В настоящее время мы становимся свидетелями изменения полярности системы международных отношений: в глобальном плане «центр тяжести» постепенно смещается с Запада на Восток. В качестве современного «локомотива роста» мировой экономики все чаще называют Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), который уже сосредотачивает до 55% МВП и 45% мировой торговли. Наиболее активную системообразующую и интеграционную роль в этом макрорегионе способна играть Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. АСЕАН в XXI веке - это не только десять стран ЮВА (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины), но также и смежные партнерские форматы, такие как АСЕАН-плюс, Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), Восточноазиатские саммиты (ВАС).

На этом фоне Президент США Б.Обама четко обозначил новый долгосрочный региональный приоритет американской внешней политики - азиатcко-тихоокеанское пространство1. Очевидно, что в этом контексте значительное внимание демократическая администрация будет уделять Юго-Восточной Азии.

В период 1940-2000-х годов отношения США со странами ЮВА носили волнообразный характер: активное, заинтересованное и «агрессивное» присутствие до начала 1970-х годов; пассивное, «ущемленное» наблюдение со стороны в 1970-1990-х годах; практически игнорирование региона на рубеже веков. С приходом демократов к власти в Белом доме в 2008 году можно говорить определенно о «развороте» внешней политики Вашингтона.

ЮВА - это не поправка к старому перечню приоритетов США на внешней арене, но одна из основных составляющих нового видения Вашингтона. Если администрации 2001-2008 годов ставили во главу угла своей внешней политики исламский вектор, то одним из первых решений Обамы были планы как можно скорейшего сворачивания военных кампаний в Ираке и Афганистане. Американцам нужны ресурсы для более активного и прямого вовлечения на других направлениях, и в первую очередь на азиатско-тихоокеанском. Успех здесь во многом будет зависеть от результатов политики администрации в зоне АСЕАН. Таким образом, в рамках плана по обеспечению ведущих позиций в АТР и в конечном итоге возвращению утраченного мирового лидерства Юго-Восточная Азия представляет собой один из ключевых элементов региональной расстановки сил.

Стратегия Вашингтона там основывается на существовании в регионе «раздражителя», мотиватора контрдействий в лице Китая, рост и развитие которого ставит под угрозу глобальное доминирование Америки. Несмотря на регулярные заверения представителей администрации Обамы на различных уровнях о том, что активизация США в регионе никак не связана с осуществлением мер по сдерживанию КНР, Вашингтон тем не менее открыто признает своими национальными интересами стабильность и безопасность морских путей, пролегающих через морские воды Юго-Восточной Азии. Так, их позиция отчетливо изложена в заявлении госсекретаря Х.Клинтон (23 июля 2011 г.) вокруг ситуации в Южно-Китайском море (ЮКМ): «Будучи тихоокеанским государством и региональной державой, мы видим наш национальный интерес в свободе мореходства, открытого доступа к морскому пространству Азии, сохранении мира и стабильности, а также уважении международного права в Южно-Китайском море. Мы выступаем против угрозы силой или ее применения любой из сторон спора в Южно-Китайском море для продвижения своих притязаний и препятствования законной экономической деятельности...»2.

Учитывая официальную наступательную позицию Пекина по территориальным спорам в ЮКМ, которая сводится к наличию суверенных прав на всю акваторию моря, несмотря на притязания ряда других прибрежных государств, заявленные американские интересы, оказывающиеся под угрозой, получают фактическую обоснованность.

В действительности представляется, что такая позиция США как стабилизирующего фактора - лишь предлог напомнить о своей глобальной роли лидера, зацепиться за происходящие процессы в регионе, а также улучшить свои отношения с азиатскими столицами. Очевидно, что для мировой державы важно держать конкурента под контролем. Таким образом, в условиях нарастающего соперничества и потенциального противостояния ЮВА, являющаяся «южным подбрюшьем» Китая, сегодня обретает вновь стратегически важное значение для Америки.

Вместе с тем в тактическом плане заявленные национальные интересы, связанные с обеспечением стабильности и безопасности морских путей, пролегающих через воды Юго-Восточной Азии, вполне обоснованы и объясняются необходимостью продвижения своих торговых интересов и поддержания мобильности военно-морских сил в зоне Индийского и Тихого океанов.

Интерес действительно резонен, ведь значительный объем мировой морской торговли в настоящее время обеспечивается транспортировкой через Малакку и Южно-Китайское море. Так, к примеру, Малаккский пролив, соединяющий Индийский и Тихий океаны, пропускает ежедневно до 15 млн. тонн баррелей нефти3 (это около 25% от мировой морской торговли нефтью и нефтепродуктами), а также до 25% от общего оборота морских перевозок4.

США также не могут не привлекать выгоды, которые сулит сотрудничество с динамично растущими экономиками АСЕАН. В настоящее время ЮВА - это население более чем в 600 млн. человек. Суммарный номинальный ВВП стран - членов АСЕАН на конец 2010-2011 финансового года превысил 2 трлн. долларов в текущих ценах5. Существующий интерес Штатов подтверждается статистикой, согласно которой торговый оборот между США и АСЕАН по итогам 2011 года составил 194 млрд. долларов6. Штаты являются третьим по размеру торговым партнером блока АСЕАН (после Китая и Японии, занимающих первое и второе места соответственно). Кроме того, ЮВА - это все еще регион сравнительно дешевой рабочей силы, что не может не прельщать американские транснациональные корпорации, стремящиеся минимизировать экономические издержки производства для максимизации конечного дохода. Валовые американские ПИИ в странах АСЕАН составили 159,6 млрд. долларов7 по итогам 2011 года. В общем плане США заинтересованы в дальнейшей либерализации новых рынков в АТР, и в частности в ЮВА. С этой целью активно лоббируется создание зоны свободной торговли «Транстихоокеанское партнерство» при самом широком участии стран региона.

В то же время морская акватория ЮВА - это не только торговые пути, но и стратегически важные маршруты для переброски сил ВМС США в Тихий океан из Персидского залива и Индийского океана. Л.Панетта, еще будучи министром обороны США, заявил о планах Штатов в перспективе изменить соотношение размещенных вооруженных сил в Атлантике и Тихом океане в пользу увеличения до 60% присутствия в тихоокеанской зоне (в настоящее время 50 на 50%)8.

В рамках стратегии Обамы происходит укрепление уже сложившихся союзов в АТР, и в частности в ЮВА, дальнейшее совершенствование партнерских отношений, а также поиск там новых друзей. Исходя из внешнеполитических шагов руководства США в рамках нового курса, вырисовываются определенные основы стратегии Вашингтона в отношении ЮВА, а именно: налаживание плотного, дружественного и доверительного политического диалога с государствами - членами АСЕАН; углубление торгово-экономического сотрудничества; наконец, обеспечение военного присутствия в регионе. Кампания по возвращению сопровождается также ставшей традиционно американской «демократическо-правочеловеческой» риторикой.

Очевидным образом проявляются две яркие особенности тактики Вашингтона в регионе, присущие современному этапу. Во-первых, это намерение всесторонне закрепиться в ЮВА - добиться статуса друга, торгового партнера и, по возможности, военного союзника. В сентябре 2010 года в Гонолулу (Гавайи) госсекретарь Х.Клинтон выступила с речью, посвященной взятой на вооружение так называемой «forward-deployed diplomacy». Этот курс подразумевает опору на союзы, новые партнерства, региональные институты в АТР в целях создания общей экономики региона, обеспечения общерегиональной безопасности, продвижения и защиты институтов демократии и прав человека.

Во-вторых, несмотря на сохранение демократической риторики Вашингтона, новая тактика основывается и на рациональности, и прагматизме, проявляющихся, к примеру, в возникшей недавно готовности выстраивать диалог с до того «неугодной» военной хунтой в Мьянме, развивать не только торгово-экономические, но и военные связи с Вьетнамом. Это играет на контрасте с однобоким подходом в прошлом, когда в регионе США «дружили» избирательно (послевоенные политические заигрывания, военные союзы 1960-1970-х гг., экономические «консультации» 1980-1990-х гг.). Сделанная Обамой ставка на прагматизм, небоязнь «призраков прошлого» - это то, что во многом отличает нынешнюю администрацию от предыдущих. Очевидно, что сегодня Вашингтон намерен проводить там политику всестороннего вовлечения как дружественных, так и считающихся враждебными стран.

Хотелось бы теперь остановиться более подробно на оперативно-прикладном уровне развития отношений США с асеановскими партнерами на многостороннем и двустороннем уровнях.

Уже первые зарубежные поездки госсекретаря в первой администрации Б.Обамы Х.Клинтон сопровождались заверениями в твердом намерении правительства США наращивать свое присутствие и вовлечение в регионе АТР.

В июле 2009 года Х.Клинтон приняла участие в постминистерской конференции АСЕАН и саммите Регионального форума АСЕАН по безопасности на острове Пхукет (Таиланд). Тогда в ходе пресс-конференции американка помпезно объявила, что США «вернулись в Юго-Восточную Азию»9. Было объявлено о намерениях Штатов открыть постоянное представительство при АСЕАН во главе с послом-резидентом. По итогам встречи был сделан первый важный шаг навстречу новым американо-асеановским отношениям - подписан документ присоединения США к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (TAC)10, что до этого всегда являлось негласным и необходимым правилом для тех, кто желал установления более плотных отношений с АСЕАН.

В ходе своего участия в первой встрече лидеров АСЕАН - США в ноябре 2009 года в Сингапуре Президент Б.Обама подтвердил заверения госсекретаря Х.Клинтон о твердом намерении развивать отношения как со странами АСЕАН в отдельности, так и с Ассоциацией в целом. На повестке дня был самый широкий круг вопросов взаимодействия, включая торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, образовательные обмены, налаживание связей в области науки и технологий, оказание содействия развитию в том числе в контексте реализации Целей развития тысячелетия ООН, антитеррористическую деятельность, ядерное нераспространение и разоружение, защиту и продвижение прав человека, экологически устойчивое экономическое развитие и др.11.

В июне 2010 года США стали первым государством - не членом АСЕАН, открывшим свое постоянное представительство при организации в Джакарте. 26 апреля 2011 года назначенный президентом посол Д.Л.Карден вручил верительные грамоты генеральному секретарю АСЕАН С.Питсувану12. Открытие постпредства, и это важно зафиксировать, не означает, что до этого момента АСЕАН и США не имели вообще какой-либо институционализированной формы взаимодействия. С момента установления диалогового партнерства в 1977 году АСЕАН и США провели уже более 20 ежегодных диалоговых встреч на уровне старших должностных лиц. Кроме того, стороны координировали свои позиции по различным вопросам в рамках АРФ, встреч министров обороны АСЕАН-плюс, ВАС, постминистерских конференций АСЕАН и других мероприятий.

В ноябре 2010 года в Нью-Йорке состоялась вторая встреча лидеров АСЕАН - США, по итогам которой было принято решение о создании Группы выдающихся деятелей (EPG)13. Группа призвана оказывать консультативную поддержку лидерам, выступать генератором новых идей в целях углубления диалога АСЕАН и США по самому широкому кругу вопросов.

Плодотворной стала поездка американского президента на саммиты АСЕАН и ВАС* (*В 2010 г. США и Российская Федерация были одновременно приняты в качестве постоянных участников ВАС.)  на острове Бали (Индонезия) в ноябре 2011 года. «На полях» состоялась третья встреча лидеров АСЕАН - США, по итогам которой был принят План действий по реализации Расширенного партнерства АСЕАН - США в целях прочного мира и процветания на 2011-2015 годы14. В 2012 году Президент Б.Обама вновь принял личное участие в саммитах АСЕАН и ВАС, проходивших в Пномпене. Поездка одновременно стала первым за историю двусторонних отношений визитом главы американского государства в Камбоджу. В совместном заявлении состоявшейся «на полях» четвертой встречи лидеров АСЕАН - США отмечена важность поддержания диалога на высшем уровне. Было принято решение о трансформации встреч лидеров в формат Саммита АСЕАН - США с 2013 года. В целях стимулирования торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества была запущена инициатива по расширенному экономическому взаимодействию между США и странами АСЕАН (ASEAN-U.S. Expanded Economic Engagement (E3) Initiative)15.

Регулярное участие первого лица США в асеановских и восточноазиатских многосторонних мероприятиях - показатель серьезности подхода Вашингтона. К слову, антипримером в данном случае, к сожалению, может служить Россия, которая, добившись присоединения к ВАС одновременно с США, тем не менее до сих пор не находила нужным слишком часто приезжать на встречи лидеров. В связи с этим у асеановских партнеров возникает справедливый вопрос относительно российских приоритетов о степени важности региона Восточной Азии и Тихого океана во внешнеполитическом видении России.

Попробуем классифицировать асеановцев с точки зрения близости отношений с США в сравнении с конкурентом - Китаем. К «дружественным», но в то же время не желающим быть в фарватере Америки, можно было бы, скорее всего, отнести Индонезию, Малайзию и Таиланд. Филиппины, Сингапур и Бруней можно назвать проамериканскими или же тяготеющими в сторону близких отношений с США. Камбоджа и Мьянма уже давно в близкой связке с Китаем. Тем не менее, исходя из последних внешнеполитических шагов, Вашингтон, по-видимому, будет проводить стратегию их вовлечения. С Вьетнамом все не так однозначно: как к США, так и к Китаю здесь исторически сложилось недоверие. В настоящее время Ханой, по-видимому, склоняется к большему расширению связей с Америкой на фоне накала обстановки в ЮКМ. Вместе с тем вьетнамцы, вероятно, будут сохранять осторожность в сближении с Вашингтоном. Лаос, будучи политическим союзником Вьетнама, держит дистанцию с США, одновременно все более неизбежно попадая в зону экономического и инвестиционного влияния Китая.

Таким образом, значительная часть блока АСЕАН в настоящее время находится в плотном взаимодействии или налаживает близкие отношения с США. Это, однако, не означает стремления этих государств отмежеваться от Китая, но одновременно свидетельствует об их обеспокоенности относительно сложившейся чрезмерной «завязанности» на какой-либо один центр силы (читай - Пекин) и желании создать определенный баланс. Хотя асеановцы имеют хорошо развитые торгово-инвестиционные связи с КНР и заинтересованы в дальнейшем их только расширять, растущего влияния Китая они побаиваются.

Получается, что движение навстречу Вашингтону - это не стратегический выбор АСЕАН, но лишь реакция на чрезмерно усилившую свои позиции в регионе КНР на данном этапе. По этой причине «десятка» только рада приходу в регион крупных игроков с серьезными намерениями, способных создать противовес Пекину. Закрепление других крупных держав в регионе, в том числе России, рассматривалось бы там только в положительном ключе, так как гарантировало бы большую региональную стабильность. Сейчас, как мы видим, эту нишу наиболее активно пытаются занять и монополизировать США.

Посмотрим на развитие данного вектора американских отношений в пострановом разрезе на тактическом уровне.

23 июля 2009 года состоялась первая в истории встреча глав внешнеполитических ведомств США и стран нижнего бассейна Меконга - Камбоджи, Лаоса, Вьетнама и Таиланда. Впоследствии на основе достигнутых в ходе встречи договоренностей по наращиванию сотрудничества в области защиты окружающей среды, образования, здравоохранения, энергобезопасности, продовольственной безопасности и сельского хозяйства, а также развития инфраструктуры была создана «Инициатива по нижнему Меконгу» (ИНМ) (Lower Mekong Initiative). В 2012 году к Инициативе присоединилась Мьянма.

Еще с конца 1990-х годов страны нижнего бассейна Меконга сотрудничали в рамках различных форматов, таких как CLV (Камбоджа, Лаос, Вьетнам), CLMV (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Вьетнам) и проектов, как, например, ACMECS, в котором приняли участие Камбоджа, Лаос, Мьянма, Вьетнам, Таиланд. Их давно объединяют схожие проблемы. В Вашингтоне смогли это вовремя отметить и предпринять дальновидные шаги. Справедливости ради стоит отметить, что американцы не скупятся на финансирование широкого круга проектов и программ в рамках ИНМ - по состоянию на конец 2009-2010 финансового года совокупная помощь четырем странам составила около 220 млн. долларов16.

Наращивание своего присутствия сразу с уже сложившимися группировками стран, как, например, «четверка» так называемых новых членов Ассоциации (Мьянма, Лаос, Камбоджа, Вьетнам), - просчитанный шаг со стороны США. Разом американцы значительно улучшили свои позиции в сухопутной части АСЕАН. Институционализация взаимодействия с субрегиональными интеграционными группировками и объединениями стран, по-видимому, является также отличительной чертой современной американской дипломатии в ЮВА.

На данном этапе среди вышеупомянутых стран наиболее актуальными и интересными для Вашингтона в плане развития отношений, как представляется, выглядят Вьетнам и Мьянма. В рамках стратегического курса на укрепление позиций в ЮВА, вероятно, будут также предприниматься усилия по расширению связей с Камбоджей и восстановлению доверия и репутации в отношениях с Лаосом.

В этой связи для успешного продвижения в деле сближения с указанными государствами были бы необходимы радикальные шаги со стороны Белого дома. Мы отчетливо можем проследить, как работает стратегия Обамы - Белый дом готов вести активный диалог не только с «закадычными друзьями». Подтверждением тому служат «подготовительная» поездка Х.Клинтон в Мьянму в декабре 2011 года17 и последовавший затем в 2012 году исторический визит Б.Обамы.

Несмотря на заявление американского президента, что, мол, визит - это только признание имеющего место демократического перехода, а не поддержка действующего режима18, представляется, что налицо взятый на вооружение администрацией разумный прагматизм, когда для развития нормальных и взаимовыгодных отношений, оказывается, вовсе не обязательно иметь схожие взгляды на ценности и устройство политико-административных систем. Логика Обамы заключается в постепенном выдавливании Китая, который в течение долгих лет занимался льготной добычей бирманских нефти, газа и других полезных ископаемых, смог монополизировать торговый рынок страны и выгодно пользовался морскими портами Мьянмы. Пекин довольствовался таким положением вещей, при условии что Янгон (затем Нейпьидо) пользовался полной поддержкой и покровительством со стороны Китая в случае западных санкций и эмбарго. Более того, Китай всегда был не только главным бирманским торговым партнером, но и основным поставщиком вооружений и военной техники.

Тем не менее в последние пару лет произошли некоторые изменения в мышлении мьянманского руководства, которые могут иметь далекоидущие последствия. Так, стало ясно, что военные во главе с хунтой захотели признания со стороны мировой общественности идущей в стране либерализации и готовности начать сотрудничество с Западом. Освобождение из-под ареста главного оппозиционера страны Аун Сан Су Чжи, ее участие в довыборах и получение депутатского кресла, не встретившие противодействия со стороны властей ее встречи с Х.Клинтон и премьер-министром Таиланда Й.Чинават, телефонный разговор с Б.Обамой, а также отмена запрета американским и европейским компаниям вести бизнес в стране, по всей видимости, говорят о принятой в Нейпьидо новой стратегии. По мнению эксперта по Мьянме Университета Гонконга Р.Эгрето, Мьянма - на пути к отходу от давней зависимости от Пекина. Он считает абсолютно ясным, что эра китайской монополии там завершена, однако признает, что сильное влияние Пекина пока будет сохраняться19.

Вьетнам - одно из наиболее трудных направлений внешней политики США в регионе. Несмотря на нормализацию отношений более 15 лет назад, память о войне еще свежа, что не позволяет выстраивать отношения полного взаимодоверия. Дружественный Вьетнам крайне необходим для эффективного осуществления планов Вашингтона по прочному закреплению в регионе. В первую очередь американцы заинтересованы в возвращении себе привилегированного отношения в плане свободного захода военных кораблей во вьетнамские глубоководные порты, типа Камрани, или получения их обратно в качестве своих военно-морских баз.

Вьетнам на стороне США был бы серьезным козырем в стратегическом противостоянии с Китаем. Ради этой цели американцы самым упорным образом работают над углублением всестороннего диалога с вьетнамскими партнерами, особенно на фоне территориальных споров в Южно-Китайском море. За последние годы американская политика принесла положительные результаты, как, например, совместные военные учения на море, выведенные на регулярную основу политические контакты, налаженный ежегодный двусторонний диалог в области политики, безопасности и обороны (с 2008 г.), ежегодно проводимый диалог в области оборонной политики
(с 2010 г.)20, хорошо развитые торгово-экономические и инвестиционные связи (в 2012 г. - торговый оборот практически 25 млрд. долл., при этом вьетнамцы имели серьезное положительное сальдо более чем в 15,5 млрд. долл.21, американские накопленные инвестиции в СРВ около 10 млрд. долл.), совместное участие в переговорном процессе по вопросу создания макрорегиональной зоны свободной торговли в Восточном полушарии - «Транстихоокеанское партнерство».

Вместе с тем стороны пока не готовы пойти на отдельные взаимные уступки. Так, США отказываются снять запрет на продажу Вьетнаму летальных вооружений, а Вьетнам продолжает в течение последних 15 лет занимать жесткую однозначную позицию по военно-морским базам, отвергая возможность «передачи» их американцам. Подобные вопросы остаются неудобным препятствием для выведения двусторонних отношений на более высокий и доверительный уровень. По-видимому, время, когда страхи прошлого будут забыты окончательно, еще не настало.

Не менее важно для Вашингтона наращивание сотрудничества с крупнейшей страной Ассоциации Индонезией, выгодным партнером Малайзией, укрепление союзнических отношений с Филиппинами и Таиландом, а также близких связей с Сингапуром, дальнейшее развитие всестороннего взаимодействия с Брунеем.

Одним из наиболее важных двусторонних направлений во внешней политике США в АТР представляется установление крепкого партнерства с Джакартой, справедливо претендующей на роль регионального лидера в силу имеющихся территории, населения, ресурсов и статуса страны - члена «Группы двадцати». В настоящее время руководство Индонезии в полной мере осознает все большее вовлечение АСЕАН в долгосрочное противоборство США и Китая. Понимают в Джакарте, что им как региональной державе в данном случае в стороне остаться не удастся.

В 2008 году Президент Индонезии С.Б.Юдойоно инициативно выступил с предложением вывести индонезийско-американские отношения на уровень «всеобъемлющего партнерства» (comprehensive partnership). В пресс-релизе американо-индонезийского общества (июнь 2010 г.) «всеобъемлющее партнерство» двух стран названо как долгосрочная приверженность президентов Б.Обамы и С.Б.Юдойоно к расширению и углублению двусторонних отношений между двумя странами22. В ноябре 2010 года в ходе исторического визита Б.Обамы в Джакарту лидеры «второй и третьей демократий» мира официально объявили о переходе к межгосударственным отношениям «всеобъемлющего партнерства»23. Вместе с тем с 2005 года между Индонезией и Китаем отношения также официально поддерживаются на уровне стратегического партнерства24.

По-видимому, данный расклад свидетельствует о нежелании Индонезии быть в составе одного из противоборствующих блоков, оставаясь нейтральной и самостоятельной державой. Создав над собой подобный китайско-американский баланс, Джакарта обеспечила себе возможность осуществления независимого внешнеполитического курса, а также создала необходимые условия для развития прагматичного экономического и инвестиционного сотрудничества как с Америкой, так и Китаем.

Двусторонний торговый оборот Индонезии и США по итогам 2012 года составил порядка 26 млрд. долларов25. Охотно идут в Индонезию американские прямые инвестиции. Так, в 2011 году кумулятивные ПИИ США в Индонезии превысили 11 млрд. долларов (это не максимум - в 2010 г. 15,5 млрд. долл.)26. Вместе с тем Вашингтону пока не удается убедить Джакарту присоединиться к переговорному процессу по разработке многостороннего соглашения высокого уровня о «Транстихоокеанском партнерстве». В Индонезии нет единого мнения по данному вопросу - активно ведутся дискуссии на различных политико-общественных уровнях. По мнению автора, комментарий одного из индонезийских дипломатов отображает наиболее взвешенную и «учитывающую» взгляды различных сторон позицию по зоне свободной торговли. Так, А.Вирачжуда полагает, что «Транстихоокеанское партнерство» вовсе не конкурент обговариваемого сегодня под эгидой АСЕАН (активно продвигаемого Китаем) «Регионального всеобъемлющего экономического партнерства» (Regional Comprehensive Economic Partnership) и Индонезия вполне может быть членом двух ЗСТ одновременно27.

Отношения между Малайзией и США после 30 лет политической напряженности стали постепенно налаживаться начиная с 2003 года. Особенно заметен был скачок с приходом в 2009 году в Куала-Лумпуре Н.Разака на пост премьер-министра. К настоящему времени страны достигли весьма неплохого уровня торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия. Торговый оборот по итогам 2011 года составил практически 40 млрд. долларов28. С 2010 года Малайзия участвует в переговорах по «Транстихоокеанскому партнерству». В области безопасности также налажено плотное взаимодействие, включая контртеррористическую деятельность (Вашингтон активно спонсирует различные программы Контртеррористического центра Юго-Восточной Азии (SEARCCT), совместные военные учения (в том числе «Кобра Голд»), борьбу с нетрадиционными вызовами и угрозами, образовательные обмены военнослужащих и др.29 В апреле 2010 года «на полях» саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне состоялась встреча Б.Обамы и Н.Разака, которая рассматривалась в малайзийских СМИ как историческое событие в двусторонних отношениях30.

Вместе с тем в малайзийской общественности дают о себе знать определенно антиамериканские настроения, связанные с обеспокоенностью нынешним сближением с Вашингтоном, которое, по мнению некоторых местных аналитиков, чревато ограничением независимой политики Куала-Лумпура в будущем. В то же время хорошо развитое торговое партнерство с Китаем (Китай - крупнейший торговый партнер Малайзии, Малайзия - крупнейший из стран АСЕАН торговый партнер Китая, торговый оборот в 2011 г. - около 90 млрд. долл.31) является в некотором роде фактором устойчивости Малайзии в контексте конкурирования за сферы влияния между Вашингтоном и Пекином.

Отношения США и Брунея, базирующиеся на Договоре о мире, дружбе, торговле и судоходстве 1850 года, сегодня приобретают хорошие перспективы расширения, особенно с учетом фактора нестабильности в Южно-Китайском море. Для Вашингтона Бруней - это дополнительная точка опоры своего влияния в регионе. Первостепенный национальный интерес Брунея - маленького государства, находящегося на побережье ЮКМ, - обеспечение своей безопасности. Актуальными вопросами для «морского» султаната с богатыми нефтяными и газовыми запасами также являются контртерроризм, противодействие морскому пиратству и транснациональной преступности. Брунейцы заинтересованы в расширении всесторонних связей с США, в том числе в области безопасности и обороны. В 1994 году между двумя государствами был подписан Меморандум о взаимопонимании в области оборонительного сотрудничества. На ежегодной основе заседает Совместный оборонительный рабочий комитет. С 1995 года проводятся ежегодные военно-морские учения CARAT (Cooperation Afloat Readiness and Training). Действуют специальные образовательные программы по линии военных обменов32.

Поступательно развиваются торгово-экономические и инвестиционные связи. С 2002 года между странами действует Торговое и инвестиционное рамочное соглашение (TIFA). Бруней - активный участник переговорного процесса по созданию ЗСТ «Транстихоокеанское партнерство». Необходимо отметить, что Бруней до сих пор поддерживает крепкие отношения с бывшей метрополией и ближайшим союзником США Великобританией, чей 1,5-тысячный военный корпус базируется там на постоянной основе, преимущественно сосредоточен рядом с нефтегазоперерабатывающими предприятиями33.

Таиланд и Филиппины - два давних союзника Соединенных Штатов в ЮВА. Однако эти союзы не похожи друг на друга.

Дружественная основа связей Филиппин и США на современном этапе была заложена еще во времена метропольно-колониальных отношений между ними. После окончания Второй мировой войны, дав «вольную» филиппинцам, американцы, как оказалось, вовсе не собирались отпускать их из-под своего влияния - в 1951 году США и Филиппины вступили в так называемый Взаимный договор безопасности. Несколько позже, в 1954 году, Манила также присоединилась к Договору о коллективной безопасности в Юго-Восточной Азии (СЕАТО). Непохоже на то, что при этом суверенные чувства филиппинцев были ущемлены. Представляется, что такие отношения были абсолютно взаимовыгодными, а возможно, даже более отвечающими интересам молодого филиппинского государства. С 1946 года в виде иностранной помощи, включая военную, США передали своему союзнику в общей сложности в денежном эквиваленте свыше 9,5 млрд. долларов34.

В свою очередь, американцы продолжали беспрепятственно пользоваться военными базами на территории союзника, в том числе авиабазой в Кларке (Clark Air Force Base) и военно-морской базой в Субик-Бей (Subic Bay Naval Complex) на острове Лусон. Это были стратегические форпосты Вооруженных сил США во время холодной войны. После окончания глобального противостояния американские военные покинули объекты в 1992 году в соответствии с принятым местным парламентом новым законом, запрещающим иностранным вооруженным силам находиться на территории республики на постоянной основе35.

К концу века после некоторых лет охлаждения в филиппино-американских отношениях Вашингтон занялся вопросом «реставрации» союза. В 1998 году была достигнута новая формула по вопросу присутствия американских военных на филиппинских территориях - заключено Соглашение о визитирующих силах (Visiting Forces Agreement). Правовой документ позволял США направлять войска на Филиппины и размещать их там только на временной основе36. В действительности же вышло так, что с начала 2000-х годов американские военные находились на филиппинской территории практически постоянно. Помимо того, в настоящее время на юге Филиппин также располагается контртеррористический военный контингент США, призванный оказывать поддержку местным вооруженным силам в борьбе против ассоциированной с «Аль-Каидой» экстремистской организацией «Абу-Сайяф»37.

В 2003 году Америка объявила Филиппины одним из своих глобальных союзников, не входящих в состав НАТО38. А в 2011 году приняв Манильскую декларацию, страны подтвердили дальнейшее действие Взаимного договора безопасности 1951 года39.

C 2011 года Манила всерьез обдумывает вопрос о предоставлении на временной основе более широкого доступа американским ВВС и флоту на филиппинские базы с целью усиления оборонного потенциала Филиппин, что особенно актуально в свете нарастающих противоречий в Южно-Китайском море с Китаем. Вместе с тем данный вопрос встречает резкую критику части общественности Филиппин, не желающей повторения ситуации, когда страна находилась в чрезмерной зависимости от США. Многие аналитики опасаются, что на фоне еще открытых территориальных споров с Китаем в ЮКМ принятие такого решения может лишь накалить обстановку и привести к ненужной эскалации конфликта.

Союз Таиланда и США не совсем стандартен де-факто. С одной стороны, Бангкок является давним другом Вашингтона, а также одним из ключевых американских союзников из числа стран - не членов НАТО (как и Филиппины), но, с другой стороны, имеет юридически закрепленное всеобъемлющее стратегическое партнерство с Китаем40. Если разобраться, то в подобной диспозиции в действительности нет ничего удивительного: Бангкок проводит привычную для себя и исторически проверенную политику так называемой «тростниковой дипломатии» («bamboo diplomacy»)41, маневрируя и подчиняясь складывающимся обстоятельствам («bending-with-the-wind policy»)42.

В Таиланде хорошо знают и помнят, что такое отсутствие должного внимания со стороны союзника. Известно, что после неудачного окончания войны во Вьетнаме Вашингтон начал сокращать свои союзнические обязательства и вообще свое присутствие в регионе в целом. В тех обстоятельствах Бангкок был вынужден искать альтернативные опоры, что и привело к налаживанию отношений с Пекином. Сегодня таиландцы, заинтересованные теперь уже в «разбавлении» китайского влияния в их стране, наоборот, приветствуют «разворот» США к АТР. Последние несколько лет Вашингтон и Бангкок контактируют на высоком политическом уровне в рамках Стратегического диалога США и Таиланда43. Существуют, вероятно, и перспективы заключения полноценного стратегического партнерства в будущем. Торгово-экономические связи также на очень приличном уровне. По итогам 2012 года, торговый оборот составил около 37 млрд. долларов44.

Что касается военного сотрудничества, Таиланд и США ежегодно проводят большое количество совместных военных учений, в том числе многосторонние комбинированные учения «Кобра Голд». Ведется диалог по бывшей американской базе морской авиации Утапао в Таиланде, в частности по вопросу возможного ее превращения в американский центр помощи при стихийных бедствиях и гуманитарной помощи. Скептики, в частности в Китае, усматривают в чаяниях американцев скрытую военно-геополитическую подоплеку45. По данным Викиликс, военная база Королевских вооруженных сил Таиланда Утапао уже с начала 2000-х годов использовалась силами ВВС США как промежуточный пункт на маршруте до Афганистана и Ирака46.

В будущем Таиланд как центрально расположенное государство в ЮВА и ключевой игрок в АСЕАН будет стремиться проводить достаточно самостоятельную и независимую политику, лавируя между Китаем и Америкой и пользуясь противостоянием их интересов. Представляется, что возможное дальнейшее расширение всестороннего сотрудничества с США не повлечет серьезных изменений в отношениях между Бангкоком и Пекином.

Сингапур - одно из наиболее дружественных государств к США на пространстве ЮВА. Интерес Вашингтона к Сингапуру, видимо, в первую очередь обусловлен геостратегическим фактором. Государство-карлик Сингапур расположено на пересечении важнейших мировых морских путей. Сверхзависимость от внешней торговли и уязвимость в случае нарушения свободного движения товаров и услуг на море составляют основу национального интереса Сингапура. Ввиду этого руководство страны выражает неизменную поддержку политике США в части свободы мореходства, а также в увеличении их роли в архитектуре безопасности в АТР. Для сингапурцев поддержание близких отношений с США - исторический выбор в целях максимального обеспечения своей безопасности, в том числе экономической.

До сегодняшнего дня двусторонние отношения зиждились на двух столпах - торгово-инвестиционном и военном сотрудничестве. С 2004 года функционирует зона свободной торговли США и Сингапура. По итогам 2011 года двусторонняя торговля превысила
50 млрд. долларов (Сингапур - крупнейший торговый партнер США в АСЕАН). По данным за 2010 год, Сингапур занимал третье место в АТР по количеству аккумулированных американских прямых иностранных инвестиций - более 106 млрд. долларов. В Сингапуре базируется свыше 2 тыс. американских компаний. Страны совместно участвуют в переговорном процессе по созданию «Транстихоокеанского партнерства»47.

Что касается сотрудничества в области безопасности и обороны, с 2005 года между государствами действует так называемое Стратегическое рамочное соглашение (Strategic Framework Agreement). С 1990 года американцам предоставлен доступ к сингапурским военным объектам на ротационной основе, в частности к военно-морской базе, судоремонтному доку и летному полю. Военно-морская база «Чанги» открыта для сил ВМС США с 1998 года и способна принимать авианосцы. На помесячной основе базируются в Сингапуре авиационные подразделения ВВС США48. В Сингапуре также размещено логистическое командное подразделение (logistical command unit), задача которого состоит в координации передвижения и размещения боевых кораблей ВМС США в регионе49. ВС двух государств на регулярной основе участвуют в совместных двусторонних и многосторонних (в том числе «Кобра Голд») военных учениях. Ведется активное взаимодействие по обеспечению безопасности морских маршрутов в Аденском и Малаккском проливах. Важно отметить, что Сингапур - лидер из числа стран ЮВА по количеству обучающихся в США национальных военных кадров50.

Сегодня отношения между США и Сингапуром находятся на пороге нового этапа. В феврале 2012 года страны подписали Меморандум о взаимопонимании об учреждении «Диалога стратегического партнерства США и Сингапура». В этих рамках выстроен механизм встреч, в ходе которых происходит обмен позициями и обсуждение широкого круга вопросов по различной повестке дня на пути к выведению отношений на уровень стратегического партнерства. В случае успеха американо-сингапурские отношения будут подкреплены третьим столпом, крайне важным, - политическим51.

Вместе с тем, несмотря на столь плотное всестороннее сотрудничество с США, Сингапур все же пытается проводить свою внешнюю политику, принимая во внимание интересы Китая в регионе. Поддержание неконфликтных отношений с Пекином - одна из центральных задач в этом плане. В Сингапуре понимают, что возрастающее американское присутствие в регионе будет со временем все больше раздражать китайцев. Таким образом, сингапурское руководство отчетливо осознает необходимость проведения осторожного внешнеполитического курса на фоне обостряющегося американо-китайского соперничества.

 q

Анализ ситуации показывает, что в настоящее время в Юго-Восточной Азии складываются необходимые предпосылки для «возвращения» США. С учетом обстановки в Южно-Китайском море региональные игроки всерьез обеспокоены вопросом безопасности и устойчивости развития, в связи с чем Америка здесь рассматривается в первую очередь как дополнительный фактор стратегического баланса сил. Многие из асеановцев также озабочены чрезмерным (порой близящимся к монопольному) влиянием Китая в их национальных экономиках. На фоне «благосклонной» обстановки Вашингтон предпринимает действенные меры по укреплению там своих позиций, демонстрируя серьезный подход в плане наращивания партнерства как с АСЕАН в целом, так и со странами-членами в отдельности. Необходимо констатировать, что с большей частью «десятки» американцам удается поддерживать отношения на хорошем уровне. Очевидным подспорьем в этом контексте служит солидный уровень торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. С отдельными странами, в частности Филиппинами и Сингапуром, двусторонние отношения находятся на историческом подъеме.

Представляется, что в ближайшем будущем политика Вашингтона будет направлена на дальнейшую эволюцию диалога с АСЕАН. Американцы продолжат проявлять солидарность стремлениям Ассоциации играть центральнообразующую роль в интеграционных процессах в АТР и добиваться большего политического веса на мировой арене. Исходя из принципа прагматизма, администрация будет прикладывать дальнейшие усилия по сближению с каждой из десяти стран, в том числе, по возможности, через использование механизмов субрегиональной кооперации, типа «Инициативы по нижнему Меконгу», которые позволяют им действенно восстанавливать и продвигать свой имидж в Индокитае. Вероятно, стоит ожидать, что США не прекратят попыток добиться участия в переговорном процессе по созданию ЗСТ «Транстихоокеанское партнерство» как можно большего количества асеановцев. Кроме того, будет возрастать в своем значении военный трек двустороннего сотрудничества. По всей видимости, Вашингтон станет наращивать попытки вернуться на свои старые военные базы.

Вместе с тем США будут сталкиваться с рядом «ограничителей» в своем полномасштабном «возвращении» в регион. Так, во-первых, по-прежнему сохраняется доля недоверия к американцам в регионе с учетом их политики там в эпоху холодной войны. Во-вторых, маловероятно, что твердые позиции Китая в ЮВА начнут в скором времени слабеть. На сегодняшний день Китай является главным торговым партнером АСЕАН, а «десятка» в совокупности - третьим партнером Китая. Китайское влияние там подпитывается глубокими культурно-историческими корнями, а также значительней долей хуацяо, ведущих активную экономическую деятельность и проявляющих все больший интерес к участию в национальных политических процессах. В то же время среди асеановских партнеров не придает популярности Пекину его позиция по территориальным спорам в ЮКМ. В-третьих, против США будут играть их односторонние внешнеполитические шаги на Ближнем Востоке с использованием вооруженной силы, учитывая, что региональный лидер - Индонезия - крупнейшая в мире страна с мусульманским населением. Кроме того, новая волна американского втягивания в разрешение проблем Ближневосточного региона, в том числе с применением силы, грозит уменьшением возможностей для Вашингтона, что может быть связано с возрастанием дефицита ресурсов и ухудшением имиджа дружественно настроенного и умеренного партнера.

 

 

 1Remarks by President Obama to the Australian Parliament, Canberra, Australia, November 17, 2011 //http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2011/11/17/remarks-president-obama-australian-parliament

 2US Department of State, Office of the Spokesperson. Clinton Statement on South China Sea, July 23. 2011 //http://iipdigital.usembassy.gov/st/english/texttrans/2011/07/20110723125330su0.9067433.html#axzz2HH2yM92n

 3Сквозь игольное ушко. Критические места транспортировки нефти / Институт религии и политики// URL: i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-18908.html

 4Малаккский пролив // Answer Logistic - Международные перевозки // URL: http://www.answer-logistic.ru/other/spravochnaya-informaciya/geograficheskie-nazvaniya/malakkskij-proliv.html#.UjRfiGjxrBE

 5Malaysia - ASEAN´s multinational marketplace/ Ministry of International Trade and Industry (Malaysia), 2012 // http://www.mida.gov.my/env3/uploads/events/InvestMalaysia2012/Plenary2_MITI.pdf

 6Joint Statement on the 4th ASEAN - US Leaders´ Meeting. 20.11.12. Jakarta // http://www.asean.org/news/asean-statement-communiques/item/joint-statement-of-the-4th-asean-us-leaders-meeting

 7Ibid.

 8Travis J. Tritten. Stars and Stripes. June 7, 2012// http://www.stripes.com/news/pacific/philippines/philippine-government-gives-ok-for-us-to-use-old-bases-newspaper-reports-1.179790

 9Press Availability at the ASEAN Summit. Hillary R.Clinton. The United States is back in Southeast Asia. Phuket, Thailand, 22 July 2009// http://www.state.gov/secretary/rm/2009a/july/126320.htm

10Remarks by Hillary R.Clinton from the Signing Ceremony of the Treaty of Amity and Cooperation Accession, Phuket, Thailand, 22 July 2009// http://www.state.gov/secretary/rm/2009a/july/126334.htm

11Overview of ASEAN - US Dialogue Relations//www.asean.org/asean/external-relations/united-states/item/overview-of-asean-us-dialogue-relations

12US Engagement with ASEAN // United States Mission to ASEAN // http://asean.usmission.gov/mission/participation.html

13Overview of ASEAN - US Dialogue...

14Ibid.

15Joint Statement of the 4th ASEAN - U.S. Leaders´ Meeting Phnom Penh, Cambodia, November 19, 2012// http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2012/11/20/joint-statement-4th-asean-us-leaders-meeting

16Lower Mekong Initiative FAQ’s/ US Department of State// http://www.state.gov/p/eap/mekong/faq/index.htm

17Clinton offers Myanmar first rewards for reform// http://www.reuters.com/article/2011/12/01/us-myanmar-idUSTRE7B00F720111201

18President Barack Obama schmoozes with Thai PM Yingluck Shinawatra on first stop of historic Asia visit// http://www.dailymail.co.uk/news/article-2234978/President-Barack-Obama-schmoozes-Thai-PM-Yingluck-Shinawatra-stop-historic-Asia-visit.html

19US - Myanmar detente forces Chinese rethink: experts/ AFP. Bangkok. Nov. 22, 2012// http://www.spacewar.com/reports/US-Myanmar_detente_forces_Chinese_rethink_experts_999.html

20Colonel William Jordan, Lewis M. Stern. U.S.-Vietnam Defense Relations: Investing in Strategic Alignment/ The Heritage Foundation. July 18, 2012// http://www.heritage.org/research/reports/2012/07/us-vietnam-defense-relations-investing-in-strategic-alignment

21US Department of Commerce, United States Census Bureau, Trade in Goods with Vietnam// http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c5520.html

22USINDO/ Comprehensive Partnership// http://www.usindo.org/country-info/comprehensive-partnership

23The United States - Indonesia Society USINDO// http:/www.usindo.org/country-info/comprehensive-partnership

24China - Indonesia relationship braces for a promising future// China economic net // http://en.ce.cn/National/foreignaffairs/201303/26/t20130326_24233704.shtml

25US Department of Commerce, United States Census Bureau, Trade in Goods with Indonesia// http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c5600.html

26Office of the United States Trade Representative, US-Indonesia bilateral trade and investment// http://www.ustr.gov/countries-regions/southeast-asia-pacific/indonesia

27Adhyanti S.Wirajuda. Is Indonesia Missing the Trans Pacific Partnership// The Jakarta Post. Jakarta, July 01, 2013; URL: http://www.thejakartapost.com/news/2013/07/01/is-indonesia-missing-trans-pacific-partnership-bandwagon.html

28US Department of Commerce, United States Census Bureau, Trade in Goods with Malaysia// URL:http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c5570.html

29US - Malaysia Partnership, Remarks by Andrew J. Shapiro, Assistant Secretary, Bureau of Political-Military Affairs, Malaysia Armed Forces Defense College. Kuala Lumpur, Malaysia, February 15, 2012// http://www.state.gov/t/pm/rls/rm/184846.htm

30Najib and Obama in historic bilateral meeting // The Star Online. April 13, 2010// http://www.thestar.com.my/story.aspx?sec=nation&file=%2f2010%2f4%2f13%2fnation%2f6044422

31Malaysian Polls Reflect US-China Competition // Asia Times// http://www.atimes.com/atimes/Southeast_Asia/SEA-02-220213.html

32Brunei - US Relations // Global Security // http://www.globalsecurity.org/military/world/brunei/forrel-us.htm

33World Country Profiles. US Department of State Background Note: Brunei Darussalam // www.infoplease.com/country/profiles/brunei.html

34USAID/Philippines // http://philippines.usaid.gov/about/budget

35Philippines - US Relations// http://www.globalsecurity.org/military/world/philippines/forrel-us.htm

36Ibid.

37Vaughn B. Terrorism in Southeast Asia/ Congressional Research Service. P. 16-20 // books.google.la

38Philippines - US Relations…

39Signing of the Manila Declaration on Board the USS Fitzgerald in Manila Bay, Manila, Philippines, November 16, 2011//http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2011/11/177226.htm

40China, Thailand to establish comprehensive strategic cooperative partnership, Xinhua, April 19, 2012 // http://news.xinhuanet.com/english/china/2012-04/19/c_131538744.htm

41Pavin Chachavalpongpun. Reinventing Thailand:
Thaksin and His Foreign Policy. June 2010

42Kislenko A. Bending with the wind. The Continuity and flexibility of Thai foreign policy// International Journal. Vol.7. №4. Autumn 2002/ Canadian International Council. P. 537-561.

43Joint Statement of the Fourth United States-Thailand Strategic Dialogue, Washington, June 14, 2012 // http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2012/06/192397.htm

44US Department of Commerce, United States Census Bureau, Trade in Goods with Thailand// http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c5490.html

45Planned use by US of Thai Naval Base raises concerns/ Xinhua, June 8, 2012// http://news.xinhuanet.com/english/indepth/2012-06/08/c_131640416.htm

46Wikileaks: more on US and Utapao// Political Prisoners in Thailand // http://thaipoliticalprisoners.wordpress.com/2012/06/24/wikileaks-more-on-us-and-utapao/

47Chanlet-Avery E. Singapore: Background and US relations/ Congressional Research Service. July 26, 2013 // http://www.fas.org/sgp/crs/row/RS20490.pdf. P. 3.

48The Strategic Framework Agreement. Ministry of Defense of Singapore // http://www.mindef.gov.sg/imindef/news_and_events/nr/2005/jul/12jul05_nr/12jul05_fs.html

49Chanlet-Avery E. Op. cit.

50Ibid.

51Adelman D., US Ambassador to Singapore. US-Singapore Strategic Partnership: bilateral relations move up a weight class // http://s3.amazonaws.com/caa-production/attachments/28/C_Pages11to14_Adelman.pdf?1366918844