Вспоминая Джона Локка

14:56 31.08.2013


29 августа 1632 года родился английский философ и политический деятель Джон Локк.

Джон Локк разработал эмпирическую теорию познания и доктрину либерализма. Воспитывался в пуританской семье. Учился в Вестминстерской школе (1647–52), в колледже Крайст-Черч Оксфордского университета (1652–56). После окончания колледжа преподавал в нем греческий язык, риторику и моральную философию. Одновременно Локк серьезно занимался естествознанием, помогал Роберту Бойлю в его химических экспериментах, проводил метеорологические наблюдения и основательно изучал медицину. В 1668 был избран членом Лондонского королевского общества. В 1667 Локк оставил колледж и поселился в доме лорда Эшли Купера (будущего графа Шефтсбери) в качестве его компаньона и домашнего врача. Лорд Эшли был видной политической фигурой, одним из лидеров оппозиции режиму Реставрации. Отныне жизнь Локка была надолго связана с семьей Эшли. Политические взлеты и падения Эшли сразу же сказывались на судьбе Локка. Когда Эшли после неудавшегося антиправительственного заговора бежал в Голландию, положение Локка стало небезопасным, и он в 1683 вынужден был эмигрировать. Годы, проведенные в Голландии, – один из самых плодотворных периодов его жизни.

Локк развивает теорию происхождения собственности из труда, а государственной власти – из общественного договора. Объединяясь в государство, люди передают правительству часть своих естественных прав ради защиты всех остальных прав: на жизнь, на свободу слова и веры, на собственность. Законодательная власть в государстве отделяется от исполнительной, включая судебную, и федеративной, осуществляющей внешние сношения. Правительство должно подчиняться закону, равно как и граждане, ибо именно закон охраняет и обеспечивает их свободы, защищая каждого от произвола и насилия со стороны других. Народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Эта концепция по существу являлась обоснованием того государственного строя, который складывался в Англии после «Славной революции» 1688–89.

В 1689 Локк вернулся на родину. Произошедшие в стране перемены соответствовали его убеждениям, и он активно сотрудничал с новой администрацией. В христианстве, освобожденном от всех позднейших наслоений, он видит самое разумное нравственное учение. Однако, делая акцент на единстве Бога, неявно опускает некоторые догматы, прежде всего догмат троичности. Это отнюдь не ортодоксальное сочинение положило начало двум новым течениям религиозной мысли: латитудинаризму – широкой веротерпимости, которая на некоторое время возобладала в англиканской церкви, и английскому деизму. Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» (1693, рус. пер. 1759, 1939). В кон. 1690-х гг. он пишет статьи, в которых излагает свои соображения о пути преодоления инфляции, участвует в проведении денежной реформы и в учреждении Английского банка. Последний государственный пост, который занимал философ, – уполномоченный по делам торговли и колоний. Болезнь легких побудила его оставить Лондон и последние годы жизни провести в сельской местности (в местечке Отс).

Идеи Локка положили начало идеологии Просвещения, их влияние было настолько широким, что его испытали мыслители самых разных философских воззрений. В Англии – Шефтсбери, Мандевиль, Толанд, Коллинз, Гартли, Пристли, Беркли и Юм; во Франции – Вольтер, Руссо, Кондильяк, Ламетри, Гельвеций и Дидро, в Северной Америке – Джонсон и Эдвардс. Его политическая философия получила развитие у Монтескьё и нашла отражение в воззрениях идеологов Американской революции 1775–83 – Франклина, Адамса и Джефферсона.

 

Джон Локк:

1. Ни в одной области разум не нуждается в более тщательном и осторожном руководстве, чем в пользовании книгами. ("Опыт о человеческом разумении", 1689)

2. Истинное мужество выражается в спокойном самообладании и в невозмутимом выполнении своего долга, невзирая ни на какие бедствия и опасности. ("Что изучать джентльмену", 1703)

3. Едва ли есть что-либо более нужное для знания, для спокойной жизни и для успеха всякого дела, чем умение человека владеть своими мыслями. ("Опыт о человеческом разумении", 1689)

4. Воспитатель должен обладать хорошим знанием света, знанием обычаев, нравов, причуд, плутней и недостатков своего времени, в особенности страны, в которой он живет. Он должен уметь показать их своему воспитаннику… должен научить его разбираться в людях… срывать маски, накладываемые на них профессией и притворством, различать то подлинное, что лежит в глубине под такой внешностью… ("Мысли о воспитании", 1691)

5. Мужество — страж и опора всех остальных добродетелей, и тот, кто лишен мужества, вряд ли может быть твердым в исполнении долга и проявить все качества истинно достойного человека. ("Что изучать джентльмену", 1703)

6. Наставнику легче командовать, чем учить. ("Мысли о воспитании", 1691)

7. Любая страсть берет начало в наслаждении или страдании. ("Опыт о человеческом разумении", 1689)

8. У лжи постоянная спутница — хитрость. ("Опыт о человеческом разумении", 1689)

9. Великое искусство научиться многому — это браться сразу за немногое. ("Опыт о человеческом разумении", 1689)

10. В дурновоспитанном человеке смелость принимает вид грубости; учёность становится в нём педантизмом; остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью. ("Мысли о воспитании", 1691)

11. Правильно мыслить более ценно, чем многое знать. ("Опыт о человеческом разумении", 1689)

(По материалам: «Новой философской энциклопедии», ссылка: http://iph.ras.ru/elib/1710.html)

Версия для печати