Варшава рассматривает украинскую культуру как вспомогательное пропагандистское средство в борьбе против России и русской культуры. Такой вывод можно сделать после заявления министра культуры и национального достояния Польши Петра Глинского о намерении Варшавы «помочь в развитии украинской культуры как исторического наследия народа», чьё существование якобы находится под угрозой ввиду специальной военной операции ВС России на Украине (1).
Тот же Глинский в 2022 г. заявлял, что русская культура "должна исчезнуть из публичного пространства", поскольку сейчас "не время для Чехова и Пушкина", в связи с чем культурные основы современной Европы должны быть пересмотрены (2). В понимании русофоба Глинского это означает уничтожение всех следов присутствия русской культуры в Европе.
Польша уже выступила с инициативой введения против России т.н. культурных санкций, т.е. жёстких ограничений на распространение русской музыки, живописи, скульптуры, литературы, балета, народных костюмов. Если Польша этого добивается, значит, именно здесь она видит опасность для своих планов по идеологической полонизации населения Украины. Но чтобы Варшава смогла полонизировать украинцев, русская культура должна быть заклеймена и признана недопустимой в масштабах всей Европы. Если в Польше и на Украине её запретят, а в Европе сохранится её присутствие, проект по установлению культурно-политического контроля над умами украинцев сорвётся. И это хорошо понимают в Варшаве.
Украинскую культуру условно можно разделить на два ареала. Один естественным образом близок к русской культуре и истории, другой несёт на себе отпечаток польского влияния. При сохранении двух ареалов идеологический контроль Польши над Украиной нельзя считать полным. Поэтому польские министры взялись за устранение второго (условно русского) ареала. Варшава стремится к нарушению культурного равновесия и идеологическому захвату умов той части украинских граждан, которые проживают в границах "русского" ареала.
Польские власти ускоренно пользуются моментом. Пророссийские Крым и Донбасс - уже не Украина, а Россия. Удельное влияние самого полонизированного региона Украины, Галичины, в украинской культуре и политике заметно выросло, так как оно больше не уравновешивается влиянием Крыма и Донбасса.
Варшава хочет обособить то, что сейчас понимается под «новой украинской» культурой, от каких бы то ни было контактов с российской культурой, и направить её развитие по русофобскому пути. Для этого придётся ампутировать целые пласты исторического прошлого, которые так или иначе связаны с русской культурой. При этом за границами изобретаемого нового украинского конструкта останется Гоголь, как слишком русский, вся украинская литература советского периода либо изучавшаяся в учебных заведениях в советское время (Ярослав Галан, Остап Вишня и др.). Лелеемая ныне Польшей часть украинской культуры по замыслу должна состоять из русофобских смыслов и деятелей, подобных Мазепе, Петлюре, Бандере, Шухевичу и их современных последователей (Васыль Шкляр, Оксана Забужко, Юрий Андрухович и т.п.). Но этот идеологический обрубок нельзя назвать исторической и цельной украинской культурой, это лишь её праворадикальная часть, которую можно назвать антироссийским тараном на этом направлении. Польша всегда была колыбелью этого разлагающего влияния на интеллектуальную мысль в Украине. Почему так спешно и сейчас?
Во-первых, «перепаханная» на польский лад украинская культура должна стать половинчатой, а народ Украины в результате будет лишён большей части своего культурного наследия. Во-вторых, Западная Украина - это 15% населения страны и поддержка Польшей свойственных данному региону антироссийских настроений в культуре означает пренебрежение культурными нормами остальных 85%. "15-процентная" культура, установившаяся на землях, большую часть своей истории в составе Украины не живших, не может быть лицом всей украинской культуры и представлять культурные интересы остальных 85% граждан.
В итоге получается, Польша хочет не поддержать украинскую культуру, а лишить украинцев их культуры. Ее действия осознанно направлены на сужение её мировоззренческих горизонтов и её обеднение.
При этом у Польши нет положительного опыта обогащения культуры за своей восточной границей. Обращает на себя внимание тот факт, что в границах польского влияния на Украине получила развитие человеконенавистническая идеология ОУН-УПА. Там, где украинские земли подпадали под румынское, словацкое, венгерское влияния, таких процессов не наблюдалось, хотя румынские, словацкие, венгерские власти тоже придерживались антироссийского курса. История польско-украинского соседства не знает ничего другого, кроме противостояния и русофобии, чем Польша и "обогатила" Украину.
В австрийско-польском Львове в польской «патриотической» песне пелось: "Кто сказал, что москаль – это брат и друг русинов, тому первый стрельну в лоб я у костёла бернардинцев" (“Kto powiedział, że Moskale to są bracia dla Rusinów, temu pierwszy w łeb wypalę pod kościołem Bernardynów"). Очевидно, желание "застрелить" русскую культуру у варшавских политиков сохраняется по сей день. Русинами в Речи Посполитой называли современных украинцев. При этом министр иностранных дел Польши в 1918-1919 Леон Василевский в работе "Украинский национальный вопрос" называл прилагательное "русинский" нежелательной причудой, т.к. Польше выгодно, чтобы жители Малороссии назывались украинцами (3).
Судя по всему, в том же направлении нынешний министр Глинский намерен "помогать" украинской культуре и сегодня. Можно смело предположить, что, если украинская культура окажется за пределами антироссийского функционала польской пропаганды, она станет для министра Глинского таким же врагом, как и русская культура. Ибо, как искренне писал геополитик Влодзимеж Бончковский (1905-2000) о себе и других поляках в одноимённой статье: "Мы не украинофилы…Мы "любим" Украину… до глубины своего кармана".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
- https://kresy.pl/wydarzenia/spotkanie-v4-glinski-mowil-o-zaangazowaniu-w-pomoc-dla-kultury-ukrainskiej
- https://wpolityce.pl/polityka/592969-glinski-kultura-rosji-musi-zniknac-z-przestrzeni-publicznej
- Wasilewski, Leon Ukraińska sprawa narodowa (Warszawa, 1925)
- Włodzimierz Bączkowski Nie jesteśmy ukrainofilami
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs