В последнее время среди приоритетов внешней политики великих держав, в том числе и России, в международных СМИ все чаще упоминаются государства Африки к югу от Сахары. Главное здесь, конечно, стратегические ресурсы, из-за которых идет упорная борьба между лидерами современного мира - США и Китаем. Отличительной особенностью Черного континента сегодня в экономике стало активное вовлечение в мировое хозяйство его нефтегазовых ресурсов, в политике - повышение роли на международной арене и укрепление там позиций исламистов.
Американцы, увязшие на Ближнем Востоке, с удивлением обнаружили крайне результативные отношения Поднебесной с африканскими государствами и сделали акцент на противодействие Китаю в Африке. Этому, в частности, была посвящена поездка в августе прошлого года Хиллари Клинтон по ряду стран Африки (ЮАР, Уганда, Сенегал, Кения, Южный Судан и Малави). Партнерство с Америкой в рамках принятой недавно в США стратегии развития отношений с африканскими государствами (содействие развитию, стимулирование торговли и инвестиций, усиление демократических институтов, укрепление мира и безопасности) госсекретарь США преподносила в виде альтернативы дружбы с Китаем, убеждая лидеров Африки в невыгодности экономических связей с Пекином и эгоистичности его устремлений.
В расчете получить доступ к энергетическим и другим важным ресурсам Китай, используя такие инструменты внешнеэкономической политики, как дешевые кредиты, участие в инфраструктурных проектах и оказание экономической помощи, обхаживает Африку еще с 1990-х годов. В 2009 году по объему хозяйственных связей Пекин обогнал США и остается крупнейшим торговым партнером Африки. В 2012 году объем взаимного товарооборота достиг 166,3 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с 2000-м в 17 раз. Накопленные прямые инвестиции Китая в Африке составили 15,3 млрд. долларов. В 50 странах континента работают свыше 2 тыс. китайских предприятий.
Эти и другие вопросы нашли отражение в монографии доктора исторических наук В.М.Татаринцева «Африка: настоящее и будущее»*, (*Татаринцев В.М. Африка: настоящее и будущее. Монография. М.: Восточная книга, 2012. 392 с.) много лет посвятившего изучению Черного континента. Анализируя тенденции развития последнего времени, автор приходит к выводу о возросшей значимости Африки в мировой политике и экономике. Ведь африканские страны составляют более четверти всех членов ООН, проявляют активность в обсуждении ключевых глобальных проблем. Они не приемлют планов США по косметическому ремонту международной экономической системы и требуют глубокой трансформации существующего мирового порядка. Как и многие другие государства планеты, Африка в начале ХХI века находится на перепутье, нащупывает контуры дальнейшего развития, свою нишу в международной экономике. Заглядывая в будущее, можно говорить о том, что, хотя сегодня вклад африканских стран в мировое хозяйство все еще незначителен (около 2%), в перспективе он заметно возрастет. Основой для увеличения доли Африки в мировой экономике видится ее большой ресурсный потенциал и быстрый рост населения, а значит, и трудовых ресурсов. К 2045 году численность населения континента удвоится и составит 2 млрд. человек.
В.М.Татаринцев вполне справедливо выделяет значимость континента для мирового хозяйства. В его недрах залегает 40% основных и редких полезных ископаемых. Свежий пример - глубинной подоплекой поддерживаемой США военной операции Франции против исламистов в Мали является наличие там и в соседнем Нигере крупных залежей урана (стратегическое сырье для атомной энергетики). Все чаще в Африке обнаруживают запасы нефти (10% мировых ресурсов). Предполагается, что скоро она будет обеспечивать четверть мирового производства углеводородов. Африка также располагает 10% мировых запасов питьевой воды и 15% земель, пригодных для сельского хозяйства1. Усиливающаяся зависимость глобальной экономики от нефти и газа в еще большей степени укрепляет позиции и повышает роль Черного континента в международных экономических отношениях.
В африканских странах, обращает наше внимание автор, отмечаются позитивные тенденции. Налицо рост экономики. Его темпы хотя и невысокие (4-5%), но достаточные, чтобы обеспечить устойчивость экономического развития. Увеличиваются масштабы национальных внутренних рынков, повышается собственное потребление. Континент сегодня отличается высокими темпами урбанизации. Растет численность среднего класса, укрепляются его позиции. Изменения в экономике и их последствия в социальной сфере постепенно меняют облик африканского общества, его характер, внутреннюю сущность. Поэтому в международных СМИ и публикациях западных специалистов нередки упоминания об африканской цивилизации. Действительно, у стран континента много объединяющих их экономических, социальных и культурных признаков, подтверждающих мысль американского ученого С.Хантингтона об «усиливающемся у африканцев чувстве общей идентичности, на основе которого в Африке южнее Сахары может сформироваться отдельная цивилизация».
Любопытны оценки В.М.Татаринцева последствий африканской урбанизации (с. 53). «Представители разных этносов, племен и общин в большом городе в ходе совместного участия в производстве и торговле вынуждены вступать в постоянные взаимоотношения, которые имеют решающее значение для формирования рынка, зачаточных форм демократических институтов и структур. В результате шаг за шагом подвергаются эрозии патриархальные отношения, возникает необходимость совершенствования управления новыми процессами, установления определенных финансовых отношений, где труд и профессионализм играют большую роль, чем патриархальные связи в рамках того или иного этноса. Городского жителя постепенно меняет вся окружающая его обстановка. Он неизбежно должен знать, что происходит вокруг него в экономическом, социальном и даже политическом плане, стремиться получить на этот счет соответствующую информацию.
На континент быстро продвигаются современные средства коммуникации, прежде всего телевизор, телефон и Интернет. Так, в десять раз по сравнению с 2000 годом возросло число пользователей телефоном (порядка 80 млн. чел.), в четыре - пользователей Интернетом. Хотя сейчас людей, имеющих доступ к Интернету, не так много, их число постоянно растет. В результате урбанизации неизбежно меняются представления об общественных ценностях, в том числе о значении денежных средств. Наличие денег становится более важным, чем этническая принадлежность. Именно они дают человеку все шансы выжить, существовать и интегрироваться в современное общество» (с. 55).
Автор подробно рассматривает экономическое положение африканских стран. Удельный вес внешней торговли в их экономике составляет сегодня 60%, то есть такой же, как и у государств Латинской Америки. В первой декаде ХХI века удвоились прямые иностранные инвестиции. Их приток ежегодно находится на уровне примерно 15 млрд. долларов. Перенос в наиболее успешные страны новых технологий из США и Европы обеспечил зачатки модернизации главным образом в сфере экспортных производств. Начиная с 1990-х годов число африканских стран, где функционируют фондовые биржи, утроилось, а их капитализация поднялась до 245 млрд. долларов. При этом не учитывается объем капитализации ЮАР со своей сетью фондовых бирж. В то же время нельзя пройти мимо сохраняющейся на континенте вопиющей нищеты, попытки преодолеть которую пока не дают ощутимых результатов. В 2011 году в Африке при численности населения около 1 млрд. человек насчитывалось 300 миллионов страдающих от голода. По подсчетам специалистов, для преодоления нынешнего уровня бедности только к 2015 году потребуется более 100 млрд. долларов. Характерными для африканских стран остаются низкие стандарты образования и здравоохранения, неразвитость транспортной инфраструктуры и вопиющая безработица (от 25 до 45%).
В работе хотя и упоминаются, но специально не рассматриваются проблемы региональной экономической интеграции. Процесс этот в силу целого ряда причин (противоречия по поводу границ, политическая нестабильность, разброс в уровнях экономического развития и т. д.) находится в зачаточном состоянии, что, безусловно, ограничивает развитие экономики африканского континента.
В политике африканские страны стали в значительно большей степени востребованными при решении сегодня практически всех ключевых проблем современности, подчеркивает исследователь. Они действуют на международной арене на согласованной между собой основе, демонстрируя солидарную позицию в ходе участия в различных мировых форумах. Так, например, африканские страны выступают с общих позиций в борьбе с терроризмом, морским пиратством, в области нераспространения оружия массового поражения, потепления климата, международной миграции, в борьбе против голода, нищеты и эпидемий. Укрепляются международные позиции африканских государств, их субрегиональных организаций во главе с Африканским союзом (АС). Существенно возросла, например, активность АС в ООН, Совете Безопасности, а также в «восьмерке» и «двадцатке», других международных объединениях. Голос Африки слышен и учитывается при обсуждении насущных глобальных проблем - мировой торговли, экологии, преодоления голода и предотвращения эпидемий.
Среди политических проблем современной Африки В.М.Татаринцев закономерно уделяет внимание вопросам конфликтности, отсутствия четких межгосударственных границ, распространения исламизма и пиратства. Общий вывод - решение этих проблем невозможно без наличия масштабных средств, политической воли и активного содействия, а порой и вмешательства (пример Мали) внешних сил, главным образом ООН, США и ЕС. Согласимся с автором, что достижение на континенте политической стабильности потребует годы напряженной работы, совместных усилий африканских государств и мирового сообщества. Позитивным сигналом в этом плане стало усиление роли в решении конкретных проблем континента Африканского союза и субрегиональных структур - САДК, ЭКОВАС, ИГАД, ВАС.
Большое влияние на положение дел в Африке, подчеркивается в монографии, оказывает столкновение стратегических интересов внерегиональных держав (с. 323). За «кусок африканского пирога» и авторитет в делах континента ведут борьбу США и члены ЕС, а также Китай, Япония, Индия и Бразилия. Используя соперничество ведущих силовых центров в своих интересах, африканские страны маневрируют, стремятся добиваться для себя максимальной выгоды. Экономическая экспансия Китая и его успехи в развитии взаимовыгодного сотрудничества с африканскими партнерами подталкивают США и другие западные государства к налаживанию с ними более равноправных отношений, стремлению внести позитивный вклад в решение общеафриканских проблем. В то же время нельзя не признать, что в условиях острого соперничества внешние игроки (в основном западные державы) все чаще игнорируют мнения и позиции африканских государств, навязывают им собственные подходы к решению стоящих перед континентом задач.
Перейдем к российской политике в Африке (с. 365). В 1990-х годах и начале нулевых Россия, не будем лукавить, не уделяла должного внимания африканскому направлению. Нишу, когда-то занимаемую там Советским Союзом, заполнили другие государства. В последнее время Москва вновь развернулась в сторону Черного континента. Все активнее в совместных проектах в сырьевой, энергетической и других сферах участвуют «Лукойл», «Газпром», «Технопромэкспорт» в Анголе, «Русал» в Гвинее и Нигерии, «Ренова» в Габоне и ЮАР. Возросшее значение приобретает российское участие в нефтегазовом секторе. Если говорить о перспективах укрепления экономических связей, то в Нигере, например, реализуются проекты в области геологоразведки урановых месторождений «Тулук-2» и «Тулук-4», в Намибии строится газовая электростанция и т. д.
Второе дыхание обретает наше военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Африкой, которое в 1990-х годах осуществлялось сумбурно и хаотично, поскольку большинство российских компаний работали тогда на африканском рынке вооружений самостоятельно. Основными российскими партнерами по ВТС в странах тропической Африки являются Нигерия, Уганда, Гана, Намибия, Кения. Активизировались военно-технические связи с Ботсваной, Зимбабве, Анголой, Мозамбиком и Буркина-Фасо. «Рособоронэкспорт» ведет переговоры о ремонте и модернизации эксплуатируемых на континенте российских танков, вертолетов Ми-8, Ми-24, Ми-35, самолетов МиГ и Су. Исходя из интересов своей безопасности, африканские страны проявляют большой интерес к приобретению в России систем ПВО и современного стрелкового вооружения.
Важным событием, свидетельствующим о расширении наших связей с Африкой в сфере экономики, стал первый деловой форум «Россия - Африка», прошедший в декабре 2011 года. Позитивные сдвиги происходят и в сотрудничестве в сфере образования и здравоохранения. В учебных заведениях РФ, например, обучаются 5 тыс. африканцев.
Поддержим следующее утверждение автора – «отправной точкой для реализации стоящих перед внешней политикой России задач является совпадение и близость подходов РФ и государств Африки к решению ключевых международных проблем» (с. 367). Это позволяет Москве на системной основе вести с африканскими странами политический диалог по всему комплексу проблем глобального, континентального и национального плана. Россия проводит согласованный с партнерами курс на противодействие новым вызовам и угрозам на континенте: недопущение распространения на континенте ОМУ, борьба против терроризма, пиратства и радикального исламизма, организованной преступности и нелегальной миграции, оказание помощи в преодолении голода и предотвращении эпидемий.
Большое значение в этой связи имела поездка по странам Африки в 2009 году Президента России Д.А.Медведева. В ходе его визитов в Анголу, Нигерию и ЮАР стороны договорились совместно работать над формированием новой системы международных отношений, основанной на принципах демократии и равенства, полицентризма, верховенства международного права и учитывающей интересы всех государств. Новый импульс российско-африканским отношениям придал официальный визит Президента России В.В.Путина в ЮАР - ключевую страну континента - в 2013 году.
Доступность изложения, обширный исторический и фактический материал делают монографию на столь актуальную тему нужной, полезной для научных сотрудников, практиков, студентов и аспирантов, в целом интересной для широкого круга читателей.
1Our common strategic interests: Africa’s role in the Post - G-8 world. Chatham House report. Tom Cargill. June 2010. P. 20.