Оганесян: Добрый день. Наш гость - директор Центра оборонной политики Российского института стратегических исследований (РИСИ) Григорий Григорьевич Тищенко. Об армии сейчас говорят много в разном контексте - и по поводу продолжающейся реформы, и в связи с отставкой министра обороны Анатолия Сердюкова. В этом выпуске программы мы коснемся всех вопросов.
Давайте начнем с реформы - может быть, она что-то высветит нам и во всей эпопее вокруг отставки министра, и в тех громких делах, которые мы наблюдаем в Министерстве обороны. Вопрос из Москвы: "Мы уже не один год слышим о реформах в армии. А что стоит за этими словами? Не могли бы вы четко сформулировать смысл этих реформ, задач и содержания - что, как и для чего делается? Почему эти реформы не поддержаны серьезной информационной работой, чтобы народ понимал, что происходит с армией-защитницей?".
Я думаю, что отчасти это справедливый упрек. Как журналист могу сказать, что я тоже считаю, что население далеко не достаточно информировали. С другой стороны, я понимаю, что не все можно говорить. Но когда идет реформа, обычно мы в общих чертах знаем ее содержание. Мы все представляем содержание реформы русской армии после Крымской войны. Знали основные направления, и никто из них не делал секрета. Я понимаю, ваша задача не из простых - рассказать в двух словах о целой реформе, но начнем.
Тищенко: Действительно, о реформе сейчас говорят много с конца 1990-х годов. Сейчас все, и особенно СМИ, обсуждают проблему военной реформы в РФ. Если сказать о реформе, она проводится с 2008 года и должна состоять фактически из трех этапов. Первый этап - это 2008-2010 годы, на этом этапе состоялось изменение оргштатной структуры Вооруженных сил.
Оганесян: Давайте сразу расшифруем, что это - переход на бригадный метод, то есть не дивизия, а бригада?
Тищенко: В том числе, и переход на основное звено - это бригада. Второй этап, который начался с 2010 года и должен продлиться до 2015 года, - это повышение денежного довольствия военнослужащих, обеспечение их соцпакетом, решение проблемы жилья. На третьем, заключительном, этапе, который начнется в 2015 году и продлится по 2020 года, должно завершиться перевооружение Вооруженных сил, оптимизация оргштатной структуры. Таким образом, к 2020 году реформа в общих чертах, мне кажется, должна завершиться.
Оганесян: Сейчас мы раскроем скобки по каждому пункту. Напомню, что Григорий Григорьевич - доктор экономических наук. Кстати, примечательно и оправдано, что Центр оборонной политики возглавляет экономист. Сегодня от уровня экономики, степени финансирования зависит и обороноспособность армии.
Экономика присутствует во всех частях реформы армии. В чем смысл перехода на бригаду как основную тактическую единицу в армии? Как я понимаю, эта часть реформы полностью завершена?
Тищенко: Сейчас у нас около ста бригад, а к 2020 году должно быть около 125.
Оганесян: Понятно, методология отработана. Вот, что это нам дало - армия стала более мобильной, более компактной в плане управления, это облегчило управление этими частями. Что, по-вашему, это дало, и правильно ли это было?
Тищенко: Раньше у нас основной единицей была дивизия. Дивизия предназначена для широкомасштабных действий, крупномасштабных войн. Поскольку "холодная война" закончилась, у нас появились совершенно другие задачи по обороне наших границ. Встал вопрос о том, какой должна быть основная единица в Вооруженных силах. Такой стала бригада.
Оганесян: Какова численность бригады?
Тищенко: В разных частях бригады совершенно разные, так что сказать, сколько человек в какой бригаде, точно нельзя.
Оганесян: Насколько бригада меньше дивизии? Сколько тысяч человек в среднем насчитывала полностью укомплектованная дивизия?
Тищенко: Например, в пехотной дивизии было примерно десять тысяч человек…
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs