В британском парламенте 15 мая прошло голосование по тронной речи Королевы. Содержание тронной речи – перечень законодательных мер правительства на предстоящую сессию парламента. В этом году тронная речь была интересна не столько своим содержанием, сколько отсутствием серьезных законопроектов, свидетельствуя о том, что партнеры по коалиции (консерваторы и либеральные демократы) не смогли договориться.
Консерваторы-евроскептики были недовольны тем, что в тронной речи Королевы не был упомянут билль о проведении референдума в 2017 году о выходе Британии из ЕС, обещанный премьер-министром в январе. Они внесли поправку к резолюции по тронной речи, в которой выражалось «сожаление» об этом. Премьер-министр и лидер Консервативной партии Д.Кэмерон не мог внести пункт о референдуме в программу законопроектов правительства, поскольку младший партнер по коалиционному правительству – партия либеральных демократов - выступает против референдума. К тому же, коалиционным соглашением предусмотрен референдум в случае передачи дополнительных полномочий Брюсселю (так называемый «замок референдума»), и парламент уже принял соответствующий закон. Отметим однако, что Кэмерон ведет речь о движении в противоположную сторону – возврате части полномочий от Брюсселя Лондону, так что формально повода для референдума нет. Оппозиционная Лейбористская партия в целом настроена против выхода Британии из ЕС и считает законопроект о референдуме преждевременным. Таким образом, референдум может состояться только в том случае, если партия тори получит большинство на следующих всеобщих парламентских выборах в 2015 году и сможет сформировать однопартийное правительство.
Позиция самого Д.Кэмерона заключается в том, чтобы в случае победы в 2015 году провести переговоры с ЕС о пересмотре условий членства Британии в этом интеграционном объединении, а затем объявить референдум об участии Британии в ЕС или выходе из него.
Д.Кэмерон в попытке умиротворить евроскептиков в собственной партии и добиться снятия ими поправки о «сожалении» дал согласие на публикацию законопроекта заднескамеечников-тори о референдуме накануне голосования 14 мая. Между тем совсем недавно он отказывался вносить ДО выборов законопроект о референдуме, который должен состояться ПОСЛЕ выборов. Билль (законопроект) о референдуме в порядке законодательной инициативы может внести не только правительство, но и группа парламентариев-заднескамеечников (что они и сделали). У билля практически нет шансов стать актом (законом), поскольку он не наберет достаточного количества голосов. Тем не менее, цель и поправки, и проекта о референдуме со стороны евроскептиков-тори состоит в том, чтобы придать обещанию Кэмерона о референдуме обязывающий характер, хотя сам факт разногласий в правящей партии может негативно повлиять на имидж консерваторов, ведь расколотые партии выборы не выигрывают.
Помимо традиционного для многих консерваторов идейного неприятия европейской интеграции (в ущерб национальному суверенитету), действия евроскептиков-тори продиктованы соображениями практической политики. Консерваторы опасаются подъема Партии независимости Соединенного Королевства (ПНСК), которая выступает за выход страны из ЕС и добилась значительного успеха на майских местных выборах за счет сторонников тори (лейбористы – 29%, ПНСК – 25%, консерваторы – 23%, либ-демы – 14%). Экстраполировать итоги местных выборов на всеобщие не следует: во-первых, явка составляет 30%; во-вторых, выборы проводятся лишь в части страны (на этот раз в Англии и Уэльсе); в-третьих, даже сторонники правящей партии на местных выборах часто «наказывают» свою партию в середине срока правления, но голосуют за нее на всеобщих выборах, когда решается вопрос о будущем всей страны. Более того, Шотландия и Уэльс не желают выхода Британии из ЕС. Однако настроения в Англии и рост популярности малых партий – сигнал для тори.
Отсюда и внесение поправки наряду с публикацией законопроекта о референдуме, чтобы «выпустить пар» недовольства из избирателей, уставших от кризиса в собственной стране и тем более от кризиса в еврозоне. Задача тори состоит в том, чтобы отвести внимание от разногласий по отношениям с ЕС в собственной партии и переключить его на «отказ» либдемократов и лейбористов прислушаться к общественности и «предоставить народу право высказать свое мнение».
Утром в день голосования во время ответов на вопросы в парламенте лидер либеральных демократов и заместитель премьер-министра Н.Клегг, выступая вместо премьер-министра Д.Кэмерона (он находился с визитом в США) заявил, что референдум – это вопрос сроков его проведения, а не самого факта (“it is a question of if and not when”), ведь ЕС меняется. Обозреватели задались другим вопросом – не готовится ли Клегг после выборов 2015 года снова вступить в коалицию с консерваторами.
Премьер-министр не присутствовал в парламенте, так как находился с визитом в США. Устами представителя госдепа Америка еще в январе призывала Британию остаться в составе ЕС ради интересов самого Королевства и интересов США. На этот раз Обама оказал Кэмерону поддержку в том смысле, что лишил жестких евроскептиков-тори аргументов в пользу переориентации Британии с ЕС на США и немедленного проведения референдума. Президент США отметил осторожно, что сначала следует посмотреть, что именно можно склеить в расстроившихся отношениях, прежде чем порвать их ("You probably want to see if you can fix what is broken in a very important relationship before you break it off”). Повышенное внимание к проблеме указывает на то, что США придают предстоящей битве по поводу членства Британии в ЕС мировую значимость.
В Брюсселе же опасаются эффекта домино, если в Британии наберут силу настроения в пользу референдума. Дело в том, что странам-членам еврозоны объективно требуется более высокий уровень интеграции, что неизбежно повлечет изменения Лиссабонского договора. В таком случае требования провести референдум по новым положениям в Лиссабонском договоре могут зазвучать также в Ирландии и Дании, причем еще до референдума в Британии, а за ними могут последовать Нидерланды, Швеция и Франция. Германия открыто высказалась за членство Британии в ЕС и готова пойти на переговоры, однако Президенту Олланду пересмотр Лиссабонского договора невыгоден, так как может спровоцировать негативные результаты референдума во Франции.
Поправка о «сожалении» провалилась 277 голосами против 130. Однако давление на премьер-министра и либеральных демократов возрастает.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs