У России – страны, занимающей лидирующие позиции по добыче нефти, – сегодня нет собственного маркерного сорта данного сырья, который стал бы основой торгов на международных сырьевых площадках и индикатором для установления ценна экспортные и внутри российские контракты. Действующая система торговли подразумевает привязку цены российских контрактов к котировкам североморской Brent. Но падающие объёмы добычи этой смеси вызывают у многих экспертов сомнения в актуальности её использования в качестве мирового маркерного сорта. Все чаще поднимается вопрос: нужен ли России собственный маркер? Сегодня в мире используются три основных нефтяных бенч марка, определяющих контрактную структуру рынка: американская WTI, европейская Brent и ближневосточная Dubai/Oman.
Четыре пути для России.
Вывод отечественного маркера на мировой рынок сегодня – вопрос сложный и спорный. Тем не менее, у РФ есть несколько перспективных направлений развития и продвижения в системе мировой торговли нефтью. Первый из них – вывод сорта REBCO/Urals на рынок Европы через агломерацию северных портов. Здесь новому контракту придётся конкурировать с популярным Brent. Это может закончиться так же, как закончился опыт в США, то есть контракты не получат необходимой поддержки среди участников европейского рынка в связи с наличием более привычного высоколиквидного торгового инструмента. Второй путь – создание азиатского сорта и вывод его на азиатский рынок через имеющуюся систему бирж. К примеру, вывод сорта ESPO на торговые площадки АТР, где сегодня конкуренция с другими сортами будет минимальна в связи с низкими объёмами добычи собственных азиатских маркеров Tapis и Minas и не до конца сформированной привязкой к Dubai/Oman и Brent. Такой способ создания собственного маркера имеет свои риски и недостатки. Крайне спорен тот факт, что торговля им приведёт к росту доходности российского бюджета и бизнеса. Третий путь – привязка российских контрактов не к Brent, а к более сернистым сортам нефти, например Dubai/Oman или ASCI, как уже было сделано с восточносибирским ESPO. Это представляется одним из наиболее оптимальных способов увеличения доходности российских экспортных контрактов. Но данный подход вряд ли возможен на целевом для РФ европейском рынке, где значительная часть НПЗ перерабатывает лёгкую нефть, а значит, тяжёлое и сернистое сырьё будет стоить дешевле лёгкого Brent. Четвёртый путь – формирование собственной высоколиквидной биржевой площадки по торговле нефтью. Основываясь на опыте ведущих мировых бирж, выделим основные условия для создания собственного маркерного сорта и торговой площадки:
•наличие физической базы маркерного сорта в объёме не менее 40 млн т в год;
•стабильные уровни среднегодовой и суточной добычи для обеспечения надёжных поставок на биржу;
•значительное число покупателей, заинтересованных в поставках маркерного сорта. Россия с её высокими показателями производства нефти и единой транспортной системой может создать сразу два маркерных сорта: ESPO, поставляемый по нефтепроводу ВСТО в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), и Urals (REBCO), поступающий на европейские рынки.
При этом имеются альтернативные возможности по формированию торговой площадки:
• использование уже существующей Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПб МТСБ) с базисом физической поставки через порт Приморск (Ленинградская область);
• открытие биржи с базисом физической поставки через порт Козьмино (Приморский край).
России важно определить свою стратегическую позицию в отношении цен на нефть и нефтяных маркеров и бирж. Если котировки «чёрного золота» становятся для нашей страны инструментом пополнения бюджета и повышения доходности нефтяных компаний, то, вероятнее всего, наиболее простой и без рисковой стратегией поведения станет постепенная перепривязка нефтяных контрактов к более сернистым бенч маркам и индексам, таким как Dubai или ASCI. Если же РФ планирует играть ключевую роль на мировом нефтяном рынке и участвовать в формировании глобальных цен, то стоит всерьёз задуматься над созданием сначала собственной спотовой, а затем и биржевой торговой площадки с собственным бенч марком на восточном направлении в тесном сотрудничестве с западными и восточными партнёрами, заинтересованными в повышении прозрачности и объективнсти нефтяных котировок.
Екатерина ГРУШЕВЕНКО, Дмитрий ГРУШЕВЕНКО, эксперты по вопросам энергетики Центра изучения мировых энергетических рынков (Институт энергетических исследований РАН)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs