Похоже, что Киргизии сделала свой выбор в отношении внешнеполитической ориентации. Хотелось бы даже сказать, что окончательный. Причем в сторону России. Разумеется, к тому были свои экономические и геополитические соображения.
Присутствие России в Киргизии ощущается все сильнее. Вошли в силу двусторонние соглашения о строительстве и эксплуатации Верхненарынского каскада и Камбар-Атинской-1 ГЭС. На реализацию этих проектов предусмотрен российский кредит в размере около 4 млрд. долларов.
В России официально работают около полумиллиона граждан республики (на деле существенно больше), которые перечислили домой в прошлом году чуть меньше 2 млрд. долларов. Недавно Москва приняла решение списать 500-миллионную (в долларах) задолженность Бишкеку. В свою очередь, Киргизия стала первой страной в регионе, ратифицировавшей все договоры и соглашения с Россией. Что многого стоит, честно говоря.
Киргизия входит в ОДКБ, что служит дополнительной гарантией ее безопасности. Что не менее важно – республика активно участвует в работе этой организации. Разрабатывается проект о создании объединенной российской военной базы в Киргизии. Довольно правильный шаг, поскольку, называя вещи своими именами, страна едва ли способна обеспечить безопасность своими силами. Ничего обидного: республика мала и пока еще недостаточно экономически развита. К тому же, она находится в сложном геополитическом окружении.
Одна из ближайших задач республики – быстрое вступление в Таможенный союз. Возможно, это произойдет к концу текущего года. Сейчас разрабатывается «дорожная карта» по конкретным областям для реализации этой цели. Следует заметить, что Таможенный союз ведет себя на соответствующих переговорах более мягко, нежели ВТО, в которую Киргизия вступила в 1998 г. первой из постсоветских стран. Ничего существенно хорошего это ей, к сожалению, не принесло. Причины сейчас разбирать не стоит. Как бы то ни было, Бишкеку для вступления в Таможенный союз сначала надо будет отчитаться по «дорожной карте», приведя свое законодательство в соответствие с нормами и правилами данной организации.
В целом у Киргизии есть хорошие шансы для вступления в Союз к концу этого года. Республика, судя по словам ее президента Алмазбека Атомбаева, надеется после этого стать лидером в СНГ в швейном производстве, опередив по соответствующим поставкам в Россию Китай и Турцию. Наверное, есть и другие перспективы. Даже до вступления страны в Таможенный союз Москва и Бишкек могут создать «зеленый коридор», который упростит приток товаров из Киргизии, что станет реальной помощью для экономики республики. Хотя к этому и есть определенные препятствия.
Внешне все выглядит так, будто перспектива вступления в Таможенный Союз для Бишкека – вопрос фактически решенный. Тому есть много подтверждений. В частности, следует выделить, что в последнее время в республике действительно ведется активная работа по приведению местного законодательства в соответствие с нормами, которые используют члены Союза. Больше того, в случае успешного присоединения к Таможенному союзу, Киргизия может стать одним из основателей Евразийского союза.
Есть, однако, и определенные проблемы. России следует иметь в виду временами появляющиеся в Киргизии споры вокруг присутствия иностранного капитала в республике. Негативным примером тому является ситуация вокруг канадской компании Centerra Gold. Впрочем, пример этот далеко неоднозначен.
На пути к сближению двух стран есть и другие трудности. В России некоторые эксперты, честно говоря, морщат нос, при рассмотрении перспектив сотрудничества с Киргизией, учитывая ее нынешнюю экономическую отсталость. В свою очередь, определенные киргизские политики опасаются чрезмерной зависимости их страны от Москвы. Правда, похоже, что они не забывают при этом учитывать и интересы одного из соседей республики. Геополитическая ситуация в Центральной Азии достаточно острая и в перспективе такой же и останется. Понятно, что углубляющееся сотрудничество Москвы с Бишкеком не может не влиять на нее, причем временами довольно серьезно. Ясно, что не всем это нравится.
Не секрет, что на юге республики существует высокий конфликтный потенциал. Временами ситуация кажется даже труднопрогнозируемой. Больше того, в последнее время снова начали ходить слухи о возможном перевороте или, по крайней мере, очередной атаке на власть. Все это – реальные проблемы на пути сближения двух стран. Правда, я уверен, что гражданская война в Киргизии маловероятна.
Впереди – трудные переговоры о реальном присоединении страны к процессу евразийской интеграции. После того, как это случится, неожиданных и быстрых чудес для населения республики, разумеется, не будет, а вот продвижение шаг за шагом к благосостоянию станет реальностью. Но кто сказал, что благосостояние обеспечивается только подписью дипломатов?
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs