Оганесян: Добрый день! С наступающим Новым годом, с предстоящими праздниками! В этом году это последняя передача "Визави с миром", но, конечно, не последняя в истории.
Подводя некоторые итоги года, мы пригласили Сергея Алексеевича Рябкова, заместителя министра иностранных дел России. Спасибо, что выбрали время.
Рябков: Спасибо, что позвали.
Оганесян: И спасибо, что это уже не в первый раз, так что это уже добрая традиция. Но, конечно, Сергей Алексеевич, наши слушатели интересуются некоторым итогом, если его можно подвести, в международных отношениях. Год есть год - какой-то рубеж.
Вопрос из Москвы: "Сергей Алексеевич, 2012 год оказался богатым на международные события. Какие из них вы бы выделили со знаком "плюс", а какие - со знаком "минус"? Какие мировые тенденции были наиболее заметны в этом году? Как они могут сказаться в 2013 году?"
Рябков: Начну с минусов. Их было не так мало, и они были довольно серьезными. Сирия - это большой минус в том плане, что ситуация не улучшилась, и усилия России в направлении выработки платформы, на которой может быть найдена внутрисирийская модель урегулирования, переходного периода, - все это не сложилось в силу множества причин.
Минус, который я бы поставил вслед за этим, - это отсутствие должного продвижения по целому ряду направлений наших отношений с США. Кое в чем произошел серьезный откат. Мы видим, на каких эмоциях завершается год. "Закон Магнитского" и неизбежные в этой ситуации ответные шаги с нашей стороны серьезно осложнили отношения.
Есть минусы и помельче, они напоминают о себе. Например, я думаю, что к этим минусам можно отнести трудности, которые у нас идут в визовом диалоге с Евросоюзом. В общем, все непросто. Но мы не унываем: поводов нет, тем более что результаты тоже есть.
Становление Евразийской экономической комиссии, развитие интеграции в составе Россия-Белоруссия-Казахстан, укрепление Организации Договора по коллективной безопасности, развитие отношений с целым рядом государств в разных регионах, в том числе с Латинской Америкой, которая мне ближе по долгу службы, - произошло немало крупных событий, сняты проблемы.
Присоединение России ко Всемирной торговой организации (ВТО) - большой плюс. Это завершение 18-летних переговоров, долгого пути, обмен, например, с американцами нотами о том, что сейчас в полном объеме начинают применяться нормы ВТО в отношениях между нашими странами.
БРИКС - организация, которую в полном смысле слова бюрократической структурой или институтом не назовешь, но это уже и не просто разрозненное, рыхлое объединение. Неплохо продвигается вперед наша работа на этом направлении.
Есть и другие плюсы. Смотрим в будущее с оптимизмом. Прошли выборные циклы в России, в США. Формируется новая команда у американцев. Во второй срок президентства Обамы мы вступаем с определенными ожиданиями - предновогоднее время как раз подходит для разговора о них.
Оганесян: Кстати, есть вопрос, связанный и с "законом Магнитского", и с переменами в администрации президента Обамы. То, что сейчас происходит, чисткой не назовешь, это замены, существенные ротации в окружении Обамы, вроде бы наиболее рельефные "ястребы" уходят. Но тем не менее год кончается "законом Магнитского".
Известный историк, который занимался еще советско-американскими отношениями, профессор Нью-Йоркского университета Стивен Коэн характеризовал ситуацию очень интересно: "Коэн назвал "закон Магнитского" "местью, возведенной в ранг правосудия со стороны республиканского большинства в нижней палате. Это месть за проигранные выборы и за то, что президент Обама всячески тормозил "закон Магнитского". Теперь конгрессмены намерены выявлять в России "плохих ребят" и наказывать их. Чистое безумие, напоминающее агрессивное поведение компании сильно выпившей шпаны".
В устах профессора такая лексика не очень заметна. Но вот вопрос: это действительно республиканский демарш, вытекающий из внутриполитического расклада?..
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs