Особенность внешнеполитической стратегии Ташкента заключается в том, что она почти полностью базируется на двусторонних отношениях и периодически меняет свои векторы. Узбекистан ведет игру на балансировании между крупнейшими внешними интересами в регионе. Иногда это называют многовекторностью, хотя внешнеполитических полюсов силы в Центральной Азии слишком мало, чтобы считать, что Ташкент играет в геополитические шахматы. Так что очередной разворот в сторону Вашингтона некоторое время назад выглядел предсказуемым после приостановки членства в ОДКБ. Как и внимание Ташкента к Москве, выразившееся, в частности, в недавнем визите президента Ислама Каримова.
Крупнейшим торговым партнером Узбекистана является Россия, чья доля составляет около 30%. За первый квартал текущего года взаимный рост товарооборота увеличился на 20%. Российские инвестиции в экономику республики составляют миллиарды долларов. Хотя, конечно, приток капитала мог бы быть существенно больше.
Актуальных вопросов в двусторонних взаимоотношениях много. Например, сближение Ташкента с Вашингтоном, которое носит несколько вызывающий характер. Здесь, вероятно, следует напомнить, что Роберт Блейк, заместитель бывшего госсекретаря США Хилари Клинтон в своем выступлении в начале 2011 г. назвал среднеазиатский регион жизненно важным для интересов США. Впоследствии американская дипломатия действовала и действует здесь соответствующим образом. В СМИ появилась информация о том, что Узбекистан переводит свою армию на стандарты НАТО. Известно также о
предстоящих масштабных поставках Ташкенту вывозимого из Афганистана «несмертоносного» оружия.
В двусторонних отношениях по-прежнему, кстати говоря, актуальна политика поддержки соотечественников в Узбекистане. Здесь Москве тоже есть над чем как следует подумать. Вероятно, следует также обратить внимание на интерпретацию в Узбекистане исторических условий взаимоотношения узбеков и русских.
Очень актуальны для Узбекистана гидропроекты в Таджикистане и Киргизии. Не секрет, что вопросы водопользования в регионе стоят очень болезненно. В Таджикистане Москва по известным причинам свое участие в строительстве Рогунской ГЭС заморозила, а вот строительство каскада Камбаратинских и Нарынских ГЭС в Киргизии может начать реализовываться уже в ближайшее время. Если учесть, насколько остро Ташкент может отреагировать на такую перспективу, ясно, что, во-первых, двусторонние отношения нуждаются в дальнейшем улучшении и, во-вторых, намерение Киргизии вступить в Таможенный союз вызывает благоприятную ответную реакцию Москвы. Впрочем, Россия очень осторожна в вопросе водопользования в Средней Азии и недавно согласилась на проведение международной независимой экспертизы строительства Камбараты-1 в верховьях реки Нарын. Кстати, технико-экономическое обоснование данного проекта будет готовить канадская компания SNC-Lavalin International Inc., в чем тоже можно видеть знак понимания сложности проблемы.
И еще есть огромная проблема геополитических последствий предстоящего ухода НАТО из Афганистана. Крайне трудно предсказать, как изменится ситуация в регионе после этого неизбежного акта. Мнения аналитиков расходятся. Но среди стран, которые могут оказаться втянутыми в последующие события – Узбекистан и Россия. Вероятно, нужно определить направление возможных совместных действий в отношении этой страны после вывода оттуда западных войск. Между тем, в ближайшее время на киргизской авиабазе «Кант», которая арендуется Россией, пройдет выездное заседание ОДКБ. Совершенно очевидно, что существенная часть обсуждений будет посвящена именно афганской проблеме. К сожалению, Узбекистан на заседании представлен не будет, потому что Ташкент некоторое время назад принял решение о приостановлении своего членства в этой организации. Дополнительная информация: Москва не отменяла своего намерения поставить Бишкеку вооружений на сумму 1 млрд. долларов. Очевидно, что это решение также принято с учетом предстоящих геополитических осложнений. Поэтому российско-узбекское геополитическое сотрудничество постепенно становится жизненно необходимым.
Таким образом, двусторонние отношения России и Узбекистана имеют по крайней мере два «фактора роста»: экономику и геополитику. Обе стороны в них откровенно нуждаются. Процесс очередного сближения между странами не может не быть трудным, однако он действительно необходим.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs