Финансовые проблемы в странах еврозоны не оставили в стороне Республику Кипр (РК). Структурный кризис кипрской экономики, который развивался с 2009 года, привел к параличу банковской системы страны и вверг ее экономику в начале 2013 года в преддефолтное состояние. Если вспомнить Кипр, каким он был в недалеком прошлом, то произошедшее в марте 2013 года воспринимается как злая шутка, настолько неожиданным и нереальным это выглядело со стороны. На острове случились события, беспрецедентные для всей мировой практики. Например, конфискация депозитов в двух крупнейших банках страны, решение о которой было принято на заседании Еврогруппы, ликвидация одного из них, приостановка деятельности всех банков, ограничение свободы передвижения капитала и платежей, закрытие фондовой биржи на несколько недель фактически парализовали деятельность государства.

Тому, что Кипр оказался на грани финансовой катастрофы, способствовали несколько причин. Первая причина - страна жила явно не по средствам, тратя больше, чем зарабатывала. В первую очередь это касается непомерных расходов в госсекторе. Данная проблема не только кипрский феномен, этим «болела» вся Европа.

Вторая - спекулятивные операции ведущих кипрских банков с греческими долговыми обязательствами. После списания греческих долгов по решению Еврогруппы банки Кипра потеряли 4 млрд. евро, а страна 24% ВВП1.

Третья - сильный крен экономики Кипра в сторону «офшорного» сектора. Сумма вкладов в банках страны составляла приблизительно 835% ВВП2. Киприоты прекрасно понимали, что ВВП рос на «русские деньги» и деньги международных компаний, которые исправно платили налоги не у себя в стране, а на Кипре. Все это помогало кипрской экономике развиваться семимильными шагами.

Четвертая причина - политическая. Ни для кого не секрет, что Россия имела, да и продолжает иметь, заметное влияние на Кипре. В основе наших отношений с Кипром - многолетняя дружба двух православных народов, общие культурные традиции, многотысячная русскоязычная диаспора, которая сформировалась вследствие распада Советского Союза.

Сильный российский фактор в стране, являющейся членом Европейского союза, не мог не раздражать наших западных «друзей». Тот факт, что была поставлена задача «выдавить» Россию из этого региона средиземноморской Европы, не вызывает сомнения. То, что произошло в итоге на Кипре, было хорошо спланированной акцией. Уже в конце пребывания у власти левого правительства Президента Д.Христофиаса в ЕС была запущена кампания по дискредитации российско-кипрских связей в сфере финансов. Тема отмывания денег «российских олигархов» стала темой номер один в западных средствах массовой информации.

К приходу к власти правой администрации Президента Н.Анастасиадиса почва для «наказания» Кипра была подготовлена. С одной стороны, поставлена цель ограничить влияние России на новое кипрское правительство, с другой - провести «стрижку» якобы нечистых русских капиталов. О том, что в результате пострадал кипрский средний класс, никто уже не думал.

За годы, предшествующие кризису, подавляющее большинство киприотов привыкли жить на широкую ногу. Киприоты покупали дорогие автомобили, вкладывали деньги в недвижимость, много путешествовали. Естественно, что все атрибуты «красивой жизни» приобретались в кредит. Объем коммерческих кредитов в стране значительно вырос: при 10-процентном росте экономики кредитная масса увеличилась на 25%3. А правительство вводило все новые и новые льготы, пособия, премии… Повышались зарплаты, которые зависели, кстати, не от эффективности работы, а от выслуги лет. Самый большой рост государственных расходов приходился на содержание госаппарата: с 1,3 млрд. евро в 2000 году до 2,9 млрд. евро в 2011-м (+118%); социальные выплаты увеличились с 0,89 млрд. евро в 2000 году до 2,62 млрд. евро в 2011-м (+192%)*. (*По данным Статистической службы Кипра.)

При этом рос государственный долг: каждый год киприоты тратили больше, чем зарабатывали. К концу 2012 года совокупный госдолг Республики Кипр составил 85,8% ВВП**.(**Там же.)

Вышеперечисленные причины привели к регулярному снижению суверенного кредитного рейтинга РК и рейтингов ведущих кипрских банков - MarfinPopularBank (Кипрский народный банк) и BankofCyprus (Банк Кипра) - мировыми рейтинговыми агентствами Standard&Poor’s и Fitch, из-за чего страна потеряла доступ к международному рынку капитала4.

В условиях нарастающего финансового кризиса руководство РК обратилось к «тройке» международных кредиторов (МВФ, ЕЦБ, Еврокомиссия) за помощью. Из общей суммы 23 млрд. евро, которые были необходимы для вывода экономики Кипра из кризиса, «тройка» решила предоставить 10 млрд. евро по линии Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ).

Естественно, что никто не собирался предоставлять Кипру финансовую помощь просто так. Стране был практически навязан разработанный «тройкой» меморандум, прописывающий меры и обязательства государства по проведению финансово-экономических преобразований, выполнение условий которого стало залогом для получения денег от международных кредиторов. Сегодня средства правительству РК предоставляются траншами, перед каждым из которых представители «тройки» оценивают ход согласованных финансовых и институциональных реформ.

По мнению многих кипрских политических деятелей и экспертов, эти реформы зачастую достаточно спорны, в особенности те, которые предполагают сокращение государственных расходов на социальные нужды, ослабление позиций профсоюзов и роли коллективных договоров в государственном и частном секторах. Однако, несмотря на всю неоднозначность, многие из них, как правило, достаточно логичны и необходимы для обеспечения нормального регулируемого функционирования любого европейского правительства5.

Из средств, предоставляемых по линии ЕСМ, 2,5 млрд. евро пошли на рекапитализацию банковской системы РК. В этих рамках предусмотрена ликвидация Кипрского народного банка и перевод его активов в Банк Кипра, а также проведение «стрижки» незастрахованных депозитов, которая коснулась как граждан РК, так и иностранных резидентов, хранящих свои деньги в этих кипрских банках.

Списание денежных средств с незастрахованных вкладов, размещенных на депозитных счетах в Банке Кипра и превышающих 100 тыс. евро, прошло в два этапа и составило 47,5%. Взамен владельцы подвергнутых «стрижке» депозитов получили ценные бумаги данного финансового института. Часть из них - 37,5%, или 4,05 млрд. евро, - в соответствии с договоренностями с «тройкой» были преобразованы в акции банка и переведены в уставный капитал в апреле 2013 года. В июле 2013 года оставшиеся 10%, или 850 млн. евро, были конвертированы в 5% акций и 5% облигаций соответственно. Облигации впоследствии могут быть также обменены на акции, после того как с Банка Кипра будут полностью сняты ограничительные меры на проведение банковских операций. Оставшаяся часть вкладов разделена поровну на три равных депозита со сроком погашения три, шесть и 12 месяцев. Процентная ставка для них предполагается выше, чем для других вкладов банка. Ограничительные санкции, наложенные на Банк Кипра после его слияния с Кипрским народным банком, будут сниматься постепенно в течение двух лет. Такой расклад позволит Банку Кипра выйти из режима «оздоровления» с высоким уровнем достаточности капитала (капитал первого уровня) в 12,4%. Структура акционеров банка изменена таким образом, что все акционеры теперь являются владельцами обыкновенных акций, что соответствует есовским требованиям к капиталу.

Мартовские события 2013 года подорвали банковскую систему страны, инвестиции и потребительские расходы сократились, долгосрочные отношения между банками и их клиентами до сих пор не восстановились в полном объеме. Одновременно выполнялись и выполняются тяжелые для киприотов требования, выдвинутые международными кредиторами. Что-то уже сделано, главным образом в вопросах сокращения госрасходов и контроля над расходами госбюджета. Но чтобы «перезапустить» экономику, предстоят еще более серьезные реформы. Сделать это за короткий промежуток времени не получится. К сожалению, после большого количества ошибок невозможно сразу перейти к экономическому росту.

Ближайшие два-три года станут весьма сложными для Кипра. Первостепенная задача по выводу экономики страны из кризиса - это в первую очередь восстановление доверия к банковской системе. Сегодня перед кипрским правительством стоит задача сделать все необходимое, чтобы инвесторы снова поверили в то, что Кипр - лучшее место для инвестиций. Без внешних инвестиций, новых проектов, без вливания «свежих» денег стране будет очень сложно оправиться после тяжелого удара 2013 года.

Придется адаптироваться к современным реалиям. Раньше 80% кипрской экономики было ориентировано на предоставление услуг в банковской сфере, в управлении холдинговых и инвестиционных компаний. Сейчас доля этих услуг в ВВП страны значительно сократится. Придется искать новые источники доходов, переориентировать существующий бизнес, создавать новые отрасли экономики.

Реализация стабилизационной программы, которая включает в себя проведение приватизации, реструктуризацию банковского сектора и решение проблемы необслуживаемых кредитов, будет играть важнейшую роль в деле восстановления доверия к банкам, а также снятия контроля над движением капитала и возобновления кредитных потоков. Правительству предстоит провести непопулярные преобразования в социальной сфере, а также административную реформу, направленную на повышение эффективности работы государственного сектора.

Не менее важным вопросом, над которым работает правительство РК, является проведение сбалансированной внешней политики. Для Кипра с его геостратегическим положением, недавно открытыми запасами углеводородов в Восточном Средиземноморье это имеет первостепенное значение. В результате сейчас возросла интенсивность контактов кипрских руководителей с Израилем, Египтом и другими странами региона. Большие надежды киприоты возлагают на Китай, который уже проводит достаточно активную политику в Средиземноморском регионе.

Нельзя сбрасывать со счетов и Россию, которая остается стабильным экономическим партнером для Кипра. Российские предприниматели, имеющие свой бизнес на Кипре, смотрят на будущее страны и ее банковскую систему достаточно оптимистично, конечно, если руководство государства будет проводить сбалансированную политику в сфере финансов. Наши бизнесмены не только выжидают и анализируют развитие ситуации, они принимают непосредственное участие в реформах. Например, российский опыт кризисного управления в банковской сфере оказался востребованным в процессе реформирования Банка Кипра. Так, по итогам выборов нового состава Совета директоров этого банка шестеро представителей России стали его членами, а Владимир Стржалковский получил также пост вице-президента Совета.

Благодаря наработанным за многие годы связям, российские компании продолжают оставаться среди стран-лидеров, инвестирующих в кипрскую экономику. Речь идет не только об инвестициях в банковский сектор. Российские компании инвестируют в развитие двух крупнейших пятизвездочных отелей в Лимасоле - «LeMeridien» и «Amathus», вкладывают средства в развитие туристического сектора на острове, с учетом того что Кипр является привлекательным местом отдыха для россиян. С 2011 года количество российских туристов увеличилось более чем в два раза и составило в 2013 году 630 тыс. человек.

Задачи перед кипрским руководством стоят амбициозные. Насколько возможно реализовать эти амбиции в существующих политических и экономических условиях, покажет время.

 

 

1www.nytimes.com/2012/04/12/business/global/in-cyprus-a-national-quest-to-shore-up-teetering-banks.html?pagewanted=all&_r=0

2www.reuters.com/article/2013/-3/22/us-column-ceprus-ivesting-saft-idUSBRE92LOUV20130322

3Саррис М. Кипрский кризис следствие серьезных ошибок// Успешный бизнес. 2014. №12.

4www.news.cyprus-property-buyers.com/2011/05/31/fitch-cuts-raiting-on-exposure-to-greek-debt/id=007864

5Аммерман Ф. Пакет финансовой помощи Кипру: проблемы, риски и уроки Греции// Успешный бизнес. 2013. №8.