В Государственном центральном музее современной истории России при поддержке Института итальянской культуры в Москве (Istituto Italiano di Cultura Mosca) открылась фотовыставка «Лик и слово». Выставка представляет собой своеобразный авторский диалог известнейшего итальянского фотохудожника Элио Чиола с фресками сиенского мастера Пьетро Лоренцетти и великого Джотто ди Бондоне, художника и архитектора, ярчайшей фигуры эпохи Проторенессанса.
Элио Чиол – потомственный фотограф. Искусствоведы называют его одним из главных неореалистов в современной итальянской фотографии. Особое место в творчестве Чиола занимает старинный итальянский город Ассизи, город, как считают историки, почти не изменивший свой облик с XIII века.
На фото:
Снятие с креста. Пьетро Лоренцетти, 1315-1319 гг., Пеликан. 1315-1319 гг.,
Базилика Святого Франциска в Ассизи
Ассизи – своего рода духовная столица итальянского Возрождения, здесь родился и жил основатель ордена францисканцев Святой Франциск. Выставка объединяет фотографии фрагментов фресок из «Францисканского цикла», повествующего о жизни святого Франциска. Эти фрески были написаны Джотто в начале 14-го века. Родоначальник нового искусства Джотто преодолел византийскую иконописную традицию. Он стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.
Фрески Джотто украсили стены церкви Сан-Франческо, расположенной в Ассизи. Также здесь находится цикл фресок «Страсти Христовы», созданный Лоренцетти. Цикл «Страсти Христовы», представляет собой вершину творчества этого художника.
На фото:
Проповедь перед папой Гонорием III, Джотто, 1296 г.,
Базилика Святого Франциска в Ассизи
Виды бичевания Христа, распятия, стигматов, написанные Лоренцетти и запечатленные на пленку Чиолом, имеют особенно сильное эмоциональное воздействие на зрителя в дни Великого поста. Читая этикетки, можно восстановить библейские события: взятие Христа под стражу, бичевание Христа, восхождение на Голгофу, распятие, подтверждение стигматов.
Элио Чиол более известен в Италии, как мастер черно-белой фотографии. Над своей Ассизской фотоантологией он начал работать еще в 1950-е годы, создав за это время уникальную визуальную энциклопедию Ассизи. Выставка «Лик и слово» - это новая страница в творчестве Чиола, на ней представлены исключительно цветные фотографии, сделанные в церкви Сан-Франческо, фотографии фрагментов фресок Джотто и Лоренцетти. В своих работах Элио Чиол предлагает нам свое видение и толкование образов, созданных великими мастерами Возрождения. Выбирая из того или иного сюжета отдельные фрагменты лиц, деревьев, зданий, Чиол, применяя принцип монтажа, разобщает и соединяет, разделяет и связывает, распределяет и перераспределяет важные для него фрагменты, не изменяя при этом атмосфере и духу оригинала.
Выставка открыта для посетителей по 2 июня 2013 года в Государственном центральном музее современной истории России (Москва, ул. Тверская, 21).
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs