Перспектива ракетно-бомбового удара по Сирии со всеми вытекающими из этого трагическими последствиями – вплоть до начала военных действий между несколькими странами Ближнего Востока – становится угрожающе реальной!
Но даже в этих чрезвычайно тревожных обстоятельствах весьма занятно смотрится то, что приказ о начале бомбежек отдаст ни кто иной, как лауреат Нобелевской премии мира!
И именно этот прискорбный факт в очередной раз выпукло продемонстрирует кармическую судьбу премии имени господина Нобеля, являвшегося, между прочим, изобретателем динамита. Автор оружия убийства получил прекрасного продолжателя своего дела в лице мистера Обамы, президента Соединенных Штатов Америки.
Показательно также, что в последние десятилетия Нобелевские премии, например, в экономике, вручались каким-то умным ученым мужам, которые доказывали какие-то умные постулаты, которые сейчас «крест-накрест» перечеркнул мировой финансово-экономический кризис.
Что бы там не говорили эти Нобелевские лауреаты прежде, сегодня собравшиеся на саммит G20 в Санкт-Петербурге лидеры «Большой двадцатки» столкнулись именно с теми проблемами, которых, по мнению лауреатов, не могло быть в принципе. Лауреаты, они, как выясняется, просто пропагандистски обслуживали те самые финансовые институты, ту самую экономическую систему, кризис которых сегодня напрягает весь мир, и «Большую двадцатку», в частности.
«Двадцатка» и была, собственного говоря, создана, чтобы найти пути преодоления кризиса, в который загнали мировую экономику, в том числе, и ложные лауреатские представления о её функционировании.
Так что сегодня грош теперь цена премиям, врученным апологетам рухнувшей на наших глазах экономической модели. Плохо, ой как плохо отбирают члены Нобелевского комитета своих номинантов – за политической конъюнктурой потеряли чувство реальности…
И вот эта самая реальность сегодня вламывается в двери, открыв их ударом ноги американского «Джи-Ай». И, хотя американские солдаты не виноваты в том, что их посылают за тридевять земель от родных берегов бомбить и оккупировать одну за другой страны Евразии, их «светлый образ» раз за разом становится уже не пугалом, а просто насмешкой в мировых СМИ.
Одно это фото чего стоит!
Так вот, сирийский вопрос в эти недели стал столь важным для всех, что Владимир Путин, откликаясь на безусловный интерес к теме, в самом начале санкт-петербургского саммита «Большой двадцатки» заявил: «Мне как председателю нашей сегодняшней встречи совсем неудобно настаивать, не хочу этого делать, на расширении повестки дня, но некоторые из их участников обратились ко мне с просьбой дать время и возможность пообсуждать и другие, не входившие первоначально в наш план, но очень важные и острые темы международной политики, в частности, ситуацию вокруг Сирии. Предлагаю это сделать во время ужина, чтобы нам все в одну кучу, как у нас говорят, не сваливать».[1]
Затем он конкретизировал свою позицию:
«Вы знаете, всё, что связано с событиями на Ближнем Востоке, самым серьёзным образом отражается на мировой экономике. Потому что это регион, снабжающий всю мировую экономику, во всяком случае, значительную её часть энергоресурсами.
Мы знаем: как только там происходят какие-то столкновения и катаклизмы, сразу растут цены на энергоносители. А что это значит? Это значит, что эти цены подавляют развитие мировой экономики. В такое тяжёлое в целом для мировой экономики время дестабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке контрпродуктивно».[2]
Вот как – и не то, чтобы неожиданно – в Санкт-Петербурге на очередном саммите G20 сошлись бок о бок проблемы мировой экономики и мировой политики, проблема Войны и Мира, без решения которых ни о каком «устойчивом развитии» речи быть не может по определению.
А то, что, скажем, американский ВПК получит новые заказы на новую войну и лично он преодолеет кризис с наименьшими издержками, к выходу из мирового финансово-экономического кризиса отношения не имеет ни-ка-ко-го.
И вот, в условиях подготовки Соединенных Штатов Америки к военной агрессии против Сирии – Обама не мог отвлечься от этого даже в Питере, о чем ниже, – на берега Невы (ну просто, как мечтал Петр и написал Пушкин: «Все флаги в гости будут к нам!») съехались лидеры ведущих стран, объединившиеся в так называемую «Группу двадцати». Она же «Большая двадцатка», она же G20.
А потому и начнем с её генезиса.
«Большая двадцатка» as it is
«Группа двадцати» — это неформальный форум крупнейших экономик мира, которые в совокупности представляют 90% мирового ВВП и 80% мировой торговли.
Появилась она на свет 25 сентября 1999 года.
Решение о формальном учреждении «Группы двадцати» было принято на встрече министров финансов и председателей центральных банков семи ведущих промышленно развитых экономик (Великобритания, Италия, Канада, США, Германия, Франция и Япония) в Вашингтоне.
Тогда же определился состав G20 – 19 государств плюс Европейский союз.
Страны-участницы следующие: Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Турция, Россия, Саудовская Аравия, США, Франция, ЮАР, Республика Корея, Япония.
«Группа двадцати» была создана, как инструмент кризисного реагирования глобального уровня, но по-настоящему роль G20 проявилась не сразу, а в начале нынешнего мирового кризиса, разразившегося в 2008 году. До этого времени она работала почти 10 лет не в формате саммитов, а в рамках встреч министров финансов и управляющих центральными банками.
Отцы-основатели видели это объединение крупнейших экономик, вернее, площадку для встречи этих экономик, как инструмент для консолидированного усилия по:
- предотвращению финансово-экономических кризисов,
- обеспечению сбалансированного развития мировой экономики,
- реформированию архитектуры глобального управления в соответствии с реалиями XXI века.
Встречи глав государств и правительств «Группы двадцати» стали рассматривается, как более-менее пригодный механизм координации макроэкономических усилий, регулирования финансовых рынков и влияния на международную экономическую политику.
Традиционно в саммитах лидеров «Группы двадцати» принимают участие не только её постоянные члены, но и пять приглашенных страной-хозяином саммита стран, а также некоторые международные организации.
Европейский союз, как правило, представлен председателем Европейской комиссии и председателем Европейского совета.
Реальным началом нового этапа деятельности G20 принято считать осень 2008 года, когда форум впервые собрался на уровне глав государств и правительств.
На саммите в Питтсбурге (США) было принято решение о закреплении формата работы именно в виде саммитов, а также о признании этого формата основным для рассмотрения проблем мировой экономики и развития экономического сотрудничества.
Каждая страна-член группы занимает пост председателя в течение одного года. Так, в 2009 году председателем являлась Великобритания, в 2010 году — Республика Корея, в 2011 году — Франция, в 2012 году — Мексика, в 2013 году — Россия.
В 2014 году хозяйкой должна стать Австралия.
Прорыв БРИКС
Об этом говорили давно, и вот, наконец, это произошло. Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) – кстати, все они являются членами G20 с момента создания – договорились-таки о прорыве в своих экономических связях.
Что произошло в Питере?
В преддверии саммита «Группы двадцати» состоялась встреча лидеров стран БРИКС, на которой они выпустили заявление, где, помимо всего прочего, было объявлен «уверенный прогресс в учреждении под руководством БРИКС Нового банка развития и Пула валютных резервов».[3]
Что касается Нового банка развития, то отмечено: «достигнут прогресс в переговорах по вопросам его структуры, участия в акционерном капитале, членства и управления».
По словам Владимира Путина, на сегодняшний день определён состав учредителей банка: это «пятёрка» БРИКС – вся «пятёрка». Утверждён размер первоначального распределяемого среди них капитала – 50 миллиардов долларов, согласован порядок принятия решений по ключевым вопросам деятельности банка. «Мы исходим из того, что банк будет действовать на основе консенсуса».[4]
Относительно Пула валютных резервов также «достигнут консенсус по общим и операционным вопросам в отношении его создания».
В соответствии с достигнутыми договорённостями на саммите БРИКС в Дурбане (ЮАР), первоначальный размер пула составит 100 миллиардов долларов США. Обязательства стран будут распределены следующим образом: Китай – 41 миллиардов; Бразилия, Индия, Россия – по 18 миллиардов каждая страна; Южная Африка – 5 миллиардов.
Чтобы оценить произошедшее, заметим – страны БРИКС переходят к взаиморасчетам на базе собственного международного финансового учреждения. И не факт, что платить они друг другу будут в долларах. Есть вполне серьезные экспертные оценки того, что внутри БРИКС будет переход во взаимной торговле на свои национальные валюты.
Об этом в Питере лидеры БРИКС не говорили открытым текстом, однако, подобная перспектива просто вырастает из их заявления. Прочитайте эти пункты:
- «Лидеры стран БРИКС повторно высказали свои опасения, выраженные на саммите в Дурбане в марте этого года, касающиеся непредвиденных негативных последствий «нетрадиционной» денежно-кредитной политики некоторых стран с развитой экономикой».
- «Лидеры стран БРИКС также выразили озабоченности, связанные с приостановкой процесса реформы Международного валютного фонда, и подтвердили необходимость как немедленной реализации реформы квот и структуры управления МВФ 2010 года, так и завершения следующего общего пересмотра квот к январю 2014 года в соответствии с договорённостями, достигнутыми на саммите «Группы двадцати» в Сеуле, с целью обеспечения доверия, легитимности и эффективности фонда».[5]
Если всё это выразить разговорным языком, то перед нами четкая позиция относительно того, что существующая мировая финансовая система и её главный институт – МВФ – в их нынешнем виде абсолютно не устраивает государства БРИКС, чье население составляет почти половину жителей Земли. Сегодня это самый большой рынок планеты, 40% населения Земли – 2,9 миллиарда человек. На страны БРИКС приходится 17% глобальной торговли и почти 1/3 мирового валового продукта.
И заявление БРИКС – это не просто афронт. Это – ультиматум.
И этого ультиматума, зная о нем заранее, очень побаивались США с их союзниками, завязанные на существующую финансовую миросистему.
Более того, нагнетание сирийского конфликта, угрозы американского удара по Сирии некоторые эксперты прямо увязывали накануне саммита с крайним недовольством Вашингтона и Лондона в отношении позиции БРИКС, посмевшей замахнуться на святое – на форматирование мировой финансовой системы вне контроля и рамок Уолл-Стрит и лондонского Сити.
И если несчастная Сирия попадет под ракетно-бомбовый удар США и Ко, то надо понимать – в определенной степени это является ассиметричным ответом мирового финансового истеблишмента на попытку БРИКС, а, фактически, Китая и России, взять в свои руки процесс создания новой мировой финансовой системы взамен той, что сейчас банкротится на наших глазах.
В Новом банке развития, и об этом можно говорить с полной уверенностью, не будет ни спекуляций, ни безконтрольных деривативов, ни безудержной эмиссии – чем и грешат банки Уолл-Стрит и Сити.
Там поняли эту угрозу лично для себя. Вот потому позиция БРИКС не нашла громкого отклика в комментариях по итогам саммита.
Фигура умолчания сейчас – единственное, чем они могут ответить.
Да ещё ударом по Сирии…
Не зря классик говорил, что «политика есть концентрированное выражение экономики».
Путин предложил обсудить реформу глобальной финансовой архитектуры
В связи с отмеченным выше, полагаем, что не всем участникам саммита понравились слова Владимира Путина, сказанные им на официальном открытии: «Обсудим тенденции в мировой экономике и то, как на них реагировать. Обсудим проблемы финансового регулирования, включая план действий в налоговой сфере и реформу глобальной финансовой архитектуры».[6]
К итогам этого обсуждения мы ещё подойдем, а сначала послушаем президента России, и ознакомимся с его видением проблем, вынесенных на повестку дня саммита.
Владимир Путин в своей первой речи – а в ходе работы саммита он выступал не раз – сформулировал видение мировых финансово-экономических проблем таким образом:
- Удалось консолидировать усилия ведущих экономик мира, благодаря совместным действиям погасить наиболее острые проявления кризиса, начать формирование условий для предотвращения будущих кризисов.
- Первое – это решение принципиальной задачи по снижению бюджетных дефицитов, уровней государственного долга в развитых странах включая Европу;
- Второе – это ликвидация значительных пробелов в области финансового регулирования;
- Третье – это решение проблемы нехватки ресурсов у Международного валютного фонда.
Сегодня наиболее острые из названных проблем решены или контролируются.
Буквально в последние месяцы возникли новые риски.
Сейчас наши партнёры начинают выходить из нестандартных мер финансово-экономической политики, и это может сказаться на состоянии ключевых глобальных рисков, затронуть экономики других стран, да, собственно говоря, мы это знаем, уже и затрагивает.
Главное – обеспечить базовые условия для оздоровления глобальной экономики, оздоровления через качественное развитие.
Поэтому именно вопросы стимулирования экономического роста и создания рабочих мест стали центральными в рамках российского председательства в «Группе двадцати».
Очевидно, что в средне- и долгосрочной перспективе в большинстве развитых экономик необходимо сократить уровень государственного долга и дефицитов бюджетов.
Логика и ход глобального финансово-экономического кризиса дали ясно понять, что необходимы всеобъемлющие структурные преобразования.
Речь идёт о назревших шагах по
- регулированию рынка труда и налогообложения,
- развитию человеческого капитала,
- модернизации инфраструктуры,
- регулированию товарных рынков.
Значительный прогресс достигнут и в разработке подходов к реформированию и, отчасти, внедрению согласованных на международном уровне реформ в следующих ключевых областях:
- Базель III, банковское регулирование;
- реформирование рынков внебиржевых деривативов;
- меры в отношении системно значимых финансовых институтов.
Очевидно, что национальные меры по укреплению финансовой стабильности не должны приводить к неоправданно высоким регулятивным издержкам для иностранных участников финансового рынка.
По итогам нашей встречи планируется принятие совместного плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения.
Итогом его реализации должно быть существенное сокращение практики вывода прибыли в офшоры и рост уплаты налогов в тех юрисдикциях, где товар или услуга производится.[7]
Владимир Путин предложил на обсуждение серьезнейшие темы. И, хотя материалы готовили заранее, и все страны G20 принимали участие в их разработке, нельзя сказать, что слова Путина были восприняты всеми с энтузиазмом – каждое решение бьет по конкретным интересам некоторых государств саммита, вернее, их финансово-экономических кругов…
Меркель зовет юань в Берлин, а Лагард винит США в торможении реформы МВФ
Говорили на саммите много и многие. Всех не процитируешь. Поэтому заранее приносим извинения нашим уважаемым читателям, если кого-то из участников не упомянем. Просто, нам представляется, что приведенные ниже фрагменты из ряда прозвучавших речей, дают некоторое представление о содержании дискуссий.
Вот что, например, сообщил на пресс-конференции министр финансов РФ Антон Силуанов.
Он отметил, что в первый день работы заседания были посвящены исключительно макроэкономическим вопросам, которые готовились министерствами финансов.
Все выступающие высказались за одобрение плана, который был подготовлен для содействия роста экономики и занятости. План был одобрен всеми выступающими лидерами, и сейчас задача состоит в том, как нам его реализовать, сказал он.
По словам А. Силуанова, этот план предусматривает целый ряд действий в области стимулирования экономического роста и инвестиций, в области снижения безработицы, а также предотвращения оттока капитала.
Лидеры G20 одобрили также план по предотвращению размывания налоговой базы. Большинство лидеров уверены: в условиях, когда проводится бюджетная консолидация, необходимо повышать доходную базу бюджета. «И вопрос о том, почему компании, которые осуществляют свою деятельность в одной стране, платят налоги в другой стране и центр прибыли выводят из стран, где оказывается деятельность, безусловно, всех возмущает», - отметил А. Силуанов.[8]
По его словам, необходимы такие решения, чтобы компании не сами определяли, сколько налогов платить – в результате лазеек в налоговом законодательстве, – а делали это в соответствии с законами тех юрисдикций, где осуществляют свою деятельность.
Лидеры G20 также высказались за усиление регулирования так называемого теневого банковского сектора – организаций, предоставляющих финансовые услуги, но при этом формально не являющихся банками.
А. Силуанов рассказал, что ФРГ выступила с инициативой усиления регулирования данных организаций, и эта инициатива была поддержана. «Хочу сказать, что в целом позиция по регулированию теневого банковского сектора была поддержана коллегами и руководителями тех стран, которые останавливались на этой теме», - подчеркнул он.
Видно-видно, что не всеми «коллегами»…
Потрясла своим предложением канцлер Германии Ангела Меркель. Она выразила готовность сделать Франкфурт-на-Майне международным центром торговли юанем!
О чем и сообщила председателю КНР Си Цзиньпину на их встрече в Санкт-Петербурге.[9]
Это – ещё один прорыв саммита. Китайская валюта выходит на континентальную Европу! А ведь на сегодняшний день основной площадкой торговли юанем является биржа Гонконга. Менее крупные центры торговли юанем находятся также в Тайбэе, Сингапуре и Лондоне.
Предложение Германии, от которого китайцы и не будут отказываться, означает не только то, что власти КНР, заинтересованные в валютной экспансии, получат ещё одну точку опоры. Выход юаня на Германию – сильнейшую экономику континентальной Европы – это, практически, появление политического союза Берлина и Пекина!
Да-да, «политика есть концентрированное выражение экономики».
Если к нему присоединяется Москва, то… Ну, Вы же помните знаменитую фразу о том, что «союз Москвы и Берлина – это кошмарный сон Лондона».
А тут, вон оно как поворачивается…
Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард открыто назвала США той страной, которая тормозит реформу МВФ.
Она заявила, что решение по реформе квот в МВФ, принятое на встрече «большой двадцатки» осенью 2009 года и утвержденное МВФ в 2010 году, о передаче 6% квот и голосов МВФ развивающимся экономикам, пока не выполнено, поскольку реформа не прошла ратификацию в парламентах ряда стран, в первую очередь, США.
Ну да, парламент США, он же Конгресс США, занят иными заботами…
Фокус в том, что – в результате реформы – в МВФ должна существенно вырасти доля, а, стало быть, и административный вес, стран БРИКС. И смещение этого фокуса внутри МВФ в пользу БРИКС о-о-очень не по нраву в Вашингтоне. Что он и демонстрирует, тормозя ратификацию уже третий год.
И после этого чему удивляться, если страны БРИКС решили «пойти другим путем»?..
Важным, по мнению Лагард, является общее признание лидерами «двадцатки» того, что необходим упорядоченный переход к традиционной монетарной политике. Т.е. отказ от безудержной эмиссии и накачке пузыря деривативов. Только как это реализовать на практике в нынешних условиях, когда финансовая элита только тем и живет?
Лагард также отметила прогресс в обсуждении вопросов борьбы с уклонением от уплаты налогов.
Не знаю, то ли некоторые деятели перестали опасаться гнева Уолл-Стрит и Сити, то ли вольный балтийский ветер заставил их вспомнить о внутренней свободе, но, честно признаемся, таких откровений, что мы услышали от Меркель и Лагард, на обычно чопорных и заорганизованных саммитах разного рода встретить доводится крайне редко.
Сирия вместо экономики
…Несмотря на то, что G20 считается экономическим форумом, обсуждать международные вопросы в рамках двусторонних встреч лидерам не возбраняется. Тем более что в этот раз главной темой в международной повестке дня стал возможный военный удар США по Сирии и его последствия.
Для активизации переговоров лидеров стран G20 по ситуации в Сирии в Санкт-Петербург в срочном порядке прилетел спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии Лахдар Бархими.
В кулуарах разговоров по сирийской тематике было очень много.
Ситуацию в Сирии, в частности, обсудили президент США Барак Обама и премьер-министр Японии Синдзо Абэ. «Наше общее мнение заключается в том, что использование химоружия в Сирии является нарушением международного законодательства, которое нельзя оставить без ответа», - заявил Обамы по итогам беседы.[10]
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун встретился с президентом Южной Кореи Пак Кын Хе, обсудил с ней гуманитарную ситуацию в Сирии и работу экспертов по химоружию. Говоря о сирийском конфликте, Пан Ги Мун подчеркнул, что «пришла пора сторонам прекратить войну и начать говорить».
Определенную сенсацию вызвало послание Папы Римского Франциска, который написал письмо президенту РФ Владимиру Путину, как председателю G20.
В послании понтифик высказался против военного разрешения ситуации вокруг Сирии. Он призвал мировых лидеров не оставаться пассивными и найти такой путь разрешения ситуации в Сирии, который позволил бы «избежать бойни». При этом глава Римско-католической церкви решительно высказался против военного решения конфликта.[11]
Тема Сирии была в центре внимания ряда двусторонних встреч Владимира Путина.
«Мы, действительно, вчера практически весь вечер посвятили обсуждению проблемы Сирии и вопросам, которые вокруг этого возникают. Достаточно долго разговаривали, закончили только в час ночи по Москве, а потом у меня ещё с господином Кэмероном до полтретьего была двусторонняя встреча», - рассказывал он на пресс-конференции 6 сентября.[12]
Особо ждали его встречу с Бараком Обамой.
Ждали, несмотря на то, что в канун саммита Белый дом четко заявил: отдельных переговоров с Владимиром Путиным в программе пребывания американского лидера в Санкт-Петербурге не запланировано.
Паузу американцы держали, как учат в школе-студии МХАТ, долго. Чем и публику и заинтриговали. Первый день саммита прошел, а встречи всё нет…
При этом Путин оставался невозмутимым.
Зато Обама – под телекамеры – встретился с представителями российских НПО. Говорили про ситуацию с гражданским обществом и правами человека в России в целом, про положение неправительственных организаций, про положение таких групп, как геи и лесбиянки, про вопросы окружающей среды.[13]
Журналисты считали упущенные возможности. Путин и Обама рядом за стол не сели раз, на фотографии по итогам стояли, разделенные президентом Индонезии – два.
В общем, контакта не получилось, сокрушенно вздыхала пресса…
Фото rg.ru
Интрига разрешилась только в конце саммита на заключительной пресс-конференции, когда сам Владимир Путин рассказал о встрече с Обамой:
«Мы с Президентом США встречались сегодня, правда, не на ногах, а на другом месте мы с ним находились, – сидя разговаривали. Разговор продолжался минут 20, а может быть 30, примерно. Во всяком случае, это была очень содержательная, я бы отметил, конструктивная, доброжелательная беседа, во всяком случае, в доброжелательной обстановке.
Мы остались при своем мнении, каждый при своем. Но диалог есть. Мы слышим друг друга, понимаем аргументы. Мы с ними не согласны. Я не согласен с его аргументами, а он не согласен с моими, но мы слышим, пытаемся анализировать.
Мы, кстати, договорились, возникли некоторые варианты, связанные с возможным развитием ситуации, конечно, в направлении мирного решения этого кризиса, договорились о том, что министры иностранных дел – Министр иностранных дел Лавров и госсекретарь Керри – в самое ближайшее время вступят в контакт и еще пообсуждают эту очень болезненную тему».
А на вопрос: «Будет ли Россия помогать Сирии?» Путин ответил четко, ясно и для кого-то многозначительно: «Будем ли мы помогать Сирии? Будем. Так и сейчас помогаем».[14]
Сюр! Обама руководит планами удара по Сирии из Питера
К этой теме можно добавить вот что.
Злая шутка одного из форумчан относительно того, что «Обама будет руководить бомбежками Сирии из Санкт-Петербурга» обернулось трагической правдой.
Президент США Барак Обама, находясь на саммите, направил в Пентагон запрос на расширение списка потенциальных целей в Сирии и потребовал от военных привлечь к бомбардировкам авиацию.
Речь идет о расширении списка целей для бомбежки. Пока в него входили 50 объектов на территории Сирии, которые были определены, кстати, французскими союзниками американцев.
Сирия когда-то была подмандатной территорией Франции (фактически оккупированной французами страной), и Париж до сих пор неровно дышат в сторону Дамаска. Это похоже на то известную с детства историю: как прыщавый школьник-пятиклассник хочет продемонстрировать свою симпатию к девочке-однокласснице и потому больно дергает её за косички, так и Париж хочет сделать Дамаску «больно», чтобы продемонстрировать – «Я к тебе отношусь неравнодушно!»…
В общем, пока в Санкт-Петербурге члены «Большой двадцатки» занимались, главным образом, мировой экономикой, президент Обама занимался планами бомбежек Сирии.
Для лауреата Нобелевской премии мира самым важным сегодня стало обозначение целей для бомбовых и ракетных ударов по чужой стране, которая не совершала агрессии против Америки.
…А на завершающей стадии саммита случился форменный скандал вокруг сирийской темы.
Не успел Владимир Путин четко рассказать, какие позиции заняли страны, которые выступили на саммите «Большой двадцати» по сирийскому вопросу, как некоторые лидеры этих стран продемонстрировали раздвоение своего сознания.
Они, вроде бы согласившись с доводами России, тут же перешли на сторону доводов США.
А как иначе трактовать поступившее сообщение о совместном заявлении глав 11 государств-участников саммита по Сирии?
Одиннадцать стран «большой двадцатки» требуют жесткой реакции международного сообщества на применение химоружия в Сирии, говорится в совместном (сепаратном) заявлении этих стран по итогам саммита G20 в Санкт-Петербурге.
Текст заявления, которое подписали Австралия, Канада, Франция, Италия, Япония, Южная Корея, Саудовская Аравия, Испания, Турция, Великобритания и США, распространил в пятницу, 6 сентября, Белый дом.
«Улики ясно указывают на то, что сирийское правительство ответственно за нападение», — говорится в заявлении относительно применения химоружия 21 августа в пригороде Дамаска.
«Мы призываем к жесткому международному ответу (бомбежкам, что ли? – С.Ф.),.. который бы послал ясный сигнал, что подобные зверства никогда не могут быть повторены. Те, кто совершили эти преступления, должны быть привлечены к ответственности», — сказано в документе.[15]
Напомним, что на пресс-конференции Владимир Путин четко назвал страны-участницы саммита, которые выступили «за» и «против» военного удара по Сирии.
«...Я могу вам сказать, кто выступал за военные действия: это, как известно, США, Турция, Канада, Саудовская Аравия и Франция…
Кто же был категорически против: Россия, КНР, Индия, Индонезия - обращаю ваше внимание, что это самая крупная мусульманская страна мира по населению, - Аргентина, Бразилия, ЮАР, Италия», - подчеркнул Владимир Путин.[16]
Остальные как бы промолчали...
Но молчание длилось недолго – заявление 11-ти – крупный политический демарш глав этих стран.
Да, они в своем праве заявлять всё, что им угодно, но... Некоторые передумали за считанные часы.
Как всё это называется в канун угрозы начала Большой Войны?
Это называется – двурушнечество.
Мы и раньше знали, с кем имеем дело, – канун Второй мировой научил, – а сейчас уж...
Мировая экономика требует регулирования
И все же, и все же… Вернемся к экономике.
Показательно, что на саммите и в его документах громче, чем прежде, и настойчивее звучали слова о «регулировании» разных сфер, как мировой экономики, так и экономик отдельных стран.
Принцип «свободного рынка» с его «невидимой рукой», всё на рынке «расставляющей и направляющей», не то, чтобы сейчас в разгар кризиса забыт. Кое-где он до сих пор висит в рамочке над рабочими столами.
Но, видно и иное – о нем сегодня на серьезных саммитах говорить неприлично…
Вот как подвел итоги саммита Владимир Путин на финальной пресс-конференции:
«Группа двадцати» за пять лет своего существования, действительно, стала эффективным механизмом по выработке и согласованию общих подходов ведущих стран мира в сфере глобальной экономики и финансов.
С начала председательства в «Группе двадцати» мы (Россия – С.Ф.) определили своей задачей стимулирование роста и создание новых рабочих мест прежде всего за счёт поощрения инвестиций, эффективного регулирования, повышения доверия на рынках.
Нам удалось выйти на многие важные практические решения, как для международного сообщества, так и в интересах российской экономики.
Достигнут консенсус в том, что надо сочетать политику поддерживания должных темпов экономического роста с утверждением среднесрочных стандартов и страновых стандартов стратегии фискальной консолидации (вот оно – регулирование через стандарты – С.Ф.).
Принят Санкт-Петербургский план действий. Для каждой страны в нём установлены среднесрочные цели по снижению дефицита бюджета, а также проведению всеобъемлющих структурных реформ (и опять госрегулирование – С.Ф.).
Речь идёт о назревших шагах по урегулированию рынка труда и налогообложения, развитию человеческого капитала, модернизации инфраструктуры, регулированию товарных рынков.
Видим в этом гарантии для долгосрочной стабилизации глобальной и национальной экономик.
Впервые был предложен интегрированный подход к формированию политики в отношении рынка труда, а именно:
- увязать задачи создания качественных рабочих мест с задачами развития экономики,
- в комплексе учитывать макроэкономические, финансовые и социальные условия,
- а также взаимосвязь рынка труда с инвестициями, бюджетом, фискальной политикой.
Приоритетной для нашего председательства и новой для «двадцатки» стала тема финансирования инвестиций. Уже достигнуты заметные результаты, которые были одобрены на саммите.
Прежде всего, это принципы высокого уровня по участию институциональных инвесторов в финансировании долгосрочных инвестиций.
На саммите также приняты принципиальные решения по реформированию налоговой политики с целью противодействия уклонению от налогообложения, включая использование офшорных схем. В текущем году эта тема стала одной из ключевых.
Мы также условились ограничивать протекционистские меры в глобальной торговле и продлить соответствующие обязательства наших стран до конца 2016 года.
Заметные успехи достигнуты
- в области реформирования финансового регулирования, в том числе в сфере банковского регулирования, так называемый Базель III,
- реформирования рынков внебиржевых деривативов,
- также в отношении системно значимых финансовых институтов.
(Если эти позиции перекочуют со страниц документов в реальную практику, то по спекулятивным схемам финансовых воротил и банкстеров будет нанесен сильнейший удар. Посмотрим, чем они ответят. Война в Сирии представляется для них весьма выгодным переключением внимания, пока они будут – а они точно будут – «топить» именно эти решения саммита, прямо бьющие по их жизни и методам деятельности – С.Ф.).
Важной темой для «двадцатки» является противодействие коррупции.
В этом году мы заложили стратегию работы в этом направлении, а на саммите одобрили ряд инициатив, в том числе предложенных Россией в дополнение к Антикоррупционному плану «Группы двадцати».
Особо отмечу работу по обмену лучшими практиками по ограничению возможностей для коррупции при подготовке международных спортивных, культурных и иных крупных мероприятий, требующих значительных инвестиций, прежде всего, бюджетного характера».[17]
На саммите была одобрена «Санкт-Петербургская стратегия развития»,[18] которая включает пять приоритетов дальнейшей работы «Группы двадцати» по содействию странам с низкими уровнями доходов.
Эти приоритеты:
- обеспечение продовольственной безопасности,
- расширение доступа к финансовым услугам и повышение уровня финансовой грамотности,
- создание современной инфраструктуры, включая энергетическую,
- развитие человеческого капитала,
- мобилизация внутренних ресурсов в развивающихся странах.
Как-то эти благородные позиции не вяжутся с отношением к Сирии 11 стран G20, подписавших и документы саммита, и сепаратное заявление по Сирии: то «пять пунктов», то – бомбежки?!
Вот оно «двоемыслие»…
К чему стремится «Большая двадцатка»
Ну, и в заключении – перечень позиций, по которым на саммите шло обсуждение, и были приняты решения.
Это, де-факто, - содержание главного документа саммита под название «Санкт-Петербургская декларация лидеров «Группы двадцати».[19]
Там выделены темы, знакомство с которыми дает представление об основных заботах «Большой двадцатки» на ближайшую перспективу:
- Качественные рабочие места – для роста экономики.
- Финансирование инвестиций.
- Совершенствование многосторонней торговли.
- Решение проблем размывания налогооблагаемой базы и перемещения прибыли, борьба с уклонением от уплаты налогов, совершенствование транспарентности налогообложения и содействие автоматическому обмену налоговой информацией.
- Международная финансовая архитектура.
- Финансовое регулирование.
- Построение устойчивых финансовых институтов и решение вопроса «слишком большой банк, чтобы обанкротиться».
- Создание прозрачных, бесперебойно функционирующих финансовых рынков.
- Снижение рисков, связанны с функционированием теневой банковской системы.
- Урегулирование вопросов отмывания денег и финансирования терроризма.
- Доступ к финансовым услугам, финансовое образование, защита прав потребителей.
- Содействие развитию для всех.
- Устойчивая энергетическая политика и устойчивость мировых сырьевых рынков.
- Борьба с изменением климата.
- Усиление борьбы с коррупцией.
Подробная расшифровка каждой из упомянутых тем – в тексте Декларации.[20]
А теперь оставим экономическим экспертам разбирать по косточкам зафиксированные в документах саммита решения, и опять вернемся к сирийской теме, столь громко прозвучавшей на G20.
Дело вот в чем.
Как стало известно в ходе саммита, президент Обама намерен выступить с обращением к нации во вторник 9 сентября.
В связи с этим голосование в Конгрессе США о предоставлении Обаме права начать военные действия против Сирии перенесли на… 11 сентября.
Да-да-да! Опять 11 сентября!
Что у них там, «день сурка» для всяких несчастий?
11 сентября 1973 года в результате заговора ЦРУ и чилийской армии свергнут и убит президент Чили Сальвадор Альенде.
11 сентября 2001 года весь мир наблюдал атаку самолетов на Башни-близнецы в Нью-Йорке.
11 сентября 2012 года в Ливии при странных обстоятельствах, похожих на операцию спецслужб, убит посол США.
И вот теперь именно на 11 сентября назначают голосование в Конгрессе США, от которого зависит ни много – ни мало перспектива начала Большой, не дай Бог, Третьей мировой войны.
Дата, как будто специально подобранная…
Тем более что 11 сентября – день рождения президента Сирии Башара Асада.
И ещё – в 2014 году исполняется 100 лет со дня начала Первой мировой войны.
И мы не можем не заметить, что возможное начало новой Большой войны США решили приурочить к столетию Первой мировой.
Что-то всё совсем уж цинично…
Бонус к материалу:
Документы саммита «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге 5-6 сентября 2013 года
[1] http://ria.ru/arab_riot/20130905/961081168.html
[2] http://www.kremlin.ru/news/19168
[3] http://ru.g20russia.ru/news/20130905/782407807.html
[4] http://ru.g20russia.ru/news/20130906/782797054.html
[5] http://ru.g20russia.ru/news/20130905/782407807.html
[6] http://президент.рф/новости/19160
[7] http://президент.рф/новости/19160
[8] http://top.rbc.ru/economics/05/09/2013/875086.shtml
[9] http://top.rbc.ru/economics/06/09/2013/875270.shtml
[10] http://www.baltinfo.ru/2013/09/05/Bolshuyu-dvadtcatku-zaneslo-peskami-Damaska-377581
[11] http://ria.ru/arab_riot/20130905/961022121.html
[12] http://ru.g20russia.ru/news/20130906/782797054.html
[13] http://ria.ru/society/20130906/961405584.html#13784985069064&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration#ixzz2e95eCPRJ
[14] http://www.kremlin.ru/news/19168
[15] http://ria.ru/arab_riot/20130906/961374135.html#13785654326123&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration
[16] http://www.kremlin.ru/news/19168
[17] http://www.kremlin.ru/news/19168
[18] http://ru.g20russia.ru/documents/?query=%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F&chm=&document_type=&extended_mode=0
[19] http://ru.g20russia.ru/news/20130906/782776168.html
[20] http://ru.g20russia.ru/documents/#p2
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs