Талант сам по себе бесценен и приобретает
окраску только в применении.
М.Е.Салтыков-Щедрин
4 февраля 2014 года на площадке Российского совета по международным делам (РСМД) в формате «круглого стола» «Журналистика и внешняя политика: связаны ли образ мира в России и России в мире», где обсуждались тревожащие дипломатов, журналистов, экспертов вопросы о судьбе профессии международной журналистики*, (*К обсуждению аудитории были предложены следующие вопросы: чем стала международная журналистика - источником информирования общественного мнения, способом просвещения или инструментом «мягкой силы»; какова роль СМИ в распространении внешнеполитического влияния страны; что ждет профессию журналиста-международника в эпоху глобализма и новых СМИ; в чем причины падения качества отечественного журналистского контента?) состоялась торжественная церемония награждения победителей и лауреатов II Всероссийского конкурса молодых журналистов-международников, традиционно организованного РСМД совместно с журналом «Международная жизнь» и Союзом журналистов России.
Представительный состав жюри конкурса говорил сам за себя: академик РАН Е.М.Примаков, президент РСМД И.С.Иванов, главный редактор журнала «Международная жизнь» А.Г.Оганесян, генеральный директор РСМД А.В.Кортунов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Ф.А.Лукьянов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации П.В.Стегний, политический обозреватель Российской государственной радиовещательной компании «Голос России» В.С.Зорин.
Выступая с приветствиями, члены жюри отметили, что после многолетнего вакуума, образовавшегося вследствие распада СССР, нынешний конкурс дает возможность начать формировать активный и энергичный пул молодых, талантливых журналистов-международников с учетом тех традиций, которые были заложены в советское время. Именно в журналистах-международниках, профессионально пишущих на злободневные темы мировой повестки дня, давно нуждаются не только само журналистское сообщество, но и представители политической, научной, других областей и в целом российское общество, которое перенасытилось «замусоренностью эфира» и в известной степени изголодалось по качественному контенту.
Состязание позволяет его участникам почувствовать востребованность их творчества, вкус к ремеслу, завоевать доверие читательской аудитории, осознать штучность профессии журналиста-международника. Помимо мастеровитости, искусства компиляции информации в авторских материалах важна органичная экспрессия, которая возможна только при слиянии жизненной позиции автора с пережитыми событиями, отраженными в материале, будь это очерк, эссе, репортаж, интервью или аналитическая статья.
Если в результате проведения первого конкурса удалось успешно реализовать попытки выбиться из «наезженной колеи» и по-новому взглянуть на уже устоявшиеся стереотипы при анализе тех процессов, которые наблюдаются в условиях глобализации международных отношений, то эта тенденция была продолжена и в этом году. Итоги второго конкурса позволяют говорить не только о росте количества заявок*, (*На конкурс 2013 г. направлено 117 заявок, в том числе из Австрии, Белоруссии, Бельгии, Великобритании, Казахстана, США, Франции; принято к рассмотрению 83 заявки. Финалистами стали 32 участника (см.: Финальный этап конкурса журналистов. 24.12.2013 // http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2868#top). но и повышении качества присланных работ конкурсантов.
2013 год по насыщенности политическими событиями, продолжившими трансформацию глобального геополитического ландшафта, не стал исключением по сравнению с предшествующими годами. Это и затянувшийся кризис вокруг химического оружия в Сирии и его урегулирование, и опасная деградация обстановки на Ближнем Востоке (госпереворот в Египте и отставка Мурси), это и президентские выборы в Грузии и Иране, и выборы в Бундестаг, а также расширение Евросоюза за счет Хорватии, ставшей 28-м членом ЕС, и смена руководства в КНР, это и интеграционные процессы в рамках Таможенного союза (Армения) и саммиты «Большой восьмерки» (Лох-Эрн), «Большой двадцатки» (Санкт-Петербург), БРИКС (Дурбан), России - ЕС (Екатеринбург), Вильнюсский саммит, это и уход главного лидера «левого поворота» в Латинской Америке Уго Чавеса и т. д. Упомянутые и многие другие события стали сценой для неожиданных сюжетов, основой для их освещения журналистами-международниками.
Проблематика иранской ядерной программы; «крестовый поход» против памятников Всемирного культурного наследия (в Афганистане, Югославии, Ираке, странах Магриба, Ливии, Сирии), их судьба в ходе вооруженных конфликтов, борьба за сохранение исторической памяти; развитие ситуации в странах Магриба и Ближнего Востока и пределы демократизации арабского мира, упирающейся в Коран, - к таким темам обратились победители конкурса, представив аналитические статьи.
К истории принятия 27 сентября 2013 года Советом Безопасности ООН резолюции по Сирии (S/RES/2118(2013), разработавшей алгоритм взаимодействия ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) по обезвреживанию, взятию под международный контроль и дальнейшему уничтожению химоружия в САР; к «долгоиграющей» теме о «плюсах» и «минусах» вступления России в ВТО, «сверке часов» и отслеживанию сегодняшнего состояния дел во взаимодействии по совместной повестке дня, включающей вопросы развития агропромышленного комплекса и увязки вступления России в ВТО с ее членством в Таможенном союзе, обратились победители конкурса, испытав свое перо в жанре интервью.
Одни победители конкурса, попробовав себя в жанре репортажа, который считается «королем всех жанров», отразили развитие военно-политической ситуации в Сирии и связанные с этим потери растерзанной в гражданской войне страны, другие - геополитическую подоплеку международного урегулирования вопроса Западной Сахары (САДР) и проблемы самоопределения и независимости сахрави; третьи осветили проблемы повышения качества жизни и обеспечения равного доступа к дополнительному образованию для молодых людей с ограниченными возможностями с целью их социальной адаптации и борьбы против дискриминации в рамках проекта Евросоюза, реализуемого по Программе приграничного сотрудничества Эстония - Латвия - Россия.
Итоги конкурса были подведены по трем номинациям: «Лучшая аналитическая статья по международной проблематике»; «Лучшее интервью по международной проблематике»; «Лучший репортаж по международной проблематике».
В номинации «Лучшая аналитическая статья по международной проблематике» первое место было присвоено младшему научному сотруднику Высшей школы экономики Ю.В.Свешниковой за работу «Иранский атом: дойдет ли дело до войны?», второе - сотруднице британского информагентства Би-би-си Дхрути Шах, представившей статью «Культура воюет: почему разрушают культурное наследие?», третье - корреспонденту журнала «Эксперт» Г.В.Мирзаяну за статью «Революция пошла вразнос»*. (*По итогам конкурса 2012 г. Г.В.Мирзаян занял первое место в номинации «Лучшая аналитическая статья по международной проблематике», представив работу «Катару придется протрезветь».
При подведении итогов конкурса в номинации «Лучшее интервью по международной проблематике» решение жюри внесло некоторую интригу, а точнее, малоприятный сюрприз: первое место осталось вакантным! Таким образом, поставлен неутешительный диагноз - с этим жанром в нашей журналистике имеются серьезные проблемы, связанные с двумя основными крайностями - с априори запрограммированным стремлением журналиста поддеть собеседника, нащупав у него слабые места и болевые точки, либо с попыткой взять интервью не для того, чтобы что-то узнать, а дать собеседнику просто выговориться. Это не может не наводить на размышления о «кризисе жанра». Второе место в этой номинации было присуждено обозревателю отдела внешней политики газеты «Коммерсантъ» Е.В.Черненко за интервью «У наших партнеров были шараханья»: глава МИД РФ Сергей Лавров о резолюции по Сирии и отношениях с США», третье - корреспонденту журнала «РБК» О.С.Богдановой, представившей интервью «Вот и договорились… глава Всемирной торговой организации Паскаль Лами - о принципах честной торговли, запрете импорта в политических целях и судьбе Таможенного союза».
Наконец, в номинации «Лучший репортаж по международной проблематике» первое место заняла работа заведующей коррпунктом ВГТРК в Бельгии А.А.Поповой «Война в Сирии, повстанцы стали сговорчивее»; второе - спецрепортаж «Сахара либре» корреспондента отдела политики «Новой газеты» Д.К.Хачатрян; третье - работа стажера Санкт-Петербургского регионального информационного центра ИТАР-ТАСС М.В.Потехиной «Photo Youth. Искусство преодоления границ».
Некоторые западные аналитики полагают, что ХХI век перестал быть веком профессионалов в журналистике, да и отечественные эксперты соглашаются с этим тезисом, правда, либо с оговорками, либо с известной долей робкого оптимизма и надеждой на выравнивание сложившейся ситуации.
П.Р.Федоров, глава Дирекции международных отношений ВГТРК, в одном из недавних интервью, признав факт деградации международной журналистики как профессии и снижения роли журналистов-международников в формировании знаний и общественного мнения (от себя добавим - благодаря «временщикам» глянцевой поп-культуры), отметил: «Я затрудняюсь назвать громкие имена в международной журналистике, которые переворачивали бы человеческое сознание. Скорее, Интернет создал некий «коллективный журналистский разум», и журналисты-международники стали меньше задавать себе вопросов»1. Вместе с тем П.Федоров признает и то, что все-таки будущее отечественной журналистики за «плывущими против течения». Вот они-то и заметны.
Ф.А.Лукьянов, говоря о специфике нового поколения экспертов-международников, обращает наше внимание на основные условия той среды, в которой выросли думающие и пишущие по самым разным вопросам международной повестки дня люди. Это «тотальная прозрачность» и «коммуникационная безграничность», которые почти всецело диктуют форматы взаимодействия, предлагают стандартизированные, «выравненные» и «отутюженные» стили и контенты.
Для А.Г.Оганесяна, главного редактора журнала «Международная жизнь», рассуждающего о сути профессии журналиста, важным является «подтвержденность глубокими размышлениями», сохранение уникальности авторского подхода, стилистики при непременной «огранке каждой работы».
Блогерская среда живо реагирует на непростую ситуацию, сложившуюся вокруг отечественной международной журналистики. Она ставит перед нами целый комплекс вопросов: кто формирует внешнеполитическую информацию для широких слоев российской общественности; в каком источнике черпают темы журналисты и эксперты (а они у них разные - журналы, входящие в список ВАК, комментарии экспертов или компиляции из малонадежных интернет-источников); как написать просто о сложном; что такое «экспертная журналистика»; как сосуществуют ученые (эксперты-аналитики) и журналисты.
И, наверное, не зря мы испытываем ностальгические чувства по былым временам, сегодня нам есть чему поучиться у мэтров профессии. Их максимы журналистского ремесла - профессии - судьбы и сегодня не потеряли актуальности и остроты.
Для Александра Бовина, к примеру, «дилетанта высокой квалификации» (такое сочное, образное и взаимоисключающее определение он себе дал сам), не воспринимавшего себя журналистом, а, скорее, смотревшего на себя как на «ученого, для которого журналистика - нечто вроде прикладной социологии, прикладной политологии», аксиомами журналистского ремесла были три принципа. «Надо знать то, о чем пишешь». «Необходимо точно знать, что вы хотите сказать читателям». «То, что вы хотите сказать людям, надо сказать так, чтобы было интересно читать и чтобы вам поверили».
Заглянув в лабораторию Бовина, можно сделать главный вывод. Попробовать писать о едва знакомом тебе явлении с полным знанием дела, как будто ты заматерелый многоопытный профессор-специалист («коекакерство» недопустимо!»). «Если я пишу о Китае, то стремлюсь написать так, чтобы китаист видел во мне коллегу. Если об Антарктиде, то должно создаться впечатление, что я - за неимением там министра иностранных дел - беседовал с пингвинами»2…
Всеволод Овчинников, сравнивая журналиста с сапером, не обладающим правом на ошибку, говорил: «В наши дни для творческой независимости журналисту желательно знать на порядок больше, чем его руководители, и на два порядка больше, чем аудитория»3.
Для Станислава Кондрашова «саркастическое кредо международника-профессионала - служить Отечеству без отрыва от заграницы. Расшифровка в дневнике: между-народник, т. е. между народами»4. Накопил критическую массу впечатлений, будь любезен - подготовь взрыв - напиши книгу.
Наконец, из 200 остроумных максим журналистики, придуманных Виталием Третьяковым, выделим лишь несколько, которые как нельзя лучше отражают суть профессии. «Делай то, что не рискуют делать другие. Чаще всего это не так уж трудно и опасно, как кажется». «Не пиши быстрее других, пиши лучше других. То, что ты был первым, забудется. То, что написал лучше, - запомнится». «Прочитав первое предложение материала, читатель должен непременно захотеть дочитать материал до конца».
Ну, вот, пожалуй, и все, что пожелали бы нашим «перьям» опытные наставники. Да, и, конечно, от себя добавим - стоит обмакнуть перо в сердце, тогда точно все получится!
1«Заметны те, кто плывет против течения»: Интервью с Петром Федоровым // http://russiancouncil.ru/blogs/riacexperts/?id_4=321
2Бовин А.Е. XX век как жизнь. Воспоминания. М., 2003. С. 597-598.
3Век «Правды»: «Из 60 лет в журналистике 40 лет я работал в главной газете СССР»: Интервью с Всеволодом Овчинниковым // Российская газета. 2012. 3 мая //http://www.rg.ru/2012/05/03/pravda.html
4«Человек, пропитанный историей»: Интервью со Станиславом Кондрашовым // http://www.peoples.ru/state/citizen/kondrashov/