После избрания 13 марта 2013 года архиепископа Буэнос-Айреса кардинала Хорхе Марио Бергольо главой Римско-католической церкви (РКЦ), что влечет за собой управление государством-городом Ватикан (официально именуемым Святым престолом), и принятия новым Папой Римским имени Франциск прошло не так много времени. Тем не менее уже идут обсуждения сделанного им и возможных перспектив. Высказываемые в России, США, странах Западной Европы, Латинской Америки суждения покрывают всю возможную палитру оценок - от прагматично-реалистичных до экстремистско-радикальных.
Сконцентрируемся на рассмотрении комментариев папской активности в прямой связи с тем, что на самом деле он предпринимает.
Начнем с того, что достоянием гласности стало содержание выступления тогда кардинала Х.М.Бергольо на предшествовавшем конклаву, избирающему первосвященника, сверхсекретном пленарном заседании коллегии кардиналов («генеральной конгрегации»), посвященном заслушиванию программ кандидатов на папскую тиару. Призыв аргентинского соискателя «строить церковь, которая должна выйти из самой себя, освободиться от светской духовности, лучше и полнее отражать свет Христа среди людей нашего времени, включая живущих на дальних перифериях существования», произвел сильное впечатление на выборщиков в силу «вызывающей доверие постановки темы и глубоко религиозного духа, пронизывавшего все высказанное»1.
Едва начав свою деятельность, Папа Франциск приобрел невероятную популярность: в 2013 году его имя чаще упоминалось в Интернете, чем термины «Obamacare», то есть реформа здравоохранения в США, и «NSA», то есть Агентство национальной безопасности США2. Число подписчиков Папы в «Twitter» превысило 12 млн. человек, большинство из которых читают его записи на испанском языке - 4,897 миллиона, а 4,7 млн. подписчиков пользуются английской версией3. В Италии имя Франческо стало самым распространенным среди новорожденных мальчиков. В Риме зафиксирован значительный прирост туристического потока при одновременном увеличении посещаемости базилик и храмов города. Как первое, так и второе объясняют одним и тем же - «эффектом Папы Франциска».
Оппоненты понтифика не воспринимают приведенные факты, нажимают на их «ограниченное значение» для авторитета РКЦ и Ватикана в мире.
Сошлемся, однако, на положение дел в католической церкви крупнейшей латиноамериканской страны - Бразилии. За последние 25-30 лет эту церковь покинули многие миллионы верующих, ушедших в секты, к неопятидесятникам и протестантам, и по положению на июль 2013 года католиками себя признали 57% населения. Явное торможение этого процесса при появлении первых признаков его разворота вспять, по мнению профессора Папского университета Рио-де-Жанейро А.Сампайо, непосредственно связано с «новым более гуманным, более близким к человеку, более ясным, более объективным методом понтифика»4.
Известность Франциска в немалой степени проистекает из его личных качеств - простоты, неприхотливости, открытости. Притчей стало то, что он сам собирает свой чемодан в дорогу, продолжает жить в скромном гостиничном номере, отказался от специальных красных папских туфель и по телефону попросил 81-летнего сапожника из Буэнос-Айреса привести в порядок его испытанную пару обуви. В середине ноября 2013 года Папа прибыл на встречу с Президентом Италии в Квиринальский дворец на скромной легковушке «Форд фокус», чего абсолютно не ожидали встречавшие его лица. В беседе с прихожанами одного из храмов в пригороде Рима рассказал, что в молодости зарабатывал мытьем полов и работал в химической лаборатории, трудился вышибалой в ночной дискотеке в Аргентине.
Большой резонанс получают телефонные звонки Папы страдающим и тяжело болеющим, людям, переживающим разного рода трагедии и беды. В одном из них он, отвечая беременной от женатого и брошенной женщине, заверил, что сам покрестит новорожденного, если священники ее прихода усомнятся сделать это. В конце прошлого года в ходе коллективной аудиенции на площади Св. Петра Франциск без колебаний обнял изуродованного редким кожным заболеванием человека с кровоточащими язвами на голове.
Скептики и критикующие понтифика называют упомянутое «чистой саморекламой, и только». Но они упускают то, что Ватикан веками рассматривался в мире средоточием богатства, роскоши, когда-то даже вседозволенности, тогда как для возвращения католицизма на «истинно Евангельский путь» нужна, по выражению Франциска, «бедная церковь для бедных».
Буквально сразу же после вступления в свои папские обязанности он все громче и громче заявляет о первостепенной значимости для РКЦ тех, кто забыт или отвергаем в современном обществе, - безработных, нищих, больных, престарелых. В мае 2013 года Папа сделал запись в «Twitter» о том, что жажда наживы любой ценой приводит к лишению людей занятости, а значит - средств к существованию. Другое папское послание в сети было посвящено «рабскому труду» рабочих из Бангладеш, погибших при обрушении здания их производства. В мае 2014 года Франциск написал: «Общество, бросающее детей и стариков, рубит свои корни и затемняет собственное будущее». Свой день рождения (77-летие) отпраздновал с приглашенными тремя бездомными, ночующими неподалеку от Ватикана.
Апостольское обращение от 24 ноября 2013 года «Evangelii gaudium» («Радость Евангелия») стало вехой в осуждении «распущенного капитализма», названного «новой тиранией», где «деньги - главный идол»5. Порочность мировой экономической системы, как подчеркнуто, - в ее опоре на «культ денег». Возмущение Франциска вызывает то, что смерть бездомного не попадает в выпуски новостей, а изменение банковского индекса на 2% становится сенсацией6.
Признавая достижения человечества в различных областях, в частности в здравоохранении, просвещении, связи, понтифик ставит акцент на то, что большинство мужчин и женщин нашего времени «живут убого с жалкими последствиями того». «Чтобы жить, нужно бороться, но зачастую ради мало достойной жизни». «Сегодня все включено в конкурентную борьбу и в закон более сильного, когда могущий поедает более слабого. Итогом этой ситуации стало положение, при котором большие массы населения видят себя отверженными и отодвинутыми: без работы, без перспектив, без какого-либо выхода. Живое существо само по себе рассматривается предметом потребления, который можно использовать и выбросить затем»7.
Анализируемый программный папский документ содержит во второй главе несколько разделов, посвященных острым социально-экономическим проблемам (параграфы 53-54: «Нет экономике отвержения», параграфы 55-56: «Нет новому денежному идолопоклонству», параграфы 57-58: «Нет деньгам, которые правят вместо того, чтобы служить»), но в целом обращение - церковная программа действий на ближайшее время. Франциск выдвигает амбициозный план возрождения миссионерского пыла РКЦ.
Рельефно подается стремление изменить облик католической церкви, видеть ее «покрытой синяками и грязью, с болью от постоянного пребывания на улице» - много лучше, как утверждается, чем «сидящая взаперти и пекущаяся о своей безопасности церковь»8.
Сделан призыв к христианам «обнять с любовью и уважением мигрантов-мусульман в наших странах - точно так же, как мы на-деемся, чтобы нас приняли в странах с исламской традицией»9.
Каждая встреча Папы Римского с главами иностранных государств завершается соблюдением многовековой традиции - обменом подарками. Так, к примеру, было по завершении беседы В.В.Путина с Франциском в Ватикане в конце ноября 2013 года, когда каждая из сторон, по сообщениям СМИ, вручила партнеру произведение культуры и искусства. Президенту США понтифик в конце марта 2014 года подарил среди прочего текст выше рассмотренного апостольского обращения.
Б.Обама, визит которого к Папе мировые эксперты прочно увязывают с предстоящими в США промежуточными выборами (ноябрь 2014 г.) и гонкой за голосами избирателей-католиков, обещал в ответ «читать послание в Овальном кабинете всякий раз, когда буду ощущать уныние и стараться подкрепить собственные силы и спокойствие»10.
Английский ватиканист Дж.Хупер не без сарказма отреагировал на это следующим образом: «…чтение в Овальном кабинете, возможно, будет приятным, но вряд ли оно будет так же оценено некоторыми дарителями Демократической партии»11.
Объясним, о чем идет речь. Стоило Папе Франциску дать выше приведенную оценку капитализма, как в США охарактеризовали его «чистым марксистом»12 (а это там равносильно понятию «особо опасный преступник»), пошли на угрозы и к нему применить санкции.
Кстати, итальянский журналист А.Торниелли поинтересовался в ходе интервью отношением самого Франциска к американской шумихе о его принадлежности к марксизму, на что было сказано: «Марксистская идеология неверна. Но в своей жизни я встречал множество марксистов, которые были хорошими людьми. Поэтому я не чувствую себя оскорбленным»13.
До тех пор, пока с наскоками на Папу отмечались предводители закостенелых сил США, прежде всего «Движения чаепития» (С.Пэйлин назвала его «своего рода либералом», а американский Институт экономических дел посетовал, что Папа лишен «утонченного подхода его предшественников к проблематике свободного рынка»14), казалось, что речь идет об эпизодическом явлении и не более того.
Однако неожиданно для многих владелец крупной в США сети магазинов домашней утвари «Home Depot» миллиардер и набожный католик К.Лангоне, занимающийся сбором пожертвований в объеме 180 млн. долларов для реставрации собора Св. Патрика в Нью-Йорке, громко признал: «Сказанное понтификом о капитализме вызвало колебания среди потенциальных дарителей семизначных сумм»15. Порассуждав о том, что в США «богатые ведут себя лучше, чем в других странах, и подход к ним требует меда, а не уксуса», магнат прозрачно провел мысль о возникновении угрозы перекрытия в складывающихся условиях крана финансовых вливаний американских католиков-филантропов в реализацию международных проектов РКЦ, то есть ассигнований, являющихся вместе с подобными средствами из ФРГ основными и весьма важными для казны Ватикана16.
Но вернемся к беседе главы Ватикана с Президентом США. И в канун ее, и сразу же после Б.Обама не скупился на разного рода похвальные оценки по адресу Папы Франциска. Могла как бы затеряться среди них такая его фраза: «Все это не означает, что между нами есть согласие по всем вопросам»17.
Располагающая хорошо подготовленными религиоведами итальянская газета «Ла Стампа» подвела итог саммита Ватикан - США квинтэссенцией: «Франциск и Обама против бедности, но без «священных альянсов»18. Резонно, на наш взгляд, припоминается, что подобное единство было между Рейганом и Иоанном Павлом II в антикоммунистической борьбе, между Бушем и Бенедиктом XVI по вопросам этики. «Но первый в истории южноамериканский Папа смотрит, возможно, с меньшей робостью, чем европейцы, на лидера «свободного мира», происходящего с его же континента»19.
Да и американские СМИ признают наличие значительных расхождений между понтификом и Президентом США по целому ряду актуальных тем. «Нью-Йорк таймс» вынесла в заголовок статьи о встрече в Ватикане констатацию: «Понтифик и президент ищут общее среди колючих вопросов»20. «USA Today» привела высказывание кардинала Р.Бёрк (он родом из США и возглавляет высший суд Святого престола) с жесткой критикой деятельности хозяина Белого дома: «Верно то, что политика Обамы постепенно стала все более враждебной в отношении христианской цивилизации. Он предстает целиком секулярным человеком, агрессивно продвигающим позиции, направленные против жизни и против семьи»21.
Тут, полагаем, следует сказать, что Агентство национальной безопасности США ведет прослушивание телефонных разговоров Франциска и некоторых других иерархов Ватикана, о чем, как и о американской слежке за Х.М.Бергольо начиная с 2005 года, сообщил в конце 2013 года итальянский еженедельник «Панорама», известный своей лояльностью к Ватикану22.
Сам Папа Франциск продолжает неизменно остро ставить злободневные социальные темы, не уходя от выдвижения предложений по нахождению сообразных развязок. В ходе встречи с рабочими сталелитейного комплекса из г.Терни (Центральная Италия) весной 2014 года он сказал, что для решения тяжелейшей проблемы безработицы, общей для многих европейских стран, нужно изменить нынешнюю экономическую систему, которая, будучи основанной на идолопоклонстве деньгам, продемонстрировала свою неспособность создать занятость. Последовал призыв «различным политическим, социальным и экономическим субъектам способствовать другой постановке вопроса, базирующейся на справедливости и солидарности»23.
Развернутая первосвященником кампания борьбы с коррупцией вызывает, по данным итальянских правоохранительных служб, крайне настораживающую и просто опасную реакцию со стороны итальянского преступного мира, прежде всего мафии. А Папа пошел на проведение личной встречи с родными жертв преступников и призвал мафиози покаяться и остановиться24.
В позициях Франциска по международным вопросам постоянно присутствует социальный компонент. Пример тому - его послание по случаю Всемирного дня мира, отмечаемого РКЦ ежегодно 1 января. Свое первое обращение такого рода он посвятил братству людей Земли как идеалу социальной жизни. «Братство», - подчеркнул Папа, - представляет собой важное измерение человека, который является частью сложной системы отношений, то есть существом социальным. Глубокое осознание этой социальности помогает нам видеть в других людях наших истинных сестер и братьев и обращаться с ними соответственно; без братства невозможно создать справедливое общество, в котором царил бы прочный и долговременный мир»25.
Весьма энергично отстаивает понтифик необходимость сохранения приоритета международно-правовых и нравственных начал в межгосударственном общении. Во время своих встреч с главами государств и правительств стран мира, видными общественными деятелями он выносит тезис о миротворческой способности этой работы. Принимая премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху в декабре 2013 года, понтифик говорил о том, что благодаря диалогу могут быть открыты двери, которые до того оставались накрепко закрытыми26.
Проблематика кризисных и конфликтных ситуаций в мире, и в частности на Ближнем Востоке, постоянно увязывается Папой Бергольо с использованием в целях урегулирования исключительно политических средств. В сентябре 2013 года, накануне проведения в Петербурге саммита «Группы двадцати», он, как известно, обратился к В.В.Путину с посланием, в котором выступил против силового варианта решения сирийской проблемы.
Помощник Президента России Ю.В.Ушаков в данном контексте отмечал: «Это послание послужило конструктивным фоном для обсуждения сирийского кризиса в рамках встречи лидеров «G-20» в Петербурге. После чего пошло интересное и весьма позитивное развитие с учетом инициатив, предложенных нашим президентом»27.
Миротворческую тему Папа Франциск продолжает активно продвигать, призывая к «немедленному прекращению насилия в интересах сирийского народа, чтобы все жители Сирии воспринимали друг друга не как врага или конкурента, а как брата, которого можно принять и обнять»28. Официальный Дамаск высоко оценивает эту устремленность. Понтифик вновь и вновь выражает обеспокоенность за будущее христианского населения в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Данный вопрос был, к примеру, одним из стержневых в беседе в Ватикане с Президентом Греции К.Папульясом 28 марта 2014 года29.
«Молитвенное паломничество» Франциска в Иорданию, Палестину и Израиль (24-26 мая 2014 г.) носило, как он заявлял, «сугубо религиозный характер». Но «Нью-Йорк таймс» - не единственное в мире СМИ, ставящее под сомнение такую версию, поскольку на Ближнем Востоке все, мол, связано с политикой30.
Визит, думаем, действительно вышел за рамки «церковной акции», хотя вопросы межрелигиозного диалога и религиозной свободы целеустремленно отстаивались понтификом. Так произошло потому, что Папа не ограничился общими призывами «перековать мечи на орала, покончить с насилием», а настаивал на «мирном урегулировании сирийского кризиса, справедливом решении израильско-палестинского конфликта, примирении Палестины и Израиля»31, чтобы «положить конец насилию, пойти на взаимные уступки для создания двух государств с границами, признанными международным сообществом»32. Прошедшая 8 июня этого года в Ватикане экуменическая молитва о мире и активизации тем самым усилий по прекращению израильско-палестинского конфликта, на которой присутствовали Шимон Перес и Махмуд Аббас, придала особое значение миротворчеству главы Ватикана.
Остановимся на мнении Папы Франциска о глобализации. Она, как заявляется, спасла от бедности много людей, но многих других обрекла на голодную смерть, поскольку существующая экономическая система сделала ее избирательной. При этой глобализации, как указывается, утрачиваются особенности народов, все напоминает сферу с равноудаленными от центра элементами, а нужен «многоликий многогранник, в котором каждый народ сохраняет свою культуру, язык, религию, идентичность», «сейчас же на центральном месте больше не стоит живой человек, а деньги лишь»33.
Можно продолжить перечисление примеров, отражающих верность понтифика вечным христианским ценностям. Но хотим остановиться на том, что есть силы, включая и те, что активны в самом Ватикане, которые пытаются влиять на Франциска, так сказать, корректировать его взгляды.
Информируя СМИ о повестке беседы Обама - Франциск, помощники Президента США назвали Украину в числе центральных тем. Ясно, что преследуемая при этом цель не имела ничего общего с интересами украинского народа. Да и принятый в том же марте 2014 года Папой Франциском глава Украинской греко-католической (униатской) церкви (УГКЦ) С.Шевчук, известный своим потворством вмешательству Запада в дела Украины, не просто же «рассказал о произошедшем на Украине за все три месяца, объяснил причины нахождения священнослужителей на Майдане, выделил усилия различных церквей в пользу мира в стране»34.
Франциск, в свою очередь, акцентирует важность налаживания диалога с другими, «даже если от них нас отделяет злоба. Христианин всегда ищет дорогу выслушивания и примирения, проявляя покорность и мягкость»35.
Обращаем внимание на адресованную иерархам УГКЦ и лично С.Шевчуку рекомендацию понтифика, сделанную в Ватикане в ноябре 2013 года, содействовать «наведению мостов братства с другими церквами и церковными общинами на украинской земле и в других местах, где присутствуют ваши общины»36. Завершая мартовскую 2014 года, аудиенцию и отвечая С.Шевчуку, Папа обещал сделать «все возможное для мира на Украине»37.
Беседа понтифика с нынешним главой правительства Украины А.Яценюком в конце апреля 2014 года продолжалась, по данным западной прессы, 18 минут, и главное в ней свелось к обмену подарками со смысловой нагрузкой - Яценюк презентовал фото Майдана, а Папа вручил посетителю авторучку «для подписания мирных соглашений»38.
В послании Папы Римского исполняющему обязанности главы украинского государства А.Турчинову, направленном в середине мая 2014 года, «помятуя о жертвах напряженных конфликтов, разразившихся в последние месяцы, а также о тех, кто страдает из-за нынешних событий», выражены сочувствие украинскому народу и надежда, что противоборствующим сторонам на Украине удастся прийти к мирному урегулированию конфликта, «не прекращая поиска мирных решений через диалог и переговоры, действуя терпеливо и используя все возможные средства в этом направлении». Обращаясь к главному поборнику карательной операции на юго-востоке Украины, понтифик призывает: «Я не сомневаюсь, что будет сделано все возможное, чтобы успокоить души и возобновить отношения взаимного уважения и доверия, преодолевая атмосферу неверия и притеснения»39.
Понимаем, что все эти аргументы будут отклоняться теми, кто по примеру кандидата исторических наук О.Н.Четвериковой выражает скепсис по поводу решения нашей державы повысить статус дипломатических отношений с Ватиканом до уровня посольств, демонстрирует сомнения в необходимости и эффективности встречи В.В.Путина с Папой Фрациском в ноябре 2013 года40, повторяет, что «Ватикан размывает христианские ценности»41, «осуществляет антиправославный проект»42.
Не следует, конечно же, упрощать деятельность понтифика и в целом Ватикана, как и приписывать то, что ими не делается. Нужно, уверены, помнить, что живем мы в XXI веке, когда рецепты вернуться во времена холодной войны, к теории «осажденной крепости» уже не производят былого эффекта и могут только вызывать отторжение. Хочется, чтобы авторы концепции об «антиправославии Ватикана» знали о послании патриарха Кирилла от 13 марта 2014 года Папе Франциску, в котором выделено: «С удовлетворением отмечаю высокую степень взаимопонимания и стремление с обеих сторон к укреплению православно-католического сотрудничества во имя утверждения христианских духовно-нравственных ценностей в современном мире, защиты угнетенных и служения ближним»43.
Взаимодействие Россия - Ватикан в гуманитарной и социальной сферах, по линии науки и образования, культуры и искусства все больше и больше набирает обороты, что означает одно - к старому и ветхому, ставшему достоянием истории, возврата наверняка не будет.
1http://vaticaninsider.lastampa.it/nel-mondo/dettaglio-articolo/articolo/francesco-francisco-francis-brunelli-31373/
2http://www.theguardian.com/commentisfree/2013/nov/15/atheists-pope-francis-obama-liberal-voice-change
3http://www.newsru.com/religy/27feb2014/pope_twitter.html
4http://cnnespanol.cnn.com/category/noticias/latinoamerica/brasil/
5http://www.vatican.va/holy_father/francesco/apost_exhortations/documents/papa-francesco_esortazione-ap_20131124_evangelii-gaudium_it.html
6Ibidem.
7Ibidem.
8Ibidem.
9Ibidem.
10http://www.theguardian.com/world/2014/mar/27/barack-obama-seeks-sow-seeds-common-ground-pope-francis
11Ibidem.
12http://religion.blogs.cnn.com/2013/12/02/rush-limbaugh-vs-the-pope
13La Stampa. 15 dicembre 2013.
14http://www.theguardian.com/commentisfree/2013/nov/15/atheists-pope-francis-obama-liberal-voice-change
15http://www.cnbc.com/id/101302230
16http://www.lastampa.it/2014/01/02/esteri/papa-marxista-a-rischio-i-dollari-dei-filantropi-usa-xeSaP7YNS72VYathJv880M/pagina.html
17http://www.corriere.it/cronache/14_marzo_27/obama-il-papa-ci-incalza-non-ci-abitueremo-diseguaglianze-5cc25bcc-b541-11e3-a6d7-e7d475c5f9ab.shtml
18http://vaticaninsider.lastampa.it/vaticano/dettaglio-articolo/articolo/francesco-francis-francisco-obama-obamaobama-33019/
19Ibidem.
20http://www.nytimes.com/2014/03/27/world/europe/at-vatican-meeting-pope-and-president-may-find-a-common-cause.html?_r=0
21http://www.usatoday.com/story/news/world/2014/03/26/obama-pope-vatican/6874965/
22http://www.lastampa.it/2013/10/30/esteri/spiato-anche-il-papa-il-vaticano-frena-6Dxkyw-ZebuQfNufpDBcmDP/pagina.html
23Osservatore Romano. 20 marzo 2014.
24https://www.google.ru/#newwindow=1&q=il+papa+con+le+famiglie+delle+vittime+delle+mafie.+don+ciotti:++grande+gioia+per+la+prese...
25http://www.vatican.va/holy_father/francesco/messages/peace/documents/papa-francesco_20131208_messaggio-xlvii-giornata-mondiale-pace-2014_ru.pdf
26http://vaticaninsider.lastampa.it/es/en-el-mundo/dettagliospain/articolo/netanyahu-israele-israel-papa-el-papa-pope-30346/
27http://www.newsru.com/religy/21nov2013/ushakov.html
28http://www.news.va/it/news/appello-del-papa-per-la-conferenza-di-pace-sulla-s
29http://it.radiovaticana.va/news/2014/03/28/preoccupazione_per_il_futuro_dei_cristiani_in_medio_oriente_nel/it1-785664
30http://www.corriere.it/cronache/14_marzo_04/vi-racconto-mio-primo-anno-papa-90f8a1c4-a3eb-11e3-b352-9ec6f8a34ecc.shtml
31http://www.news.va/it/news/crisi-ucraina-mons-shevchuk-papa-francesco-fara-tu
32http://it.radiovaticana.va/radiogiornale/2014/01/24/ore14/#Art_766830
33http://www.news.va/it/news/crisi-ucraina-mons-shevchuk-papa-francesco-fara-tu
34http://vz.ru/politics/2013/11/26/661301.html
35http://vz.ru/world/201 3/11/7/658459.html
36http://www.vz.ru/politics/2014/2/27/674555.html
37http://www.patriarchia.ru/db/text/3604900.html
38http://www.dailymail.co.uk/news/article-2613829/I-possible-peace-Ukraine-Pope-meets-countrys-beleaguered-PM-Russian-military-planes-invade-airspace-SEVEN-times-overnight.html
39http://www.newsru.com/religy/14may2014/franziskusbrief.html
40http://vz.ru/politics/2013/11/26/661301.html
41http://vz.ru/world/201 3/11/7/658459.html
42http://www.vz.ru/politics/2014/2/27/674555.html
43http://www.patriarchia.ru/db/text/3604900.html