Недавний визит премьер-министра Киргизии Жанторо Сатыбалдиева в Москву не вызвал ни сенсаций, ни повышенного внимания прессы. Напрасно. Киргизия стала первой страной в Средней Азии, которая ратифицировала все свои соглашения с Россией. Отметим здесь отдельно соглашения по строительству Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарымского каскада ГЭС. Потенциал их – как экономический, так и геополитический очень высок.
У «Газпрома» появилась перспектива стать владельцем «Каргызгаза». В результате Киргизия получит существенную возможность решить свои энергетические проблемы. Не секрет, что газовая отрасль страны сегодня находится в критическом состоянии. Сегодня только 30 % населения Киргизии обеспечены газом, а газотранспортная система давно уже нуждается в инвестициях и обновлении. Крупный прорыв – подписание протокола об упрощении таможенных операций и таможенного контроля товаров, которые ввозятся на территории России из Киргизии. Москва поможет в модернизации двух аэропортов в Киргизии, чьи инфраструктуры порядочно изношены.
Очень важно, что для страны, что ее власти согласились с предложением Москвы помочь в напечатании загранпаспортов для жителей Киргизии для въезда на территорию России. Для миграции рабочей силы, от чего существенно зависит Киргизия, это – явление первостепенной важности. Отмечу, что в течение двух лет Россия предоставит 400 стипендий для обучения киргизских студентов в своих вузах. Подобных примеров немало.
Уже в ближайшее время Киргизия может стать полноправным членом Таможенного союза. Соответствующая работа в этом направлении ведется уже с некоторых пор. Таможенный союз – наиболее успешный проект интеграции на территории постсоветского пространства. Однако для того, чтобы он начал работать в полную силу, необходимо иметь порядка 300 млн. потенциальных потребителей. Сейчас их в странах Союза – около 170 млн. У Киргизии – только 4 с небольшим млн. граждан, к тому же с недостаточными покупательными возможностями. Этого мало для соответствующего эффекта, однако вступление республики в Таможенный союз может косвенно подтолкнуть других присоединиться к этой организации. Как бы то ни было, альтернативы интеграции постсоветских государств не существует. Либо Таможенный союз, а потом Евразийский союз, либо падение в экономическую пропасть.
Впереди – долгие и трудные переговоры. В свое время Киргизия крайне неудачно провела вступление в ВТО, последствия чего ощущаются до сих пор на ее экономике и жизненном уровне населения. Поэтому форсировать вступление республики в Таможенный союз едва ли целесообразно. Как некогда сказал популярный герой популярного фильма: «Торопиться не нужно». Затягивать, правда, тоже не следует.
Да, будем откровенны: Москва платит бонусы Бишкеку за сближение и намерение вступить в Таможенный союз. Государственный долг Киргизии списан, разумеется, вовсе не случайно. Но, в конце концов, в этом заинтересованы обе страны. Впрочем, я ошибся: в этом заинтересованы все действующие члены Таможенного союза. Рано или поздно, но Россия тоже получит с этого дивиденды.
Разумеется, видны проблемы. Наблюдатели и эксперты утверждают, что в Киргизии высокий уровень иждивенческих настроений и коррупции. К тому же остается вопрос о внешней границе Таможенного союза, который так или иначе придется решать. И едва ли эта задача будет решена без определенных политических последствий. Есть и другие вопросы. Впрочем, дорогу может осилить только идущий.
Разумеется, Бишкек стремится проводить диверсифицированную политику. Недавний визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана этому лишний раз свидетельствует. Есть вопросы по американской военной базе в Киргизии, срок пребывания которой истекает в следующем году. Очень активно инвестирует средства в экономику страны Китай. Все это нормально и закономерно.
До конца 2014 г. Вашингтон собирается вывести свои войска из Афганистана. Со всеми вытекающими отсюда последствиями дл соседних стран, в первую очередь – Средней Азии. Уже сейчас понятно, что ОДКБ в нынешнем виде не сможет способствовать нейтрализации обстановки. Остается одно из двух: либо модернизировать ОДКБ и качественно его улучшить, либо сделать ставку на двусторонние отношения, пусть даже и в рамках ОДКБ. Пока Москва идет по второму пути, предлагая Киргизии и Таджикистану соответствующую военную помощь. Для Киргизии этот пакет равен примерно $ 1,1 млрд.
Как бы то ни было, премьер-министр Киргизии во время своего визита в Москву заявил, что доверие со стороны руководства России к Бишкеку возвращается шаг за шагом. Возможно, это главное, что страны достигли за последнее время.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs