В последнее время Казахстан, и без того не остающийся без внимания мировой прессы, снова подтвердил свой статус международного ньюсмейкера. Достаточно упомянуть о проведении в Алма-Ате первого раунда переговоров «шестерки» с Тегераном по иранской ядерной проблеме, визит Нурсултана Назарбаева в Пекин, да и еще несколько серьезных информационных поводов. Астана давно уже чувствует себя уверенно на международной арене, так что никакой сенсации в сказанном нет.
Диверсифицированная внешняя политика Казахстана, однако, не означает, что руководство страны не понимает, что ее будущее связано главным образом с членством в Таможенном союзе и другими евразийскими процессами, в том числе участием в ШОС. И довольно жестко придерживается этой линии, позволяя себе, однако временами делать упор на соблюдении собственных национальных интересов.
Так, сохраняется определенная напряженность в отношении цены на газ, получаемый с Карачаганакского месторождения. Астана угрожает, что если «Газпром» не пойдет на финансовые уступки, то энергоресурсы будут проданы Китаю. Проблема здесь в том, что Пекин на самом деле готов платить за газ даже еще меньше, чем Москва. Но игра есть игра, и все стороны делают вид, что ни о чем не догадываются. К тому же Астана прекрасно помнит, что Россия поставляет свою нефть Казахстану беспошлинно. Отсюда проблема реэкспорта в Китай, которая осложняет российско-казахстанские отношения. Москва тоже вправе заботиться о своих интересах, тем более, что из российского государственного бюджета в результате этой ситуации выпадает порядка $ 1 млрд. в год.
Отношения Казахстана с Украиной в последнее время определяются нарастающим фактором становления Таможенного союза. Причем Киев хотел бы сохранить свободу действий, уклоняясь от членства в организации, но получая от нее максимум привилегий. Так, Украина срочно ратифицировала соглашение о зоне свободной торговли в СНГ, считая, что это даст ей доступ к свободному доступу к трубопроводному транспорту. Скорее всего, это попросту иллюзии.
Киев действительно заинтересован в расширении энергетического сотрудничества с Астаной. Однако улучшение ситуации сейчас вряд ли возможно: Казахстан по тактическим соображениям может быть готов пойти в ряде вопросов навстречу Украине, однако перешагивать через правила Таможенного союза он наверняка не будет. Кроме того, торговый оборот Астаны с Киевом сегодня приблизительно раз в десять меньше, чем с Москвой. Делайте выводы сами.
Астана не может не учитывать также, что у него в последнее время самая высокая динамика в создании предприятий в рамках Таможенного союза. Это стало возможным как в результате деятельности самой организации, так и более эффективной юрисдикции и администрирования в Казахстане. В результате некоторые российские предприятия предпочитают регистрироваться именно в этой стране. На сегодняшний момент, разумеется, однако факт все равно показательный.
Важный прорыв, который возможен уже в скором времени – создание Объединенной транспортно-логической компании трех стран Таможенного союза. Компания может получить приграничные терминалы и «сухие» порты в этих государствах. Не меньше преимуществ может получить Казахстан от создания единого рынка электроэнергии в рамках стран-членов Таможенного союза. Энергетические реформы в разных государствах проводились по-разному. Соответственно, ситуация разнится, в том числе по ценам на электроэнергию. Поэтому впереди наверняка ожидается длинный договорной процесс.
Что подкупает во внешней политике Казахстана – это доминирование стратегических элементов. Можно с чем-то спорить, с чем-то не соглашаться, но совершенно очевидно, что здесь пытаются смотреть на десятилетия вперед. И не торопиться, что принципиально важно. Так что приоритеты страны – укрепление Таможенного союза и Единого экономического пространства, создание Евразийского экономического союза, развитие партнерства с Россией, Китаем, США, ЕС, а также со странами Азии. Невозможно представить себе, что Астана свернет с этого пути.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs