Уважаемые дамы и господа,
Мы провели очень полезные и конструктивные переговоры, обсудили наши двусторонние дела, международную повестку дня, региональные вопросы, график предстоящих контактов, в том числе на высшем уровне.
Констатировали неплохое продвижение вперед по укреплению договорно-правовой базы потенциальных конкретных проектов сотрудничества в сфере энергетики, нефтегазовом секторе, сельском хозяйстве. Обменялись мнениями и о путях совершенствования сотрудничества между министерствами, в том числе при проведении регулярных консультаций на уровне директоров департаментов. Условились активизировать сотрудничество в борьбе с международным терроризмом как в рамках многосторонних организаций, так и в межведомственном формате по двусторонней линии.
Из других вопросов выделю нашу общую озабоченность положением дел на Ближнем Востоке. Удовлетворены объявленным перемирием между палестинцами и израильтянами. Но это не должно никого успокаивать. Необходимо активизировать и интенсифицировать усилия, направленные на разрешение арабо-израильского конфликта. И начинать надо с возобновления прямых переговоров между Палестиной и Израилем.
Мы обсудили ситуацию вокруг сирийского кризиса. У нас единое мнение о необходимости срочного прекращения насилия и начале переговоров. Договоренность об этом была достигнута 30 июня с.г., когда принималось Женевское коммюнике «Группы действий». Убеждены, что именно так и нужно поступать. Любые иные подходы чреваты продолжением кровопролития и новыми жертвами, в том числе среди гражданского населения Сирии.
У нас налажено тесное взаимодействие с Бангладеш по проблематике ООН. По многим вопросам мы занимаем единые позиции. Признательны нашим бангладешским коллегам за традиционную поддержку целого ряда российских инициатив, выдвигаемых в органах ООН. Уверен, будем продолжать согласовывать наши подходы и в будущем.
Мы дали высокую оценку конструктивной линии Бангладеш, нацеленной на углубление процессов интеграции в Южной Азии и решение возникающих на субконтиненте разногласий в духе добрососедства и солидарности. Приветствуем интерес наших друзей к сотрудничеству с Шанхайской организацией сотрудничества. Будем этот интерес поддерживать.
Я очень удовлетворен итогами переговоров и благодарю свою коллегу Д.Мони за сотрудничество и приглашение посетить Бангладеш, которое мы обязательно постараемся реализовать.
Вопрос: Каковы перспективы двустороннего сотрудничества в сфере атомной энергетики? Расскажите, пожалуйста, о строительстве АЭС на территории Бангладеш.
С.В.Лавров: Не буду вдаваться в детали, потому что переговоры проходят между компетентными ведомствами двух стран. Могу лишь подтвердить, что переговоры идут продуктивно и весьма конкретно. Рассчитываем, что обоюдоприемлемые договоренности на эту тему будут достигнуты.
Россия заинтересована помогать нашим друзьям в Народной Республике Бангладеш решать проблему генерации электроэнергии, в том числе и через развитие ядерной энергетики в дополнение к энергетическому сотрудничеству в других формах, о которых упомянула моя коллега Д.Мони, а именно - строительство электростанций, продолжающееся сотрудничество в их модернизации и сооружение новых.
Думаю, это будет взаимовыгодный проект, и, как я уже сказал, договоренности просматриваются.
Вопрос: Сергей Викторович, МИД России выразил озабоченность в связи с планами НАТО разместить ЗРК «Пэтриот» на пограничной с Сирией турецкой территории. Затем последовал ответный комментарий Генерального секретаря НАТО А.Фога Расмуссена о том, что опасения России по этому поводу беспочвенны. Как бы Вы могли прокомментировать эту ситуацию?
С.В.Лавров: Наша озабоченность проистекает из того, что можно назвать синдромом «чеховского ружья»: если в первом акте на сцене висит ружье, то в третьем акте оно должно выстрелить. Это закон драматургии.
В жизни и в военно-политических делах, связанных с урегулированием конфликтов, появление где-то «ружья» создает риски не потому, что это связано с драматургией, а потому что при накоплении вооружений любая провокация может стать причиной очень серьезного вооруженного конфликта. Мы бы хотели этого избежать.
Прекрасно понимаем озабоченность Турции в связи с безопасностью на ее границах, связанную с огромным числом беженцев, в том числе направляющихся в другие страны. Вооруженные столкновения между правительственными войсками Сирии и оппозиционными вооруженными отрядами очень часто происходят вблизи турецкой границы. Повторю, все это само по себе и без ПЗРК создает напряженную обстановку. Именно поэтому после известных инцидентов, которые происходили на сирийско-турецкой границе, мы предложили создать прямой канал связи между Анкарой и Дамаском, чтобы они в режиме реального времени получали друг от друга информацию и избегали ненужных обострений. К сожалению, это предложение так и не было реализовано, но оно остается в силе. Если будет нужна наша помощь в налаживании такого канала, мы готовы ее оказать. Главная наша озабоченность – чем больше накапливается вооружений, тем больше риск, что оно будет использовано, а причиной может послужить любая провокация.
Мы слышим заявления наших коллег из НАТО. Сегодня у меня запланирован телефонный разговор с А. Фогом Расмуссеном по его просьбе. Видимо, он хочет объяснить свою позицию на этот счет. Понимаю, что ни у кого нет намерений втягивать натовцев в сирийский кризис - об этом нам многократно говорили. Но в военном деле, как сказал один выдающийся военно-политический деятель, важны не намерения, а потенциалы. Когда потенциалы укрепляются, возрастают и риски.
Вопрос: Во время кризиса в секторе Газа Совет министров иностранных дел ЛАГ усомнился в целесообразности дальнейшей стратегии арабских государств, вытекающей из Арабской мирной инициативы. Совет будет рекомендовать главам арабских государств пересмотреть эту стратегию. Также под сомнение поставлена и способность «квартета» что-то решать. Мы знаем, какую роль Россия играет в «четверке». Известны Ваши недавние заявления и комментарии на этот счет. Разъясните, пожалуйста, как необходимо двигаться дальше по пути урегулирования палестинского вопроса с учетом таких настроений в арабских странах?
С.В.Лавров: Надеюсь, что наши коллеги из Лиги арабских государств останутся привержены Арабской мирной инициативе (АМИ), которая сохраняет актуальность. Невозможно представить стабильность в этом все более неспокойном регионе без урегулирования арабо-израильского конфликта – все равно придется возвращаться к переговорам.
Полагают, что АМИ, которая предполагает полноценное признание Израиля всеми арабскими государствами в увязке с урегулированием всех конфликтов (палестино-израильского и сирийско-израильского), окончательное завершение договоренностей с Ливаном, является важнейшей инициативой за последние годы. Она в полной мере остается востребованной и является прочной базой, на которой предпринимаются усилия по восстановлению палестинского единства.
Что касается прозвучавших в адрес ближневосточных «квартета» международных посредников оценок, то я слышал заявления моего коллеги и друга Генерального секретаря ЛАГ Н.Араби, который нелицеприятно отозвался о неспособности «четверки» что-либо сделать. Наши коллеги прекрасно знают о причинах ситуации, в которой оказался «квартет», о том, что мы настойчиво предлагали в конце сентября с.г. провести в Нью-Йорке заседание «квартета» на уровне министров, имея в виду глав внешнеполитических ведомств России, США, руководителя внешнеполитической службы ЕС К.Эштон и Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Наша инициатива была активно поддержана Евросоюзом и ООН. Но для того, чтобы созвать «квартет», необходим консенсус. Его у нас не получилось, и причина хорошо известна. Поэтому, когда наши друзья из ЛАГ выражают сожаление, наверное, для того, чтобы общественность была лучше информирована, они могли бы быть более конкретны.
И еще одно соображение. Уже несколько лет на встречах «квартета» мы подчеркиваем, что этого формата недостаточно, чтобы эффективно рассматривать сегодняшние проблемы и вырабатывать жизнеспособные предложения и договоренности. «Четверке» нужно не просто от случая к случаю встречаться с представителями ЛАГ и информировать их о своих решениях, а работать вместе с представителями Лиги и совместно вырабатывать договоренности и решения, направленные на создание условий для возобновления, в качестве главного приоритета, палестино-израильских переговоров и затем решение остающихся вопросов всеобъемлющего арабо-израильского урегулирования на основе принятых в ООН решений, которые составляют международно-правовую базу этого процесса, и, еще раз подчеркну, Арабской мирной инициативы. Надеюсь, что наши коллеги в ЛАГ разделяют понимание о сохраняющейся важности этой инициативы, которая была одобрена не только членами Лиги, но и всеми членами Организации исламского сотрудничества (ОИС) – почти шестьюдесятью государствами, всем исламским миром. Потерять такое объединяющее начало было бы неправильно.
Вопрос: Как Вы можете прокомментировать мнение некоторых экспертов о том, что размещение комплексов ЗРК «Пэтриот» на сирийско-турецкой границе может привести к развертыванию «бесполетной зоны»?
С.В.Лавров: Могу только повторить: любое накопление вооружений создает риски и искушение ими воспользоваться у тех, кто хотел бы более активно задействовать внешний силовой фактор. Рассчитываем, что этого не произойдет, и все внешние игроки будут подходить с максимальной ответственностью к тому, что сейчас творится в регионе. Я уже упоминал о неоднократных заверениях со стороны НАТО, что альянс вообще не занимается Сирией. К сожалению, на сирийско-турецкой границе происходили инциденты – там сохраняется напряженность. Мы можем просто покатиться по наклонной плоскости, создавая ловушки самим себе и своим обещаниям добиваться политического урегулирования.
Вопрос: В ряде СМИ появилась информация, что внутренняя оппозиция Сирии собирается созывать конференцию. Видимо, это произойдет после того, как часть оппозиционных сил на следующей неделе посетит Москву. Поддерживает ли Россия проведение такой конференции, одним из решений которой может стать согласованный диалог с нынешней властью в Сирии?
С.В.Лавров: На следующей неделе мы ждем делегацию внутренней сирийской оппозиции в составе представителей Национального координационного комитета и сирийских курдов. Мы знаем о том, что они выступают за политическое урегулирование, не согласны с решениями, принятыми в Дохе при создании так называемой коалиции, потому что в них содержится твердое заявление, что нет иного пути, кроме свержения режима, и никакого диалога с режимом участники этой коалиции не принимают. Оппозиционеры, которые будут встречаться с нами, придерживаются иной позиции – они за поиск через политический диалог договоренностей, которые открыли бы путь к переходному периоду, к назревшим реформам.
Что касается новой конференции оппозиционных сил – это дело самих представителей внутренней и внешней оппозиции. Мне кажется, что есть потребность в такой конференции. Мы будем поддерживать предложения по объединению оппозиции не на платформе войны до победного конца, а на платформе готовности к диалогу. Наши собеседники, которых мы ждем на следующей неделе, выступают именно с такой позиции. Нам будет важно услышать их оценки перспектив мероприятий подобно очередной конференции по объединению всей оппозиции.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs