«Рынок способствует распространению потребительской психологии, ориентированной на присвоение, обладание материальными и иными благами. Вездесущая навязчивая реклама и всемогущая мода побуждают людей к погоне за призраком «счастья» в облике все новых потребительских благ, предлагаемых рынком. Невозможность получить «все и сейчас» порождает у многих комплекс неполноценности («я — неудачник»), неуверенность в себе, стрессовые состояния, требующие разрядки. Отсюда проистекают известные последствия: склонность к алкоголизму, употреблению наркотиков, психические расстройства. Здесь для рынка с присущей ему тенденцией эксплуатировать человеческие слабости и пороки открывается широкий простор.
На фоне экономического подъема и технического прогресса растет социальное и имущественное неравенство. Крайнее неравенство разлагает общество. Все больше преступности, насилия, коррупции, ослабляются семейные и другие социальные связи, снижается уровень доверия людей друг к другу, к государству и другим общественным институтам. Культ частного ведет к сужению и утрате публичного пространства. Финансовые аферы и коррупционные скандалы становятся обычным явлением.
Американский социолог Д. Белл объяснял это расхождением «оси экономического развития» и «оси развития культуры». Во второй половине ХХ века в западной культуре восторжествовали разрушительные тенденции, поскольку вместо ценностей, провозглашенных протестантской этикой аскетизма, усердия, трудолюбия, на первый план вышли ценности, поощряющие гедонизм, поиски наслаждений, а вместе с этим — утрата нравственных ориентиров и самоконтроля людей над своим социальным поведением. Насколько далеко может заходить негативное воздействие стихийных рыночных сил на общество, видно на примере оружейного лобби в США. Связанные с ним американские законодатели настаивают на сохранении и даже еще большей либерализации продажи стрелкового оружия населению, несмотря на ужасные трагедии со стрельбой, в результате которых в этой стране гибнет до 30 тысяч человек ежегодно.
Оглядываясь на прошлое, мы видим две тенденции: непрерывное расширение рынков и одновременно противодействие их распространению в определенных направлениях. Это противодействие осуществлялось в разных формах — от протекционистских мер по защите внутреннего рынка до законов о защите труда, социального страхования, природоохранных мер; от создания профсоюзов и разного рода кооперативов до появления социалистических рабочих партий, а потом и коммунистического движения. Там, где переход от традиционного аграрного общества к индустриальному был более растянут во времени, общество успело создать более или менее устойчивые институты, способные противостоять рыночной стихии».
( «Рынок и общество» // Свободная мысль, №3, 2013)
ВЕБЕР Александр Борисович — главный научный сотрудник Института социологии РАН.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs