Основная внешнеполитическая линия Кишинева – курс на европейскую интеграцию. Страна к этому стремится давно и упорно. В прошлом году она экспортировала туда товаров на сумму более $ 1 млрд., Импорт из ЕС составил более $ 2 млрд. 300 млн. «Туда» шли в основном продукты питания и напитки, «обратно» - машины и транспортное оборудование. И хотя Молдавия, кажется, не в состоянии в ближайшее время увеличить свой экспорт в Европу, она стремится по крайней мере создать для этого политические и юридические предпосылки. Выгоды очевидны. К тому же можно рассчитывать, что непокорный Тирасполь соблазнится выгодами от евроинтеграции и охотнее будет сотрудничать с официальным Кишиневом. А то и вообще сдастся, кто знает...
В стремлении к возможно более тесному сближении с Европой Молдавия шла на все. Принять необходимые законы? Пожалуйста. Если общество против этих нововведений или критически относится к ним? Да подумаешь… В результате год назад парламент принял закон «Об обеспечении равенства», в полном соответствии с нынешней европейской культурой защищающий права сексуальных меньшинств. Ничего плохого, разумеется, в этом не было, вот только большинство граждан, правда, выступали против.
В результате этой активности Кишинев еще недавно планировал подписать уже в ноябре этого года на саммите «Восточного партнерства» соглашения об ассоциации с ЕС, о создании зоны свободной торговли опять же с ЕС, а также о либерализации визового режима. Оптимисты были уверены в светлом будущем, тем более, что в Брюсселе считали Молдавию образцовой страной по линии сотрудничества.
Выяснилось, правда, что внутриполитические противоречия даже между стойкими сторонниками евроинтеграции значат временами куда больше, чем глобальные внешнеполитические цели. В отношении перспектив сближения с ЕС все изменилось, когда в феврале распался правивший страной три с половиной года Альянс за евроинтеграцию, затем парламент вынес вотум недоверия правительству, а президент Николаи Тимофти отправил в отставку кабинет министров и его главу Владимира Филата. Начались затяжные консультации по кандидатуре нового премьера, в которых отказалась участвовать оппозиционная Партия коммунистов, потребовавшая досрочных парламентских выборов. Словом, Молдавия оказалась в политическом кризисе, сделавшем «европрогресс» делом весьма отдаленным.
Кишинев действительно зациклен на идее евроинтеграции. Страна даже завершила первую фазу переговоров по либерализации визового режима раньше всех, кто к этому стремился. Но только для того, чтобы услышать: Еврокомиссия не может назвать сколько-нибудь точную дату, когда молдавские граждане начнут путешествовать с шенгенскими визами. Больше того, сначала Брюссель требует урегулировать приднестровскую проблему, а вот потом уже…
15 марта в Брюсселе завершились переговоры по соглашению об ассоциации между ЕС и Молдавией. В Кишиневе надеялись, что соглашение о свободной торговле будет подписано уже в этом году. Однако уже сейчас понятно, что намеченный срок оказался нереальным. Между тем, в Молдавии ориентировались на то, что уже в 2014 г. страна сможет начать экспортировать некоторые сельскохозяйственные продукты на европейский рынок.
Легко понять, что в последнее время Брюссель почувствовал себя вправе вмешиваться во внутримолдавские проблемы. Так, в ситуации с нынешним политическим кризисом ЕС настаивает, чтобы молдавские политики примирились, и категорически выступает против досрочных парламентских выборов. Как будто бы еврочиновники ведут себя так же в странах-членах ЕС. В Брюсселе, кстати говоря, уже начали указывать Кишиневу, как нужно трактовать молдавское законодательство.
И еще остается приднестровская проблема. Последствия военных действий весной и летом 1992 г. все еще памятны участникам конфликта. До боевых действий больше дело, к счастью, не доходило, однако ситуация далека от оптимистической. А ЕС требует ее срочно исправить. Разумеется, в лучшую для Кишинева сторону.
Быстрого эффекта на переговорах ждать не приходится. Проблемы накапливались больше двадцати лет и их невозможно разрешить в одночасье. Тем более со своеобразным подходом Кишинева и упорным нежеланием ЕС и Запада в целом считаться с чужими интересами.
Неудивительно, что президент Молдавии Николае Тимофти недавно заявил: при подходе к приднестровской проблеме «необходимо найти решение, независимо от интересов России в этой зоне». Кишинев уже отметил неизбежность негативных последствий для предприятий и населения Приднестровья, если последнее не войдет в зону свободной торговли с ЕС.
Для Кишинева желание исключить Россию и ее интересы в приднестровском вопросе политически вполне понятно и оправданно. Другое дело, что сделать это никак не удастся. Во-первых, с этим категорически не согласится Тирасполь. Во-вторых, едва ли с такой идеей будет согласна Москва, где еще не забыли, кто стоял за провалом Меморандума Козака.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs