Длящиеся вот уже шестой год мировые экономические неурядицы, оказывается, воспринимаются людьми не так однозначно как кажется. В этой связи, нынешний кризис уже назвали временем безумств и новых возможностей. Например, миллионеры чувствуют себя, несмотря на кризис очень даже неплохо. Согласно представленному нынешним летом ежегодному докладу World Wealth Report, подготовленному Royal Bank of Canada и Cap Gemini SA, их число в мире по итогам 2012 года выросло не на один, и не на пять, а сразу почти на 10%. Если в 2011 году на планете было зарегистрировано 11 млн человек с состоянием один миллион и более, то в 2012-ом их стало уже 12 млн. Случайно или нет, но наибольшее число богачей проживают на родине кризиса, в США - 3,7 млн человек. Вот и не верь после этого конспирологам, которые утверждают, что всё это не было роковым стечением различных неблагоприятных факторов. Данные утверждения отчасти подтверждают результаты другого исследования, выпущенного лондонским банком Barclays. Согласно выводам его отчета, посвященного распределению частного капитала, главным источником богатства в мире является не наследование, а предпринимательская деятельность. Из чего следует, что кризис для многих стал временем новых возможностей. Действительно, из самых разных источников то и дело прорывается информация о том, что прибыль спекулянтов буквально жжет им карманы, а рынки почти не реагируют на негатив. Мир не только печалится, но и пирует, не желая задумываться, что это пир во время чумы. «К сожалению, все столики на выходные забронированы»,- слышно во многих шикарных ресторанах Дублина», - пишет немецкое издание WirtschaftsWoche Heute. «Цены на недвижимость в столице стремительно растут, поскольку народ ведет себя так, будто бывшая муниципальная квартира с дурацкой планировкой где-нибудь на постиндустриальном пустыре – это шикарное место для жизни», - вторит ему английская The Daily Mash, имея в виду столицу Объединенного Королевства Лондон. По подсчетам экспертов Deloitte, все футбольные чемпионаты Европы в сезоне 2011/12 выручили 20 млрд евро, что является абсолютным рекордом, а самым доходным чемпионатом не только Европы, но и мира, оказалась опять же английская Barclays Premier League. Выручка клубов этой лиги от продажи билетов и абонементов, прав на телевизионные трансляции, атрибутики и товаров во время футбольных матчей в сезоне 2011/12 (подсчеты ведутся с задержкой в сезон) выросла на 4% до опять же рекордных 2,4 млрд фунтов (3 млрд евро). Именно в период кризиса был снят самый дорогой ролик в рекламной индустрии, - видео, созданное на тему духов Chanel No. 5. Каждая минута этого минифильма обошлась создателям в 11 млн долл, таким образом, весь четырёхминутный ролик оценивается в 44 миллиона. На главную роль была приглашена всемирно известная актриса Николь Кидман, которая, за свою пятидневную съёмку получила 16 млн долл – больше, чем какой-либо другой актёр, снявшийся в рекламе. Согласно последним данным Международного общества специалистов по эстетической пластической хирургии (International Society of Aesthetic Plastic Surgeons), дорогостоящие пластические операции, несмотря на мировой экономический кризис, стали как никогда популярными. Так, например, согласно данным Американского общества пластических хирургов, несмотря на кризис (а может и благодаря ему) количество операций по вживлению грудных имплантатов резко увеличилось – в 1997 году было сделано 101176 операций, а в 2011 году – 316848. Что ж, если популярность красивой груди столь высока, значит кризис заставляет на многое обратить дополнительное внимание, а на некоторые вещи и вовсе взглянуть по-новому. Одно слово – катарсис! В самый разгар кризиса информагентства сообщили о том, что компания Synovate провела опрос на кризисную тематику, в котором приняли участие 11400 респондентов из Австралии, Бразилии, Канады, Дании, Франции, Гонконга, Индии, Малайзии, Новой Зеландии, России, Сербии, ЮАР, Испании, Тайваня, Великобритании и США. В результате оказалось, что для каждого четвертого из опрошенных кризис стал своего рода «освежающим душем», помог пересмотреть жизненные приоритеты, и за это они, вполне, могут сказать ему спасибо. В Малайзии благодарных кризису и вовсе набралось 80%. Рецессия укрепила семейные ценности малазийцев, и они стали больше дорожить тем, что имеют. Наши соотечественники тоже не сильно расстраиваются по поводу экономических неурядиц. По уровню беспечности и душевной широты они превзошли всех. Так, 30% из опрошенных россиян признались: если бы у них неожиданно появилась 1000 долларов, они потратили бы их на «что-нибудь веселое». Это подтверждает и совсем свежее исследование компании Pricewaterhouse. Согласно ему, Россия остается одной из немногих стран, в которой активно развивается индустрия развлечений. По итогам 2012 года объем отечественного рынка оценивается в 25,4 млрд долл, а к 2017 году эта цифра возрастет до 39,8 миллиардов. Еще одна любопытная кризисная закономерность, связанная с расходами. Она была обнаружена специалистами бизнес-школы Келлог. Как оказалось, в периоды трудностей покупатели предпочитают тратить большие - часто несоразмерные с их финансовыми возможностями - суммы денег на покупку «статусных» предметов и вещей. К ним относятся автомобили, часы, костюмы, галстуки, мобильные телефоны, украшения и пр. вещи, которые в глазах потребителя ассоциируются с материальным благосостоянием и весом в обществе. Зачастую, чем хуже ситуация для потребителя (например, чем выше риск утраты работы), тем больше шансов на то, что он купит дорогую «статусную» вещь. Если с работой всё же не повезло, в этом тоже есть свой позитив, - уверяют ученые. Например, экономист Кристофер Рам из Университета Северной Каролины в Гринсборо сравнив состояние экономики США за два десятилетия (1970-1990 годы), уровень безработицы и уровень смертности американцев пришел к поразительному выводу: количество смертельных исходов в периоды экономических пертурбаций заметно уменьшается по сравнению с более благополучными временами. Согласно его выводам, увеличение числа безработных на 1% приводит к снижению смертности на 0.5%. При этом более всего уменьшается количество смертных случаев вызванных дорожно-транспортными происшествиями и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Лорен Коулман, автор книги «Эффект Подражания», вообще считает, что во времена экономических кризисов и войн люди менее склонны расставаться с жизнью по личной инициативе. Другие данные свидетельствуют, что достаток, сервис и стабильность далеко не всегда дают человеку счастье, или, по крайней мере, ощущение, что у него всё хорошо, и нет серьезных проблем. Например, согласно данным ВОЗ, во многих «бедных» государствах Латинской Америки и Ближнего Востока уровень самоубийств значительно ниже, чем в богатых государствах Западной Европы. Еще одним парадоксом является невероятно высокий уровень суицидов в островных государствах (Япония, Куба, Шри-Ланка, Маврикий и др.). При этом, состояние экономики, уровень жизни, религия и даже географическое положение здесь не причем. Не говоря уже о кризисе. А вот для того, чтобы вспомнить о здоровом образе жизни, кризис оказался очень даже кстати. Исследование Грата Миллера из Стэнфордского Университета показало, что причина массового перехода населения на здоровый образ жизни в период кризиса достаточно проста и связана исключительно с экономическими факторами. Подавляющее большинство людей начинает меньше времени уделять бурному времяпровождению, следовательно, они раньше ложатся спать, меньше потребляют алкоголя и сигарет, меньше рискуют стать жертвами дорожно-транспортных происшествий пр. Люди также проводят больше времени с детьми, чаще занимаются спортом и посещают врачей, чаще питаются дома. Как там у Лермонтова: «А он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs