Год России в Нидердандах отмечен в музыкальной столице этой страны - Роттердаме – открытием 18-го фестиваля Валерия Гергиева. Основатель и художественный руководитель этого праздника, российский дирижер посвятил фестивальную программу трем гениям русской музыки – Сергею Прокофьеву, Модесту Мусоргскому и Игорю Стравинскому. Все дни за дирижерским пультом - с 5 по 7 сентября - сам маэстро. Открытие программы состоялось выступлением Симфонического оркестра Мариинского театра. В исполнении российских музыкантов прозвучали произведения Прокофьева — Симфония № 1, Первый фортепианный концерт (солист – пианист, победитель Международного конкурса имени Чайковского Даниил Трифонов) и Пятый фортепианный концерт (солист - один из лучших интерпретаторов этого произведения Сергей Бабаян).
Два дня - 6 и 7 сентября - дирижер выйдет на сцену Большого зала Дю Дулен с Роттердамским филармоническим оркестром, сотрудничество с которым насчитывает в этом году 25 лет. Уточним: с 1995 по 2007 год маэстро занимал пост главного приглашенного дирижера и, по мнению директора оркестра Яна Раеса, «поднял мастерство коллектива на высочайший уровень». Помимо этой знаменательной даты фестиваль отмечен и юбилеем своего инициатора – в мае Валерию Абисаловичу исполнилось 60 лет.
В одном из интервью, отвечая на вопрос, чем мотивирован выбор программы того или иного фестиваля, Валерий Гергиев сказал: « Мой выбор связан с тем, как я вообще понимаю силу и величие музыки. Это музыка – прежде всего общечеловеческая ценность. Одной из задач является возвращение к жизни великих произведений наших композиторов: Прокофьева, Стравинского, Рахманинова, Мусоргского, Даргомыжского». В программе голландского фестиваля - произведения Игоря Стравинского «Звездоликий», «Симфония в трех частях», «Свадебка», Концерт для фортепиано и духовых инструментов, где солистом выступает молодой, но уже титулованный пианист Алексей Володин. Отдельный музыкальный день включает произведения Модеста Мусоргского - «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки» и вокальный цикл «Песни и пляски смерти», который исполнит выдающийся бас - солист Мариинского театра Михаил Петренко.
В программу фестиваля включены концерты камерной музыки, мастер-классы пианистов Алексея Володина и Сергея Бабаяна. Необходимым счел Валерий Гергиев наполнить содержание фестиваля и лекциями о гениях русской музыки - Сергее Прокофьеве, Игоре Стравинском и Модесте Мусоргском. Слушатели узнают, например, что Модест Мусоргский, родившийся в первой половине 19 века, помимо всестороннего домашнего образования, окончил Школу гвардейских подпрапорщиков - элитное военное училище Российской империи. Он был великолепно образованным и эрудированным русским офицером. Свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий, но стремился стать музыкантом. В программе фестиваля - выдающееся произведение Мусоргского - цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанный им в 1874 году как музыкальные иллюстрации к акварелям своего внезапно скончавшегося друга, архитектора Виктора Гартмана. Все пьесы построены на контрастах, но пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию «Картинок с выставки» и заканчивает её пьесой «Богатырские ворота», преображаясь в гимн России.
Сергей Прокофьев начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. В 13 лет поступил в Петербургскую консерваторию, на экзамены в которую пришел со стопкой тетрадей - собственных сочинений. Он выложил перед своим будущим наставником Римским-Корсаковым написанные в разные годы, начиная с пяти лет, рондо, вальсы, песни, пьесу «Индийский галоп», а также – созданные в возрасте 9-10 лет две оперы: «Великан» и «На пустынных островах». Окончил Сергей Прокофьев консерваторию как композитор в 1909 году и как пианист в 1914 году. По 1917 год включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа. Другим учеником Римского-Корсакова был Игорь Стравинский, произведения которого составили яркую часть программы 18-го музыкального фестиваля в Роттердаме. И о его творчестве более подробно также узнают слушатели лекционного цикла.
Вообще, по мнению международных критиков, музыкальный фестиваль Валерия Гергиева, основанный им в 1996 году, поставил Роттердам в один ряд с мировыми музыкальными столицами. Ежегодно Гергиевский фестиваль посещают более 20 тысяч зрителей. В 2005 году Королева Нидердандов Беатрикс за выдающиеся заслуги удостоила Валерия Гергиева звания Рыцаря Ордена Нидерландского льва - второй по статусу награды этой страны. Девиз Ордена гласит: «Virtus Nobilitat» - Достоинства Облагораживают. А в 2008 году Валерий Гергиев стал Почетным дирижером Роттердамского филармонического оркестра. Среди международных признаний Валерия Гергиева - звания «Дирижёр года» (присуждено международной организацией «International Classical Music Awards» в 1994 году) и «Артист мира ЮНЕСКО» (2003 год).
Напомним, что 8 апреля 2013 года в Амстердаме Президент Российской Федерации Владимир Путин и Королева Нидерландов Беатрикс открыли Год России в Нидерландах и Год Нидерландов в России. Торжественная церемония, состоявшаяся в музее «Эрмитаж на Амстеле», открыла обширную двустороннюю программу мероприятий. 18-ый Роттердамский музыкальный фестиваль – несомненное украшение Перекрестного Года.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs