«Кто такие салафиты?»

23:17 01.04.2013


Салафизм – направление, объединившее последователей имама Ибн Ханбала. Возникло в начале IX в., возродилось в конце XIII - начале XIV в. трудами   Шейха уль-ислама Ибн Теймия,  заложившего теоретические основы салафизма. Название течения происходит от арабского "ас-салаф ас-салих" - "праведные предки".

В трудах исламских теоретиков-салафитов упоминается, что доктрина Божественного единства состоит из трех основоположений:

1. Божественное господство над всем мирозданием.

2. Исключительное право Бога в качестве единственного объекта для служения.

3. Единство Бога в обладании прекрасными именами и категориями, которое подразумевает наличие у Бога различных атрибутивных качеств.

Салафиты утверждают, что источниками "истинного", то есть, салафитского вероучения являются Коран и  Сунна. Отличительной особенностью салафизма является отрицание философских рассуждений в вопросах толкования текстов Божественного Откровения.  Салафиты считают важнейшим аспектом своего течения -  понимание всех вероучительных аспектов религии в точном соответствии с традицией сподвижников (сахабов) Пророка и последующим за ними поколением – табиинов. Объясняется это тем, что разум человека несовершенен. Разум, в салафитском учении, оказывается полностью подчиненным религиозной традиции и положениям Откровения, которое принимается в том виде, в котором оно выражено в текстах Корана и Сунны, и не подвергаются никаким рациональным трактовкам.

Салафиты считают доктрину Единобожия (таухид) основой Ислама. При этом они полагают, что введение любых посредников в отношениях между Богом и людьми является отступлением. Например, недопустимо введение священства, сакральных или духовных авторитетов. Кроме того, отступлением от принципов Единобожия является мольба, обращенная к могилам умерших праведников или обращение к упоминанию их имен в качестве посреднического звена в доведении этой мольбы Богу. Любые подобные действия расцениваются ими как проявление язычества (ширка).  Ширк - приписывание Аллаху других сущностей, что всегда однозначно осуждается во всех классических течениях Ислама. В Коране говорится, что Аллах создал мир, где связь между явлениями существует не только в абсолютной трактовке, когда каждый акт бытия результат Божественного промысла, но и в относительной, то есть одно явление может порождать другое; салафиты отрицают акт экзистенциального, автономного существования мира.

Сущность Бога и Его атрибуты салафиты принимают, но только те, которые описываются в Откровении и, при этом, салафиты отвергают аллегоризацию. Исходя из этого, Ибн Теймия и его последователи признали все описанные в Коране и Сунне такие качества Аллаха, как способность гневаться, говорить, вознестись (истива) на трон (арш). Также салафиты утверждают, что у Аллаха имеются руки и лик, как об этом говорится в Коране, и не допускают иносказательности в отношении понимания этих моментов. За это салафитов часто обвиняют в буквальном понимании Корана.

Проблему предопределения и свободы воли салафиты решают через признание всемогущества абсолютным, ничего не может произойти в мироздании вне воли Бога. В этом он приближался к доктрине джабритов. Но, в то же время, считают человека наделенным Богом свободой воли и ответственным за свои поступки. Однако, салафиты полагают, что Бог одобряет совершение человеком разрешенных и добрых поступков и не облегчает, не одобряет совершение им запретных и злых поступков. Бог в его мировоззрении создает причинно-следственные положения, при которых человек делает выбор в соответствии с предоставленной ему Богом свободой выбора. Причем, Бог дает человеку силу для совершения тех или иных поступков. Также, в отличие от мутазилитов, Ибн Теймия считал, что Божья воля может и не совпадать с Его повелениями. Однако предпочтения и пожелания Бога совпадают с Его приказами и запретами.

Помимо почитания единства Аллаха в помыслах и актах служения, необходимо совершать служение в точном соответствии с примером Пророка Мухаммада, не привнося в эти акты ничего иного. Любое отступление от ритуалов является, в доктрине Ибн Теймии, ересью - бида. Бида - буквально нововведения, которые внимательно анализируются представителями всех течений Ислама (шиитами, суннитами и суфистами) на предмет положительных  и отрицательных аспектов. По мнению салафитов: Ислам - это Ислам 7 века, что является результатом их буквального рассмотрения Корана, как строго поверхностного, негерменевтического текста. Поэтому, любые действия, понятия, выходящие за рамки мировоззрения салафитов подвергается жесткой критике, а порой и террору, в результате чего, изначально, мирный Ислам в их трактовке, превратился в кровожадную, внутриисламскую войну всех против всех, что есть главная Бида салафитов и беда всего мусульманского мира.

Салафиты уверены, что Ислам нуждается в очистке. Говоря об «очистке» имеется ввиду освобождение от новшеств, добавленных в последующем в религию и освобождение от различных толкований. На этом основании салафиты непримиримы в отношении каждого религиозного положения, несоответствующего их позиции. В силу данного положения, у них сформировалось нетерпимость к отличающимся взглядам. Именно по этому, из повышенной экзальтированности поведение салафитов стало более радикальным. Они распространяют идеи «чистого Ислама» путем радикального отрицания иных позиций, считая лживой любую мысль, кроме принятых ими. В результате, в последнее время все чаще высказываются мнения о том, что салафизм может стать опасным идеологическим инструментом. Если изначально салафиты отказывались от участия в политике, то сейчас они направляют свою деятельность в различных странах мира на эти цели. Например, Саудовская Аравия тратит громадные деньги на распространение по всему миру салафзима как политико-идеологического фактора. Многие критики современной формы салафизма приводят главный аргумент против их агрессивной деятельности: в Коране говорится неоднократно о том, что если бы Всевышний хотел, чтоб все были мусульманами, то все были бы мусульманами. Если есть другие люди, значит, так было угодно Аллаху. «Вы — дети Адама, а Адам был создан из праха. Пусть люди прекратят похваляться своими предками» (Абу-Дауд). «Ваш род не является поводом для оскорбления кого-либо. Все вы дети Адама. Никто не имеет превосходства над другим, кроме как в вере и благочестии» (Ахмад).


Мнение:

В салафизме есть радикальные течения, которые готовы к вооруженному свержению законной власти только за то, что она не соответствует их «идеологии». И есть те, которые говорят, что «не нужно прибегать к насилию, достаточно широко распространять свои взгляды среди населения и выжидать удобного момента». С точки зрения безопасности и сохранения спокойствия в обществе – обе группы опасны. «Умеренные» безопасны только сегодня. Но в любой момент они могут перерасти в радикальных. Не бывает умеренного или неумеренного салафизма, так как по сути это одна идеология, не приемлющая национальных ценностей и традиций, приверженности мазхабам или другой акиде.

Ученый-теолог, руководитель аппарата Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК)

Кайрат Жолдыбай «Дiн мен дiл» («Религия и национальное сознание»)


Статистика:

Сегодня 1,5 миллиарда мусульман составляют 22% населения мира и это число резко увеличивается. По подсчетам к 2025 г. мусульмане составят 30% мирового населения.

Ключевые слова: идеология Ислам

Версия для печати