Согласно данным Еврокомиссии, в прошлом месяцев доверие к эстонской экономике несколько выросло, хотя и не достигло уровня соседних Латвии и Литвы. Как бы то ни было, это позитивный результат. Причем есть надежда, что данная тенденция продолжится.
Средняя зарплата в Эстонии на начало текущего года составила 916 евро. Весьма неплохо по сравнению с некоторыми странами СНГ. Правда, нужно помнить о том, что доходы в Прибалтике во времена СССР существенно превышали соответствующие показатели в других республиках некогда единого государства.
Продолжает развиваться прибалтийское сотрудничество, хотя ему уделяется уже не такое внимание, как еще недавно. Так, в частности, страны региона договорились о создании совместной компании для строительства скоростной железной дороги между Хельсинки и Берлином. Как часто бывает в постсоветских регионах, в договоренности было много политики и не достаточно ясных финансовых перспектив. Для их уточнения нужно участие Финляндии и Польши, однако те не торопятся с ответом. Суть проблемы: Финляндия перевозит около 85 % своих грузов морем. Ей нужны точные подсчеты, насколько будет рентабельным сухопутный трафик. Затем оценить вложения в него. Сами прибалтийские государства не могут загрузить новую железную дорогу до уровня самоокупаемости. Скорее всего, инициатива не обернется ничем полезным.
Крайне негативно сказалось на прибалтийских республиках закрытие по требованию ЕС Игналинской АЭС. В результате регион оказался энергодефицитен. Касается этио, естественно, и Эстонии.
В стране продолжается идеологическая война против своего недавнего прошлого. С некоторыми преувеличениями, как это часто бывает в подобных случаях. Несмотря на то, что эстонские политики любят говорить о насильственной оккупации страны в 1940 г., необходимо помнить, что территория вошла в состав Российской империи в начале XVIII века и благополучно просуществовала в этом качестве в течение двух столетий. Надо также учитывать, что предыдущая история нынешней независимой страны была тяжелой и различалась только тем, какому именно государству данные территории принадлежали. В настоящее время официальным Таллиным в качестве агрессора вспоминается только Россия.
На этом фоне неудивительно, что в ближайшее время в Таллине появится барельеф в память Бориса Ельцина. Он и в самом деле сделал немало для того, чтобы Эстония получила независимость на тех условиях, которые ее полностью устраивали.
Проблема русскоязычных по-прежнему отягощает отношения Эстонии и России. Обид много, позитивных действий – никаких, нет даже обнадеживающих жестов. Из последних событий можно выделить довольно своеобразную инициативу бывшего посла Эстонии в Москве, а ныне одного из кандидатов в мэры Таллина Марта Хельме. Он предлагает сделать столицу Эстонии одноязычным городом. Разумеется, эта мера касается только тех, кто говорит по-русски. Англоязычным, франкоязычным и даже китаеязычным можно не беспокоиться. Пикантно, что идущий на втором месте по рейтингу популярности в столице политик заявляет, что не поддерживает ни скрытого, ни публичного двуязычия. Очевидно, даже дома при закрытых дверях говорить по-русски будет нельзя. Остается только догадываться, какими соображениями официальный Таллин руководствовался в свое время, назначая этого человека послом в Москву. Наверное, чтобы поддерживать русско-эстонскую дружбу.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs