections-les-etats-unis-appellent-au-respect-de-la-constitution-en-rdc/

 5Значительный рост числа сдавшихся в плен боевиков был вызван успешными действиями ВС ДРК при поддержке МООНСДРК, которые привели к разгрому в ноябре 2013 г. сильнейшего из действовавших на востоке Республики НВФ - «Движения 23 марта» (М23). Подробнее см.: Евдокимов И.Д., Сидорова Г.М. Указ. соч.

 6EU support for governance in the Democratic Republic of the Congo / Special report №9 // European Court of Auditors. 2013 // URL: http://www.eca.europa.eu/Lists/ECADocuments/SR13_09/SR13_09_EN.pdf

 7France-RDC: ce qu’est venu chercher Joseph Kabila à Paris-Jeune Afrique // Radio Okapi. 22.04.2014 // URL: http://radiookapi.net/lu-sur-le-web/france-rdc-ce-quest-venu-chercher-joseph-kabila-paris-jeune-afrique/

 8Calendrier de la Ceni: une «provocation» pour maintenir Kabila, accuse Fayulu; une occasion de choisir les dirigeants de proximité (MSR) // Radio Okapi. 28.05.2014 // URL: http://radiookapi.net/actualite/2014/05/28/le-calendrier-de-la-ceni-une-provocation-pour-maintenir-kabila-au-pouvoir-accuse-lopposition/

  9Joseph Kabila rappelle à l’ordre les diplomates accrédités à Kinshasa // Les Dépêches de Brazzaville. Edition de Kinshasa. №2027. 03.03.2014.

10Elections: les «envoyés spéciaux» demandent à la Ceni de publier le calendrier global  // Radio Okapi. 04.06.2014 // URL: http://radiookapi.net/actualite/2014/06/04/elections-les-envoyes-speciaux-demandent-la-ceni-de-publier-le-calendrier-global/

11RDC : les Etats-Unis insistent sur la nécessité d’organiser la présidentielle en 2016 // Radio Okapi. 05.06.2014 // URL: http://radiookapi.net/actualite/2014/06/05/rdc-les-etats-unis-insistent-sur-la-necessite-dorganiser-la-presidentielle-en-2016/

12Katanga: la Société civile initie une pétition contre tout changement de la constitution // Radio Okapi. 18.03.2014 // URL: http://radiookapi.net/actualite/2014/03/18/katanga-la-societe-civile-initie-une-petition-contre-tout-changement-de-la-constitution/