У Риги нет ярко выраженной собственной внешней политики – эта функция, как и у всех стран-членов ЕС, передана в Брюссель. Национальная специфика в этой области проистекает главным образом из внутренних факторов. Из последних наиболее заметен тот, который связан с проблемой русскоязычных граждан и особенно неграждан Латвии. В основном здесь все ясно и ситуация не требует дополнительных комментариев.
Поражает, однако, агрессивная непримиримость, которая свойственна многим политикам этой страны. Вот партийная коалиция VL-ТБ/LNNK предложила снести памятник советским освободителям Риги от нацистской оккупации. Большинство рижан вне зависимости от паспорта – против, но это мало кого смущает. В результате министр обороны Артис Пабрикс заявил, что памятник морально устарел и надо рассмотреть возможность его сноса. Раздражает он, наверное, просто. Да много чего раздражает. К моему огромному изумлению я недавно узнал, что местным крайним националистам кажется оскорбительной даже песня «Три танкиста».
Крайние националисты требуют, например, чтобы советские награды были отнесены к запрещенной символике. Вообще-то запрет на советскую символику действует уже сейчас, но касается только массовых политических мероприятий. Сейчас речь идет обо всех массовых акциях, в том числе празднования Дня победы. Данный законопроект обсуждался в парламенте, был принят в первом чтении, однако пока не прошел второе. В результате ветераны Великой Отечественной войны в Латвии получили возможность выйти на праздник со своими орденами и медалями. Скорее всего, в последний раз. Вообще-то, конечно, смешно предположить, что в Германии кто-то из серьезных государственных политиков может выступить против празднования победы над нацизмом. Видимо, в Латвии другие порядки. Бывает, как сказал один сатирик…
По мнению Полиции безопасности Латвии угрозу национальными интересам страны представляет даже та русскоязычная молодежь, которая проводила отдых в российских лагерях. Естественно, речь пошла о том, что подобное пребывание могло оказывать некоторое влияние на психику молодых людей.
Конечно, только в Латвии могла родиться идея, чтобы США приняли к себе латвийских неграждан. Она принадлежит одному из лидеров партии «Все для Латвии» Константину Пупурсу. Позиция проста: пусть страну покинут те, которым не нравятся ее законы в этническом плане, и переезжают в США. И тогда, разумеется, все будет хорошо. Вообще-то в Латвии сегодня проживает более 300 тыс. неграждан. Так что в случае осуществления этой идеи Соединенные Штаты получат мощный незапланированный приток иммигрантов, которые станут тепло вспоминать о своей бывшей родине, из которой их фактически выслали.
Латвия стремится вступить в еврозону уже с начала будущего года. По большому счету она имеет на это право, поскольку соответствует всем Маастрихским критериям. К тому же лат привязан к евро уже почти 10 лет, финансовая система страны действует эффективно.
В середине прошлого десятилетия Латвии предоставили крупную финансовую помощь. Вполне естественно, что за этим был некоторый экономический подъем, за которым последовали такие неприятные вещи как приостановка внешних инвестиций, резкое падение цен активов, бюджетный дефицит и спад экономического роста. Наверное, решение прибегнуть к жесткой экономии было в этой ситуации естественным и оправданным. Затем последовала новая относительно масштабная финансовая помощь со стороны МВФ, приведшая к очередному экономическому росту. Латвия успешно и досрочно выполнила то, что от нее требовал МВФ, который даже решил досрочно закрыть свое постоянное представительство в Риге. Правда, уровень безработицы вырос до крайне высокой черты, но это следовало предполагать заранее.
Вообще-то серьезной проблемой для финансовой безопасности Латвии, возможно, является ее банковская система, некоторое время казавшаяся одним из оплотов экономики страны. Здесь достаточно сравнить ситуацию с тем, что было на Кипре. Конечно, зависимость от банков в обоих случаях существенно различается, однако параллели видны невооруженным взглядом, пусть даже официальные лица Латвии с этим не согласны. Дело в том, что депозиты нерезидентов равны примерно половине всех депозитов в латвийских банках. К тому же видна откровенная зависимость от поступлений вкладчиков из стран СНГ, в первую очередь из России или от российских фирм в Белоруссии и Казахстане. Здесь Рига откровенно закрывает глаза на свою обычную русофобию, потому что ей это выгодно. Вполне понятно - национальные интересы…
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs