ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Америка черных и белых ушла в прошлое

14:23 13.11.2012 • Владислав Гулевич, журналист-международник

История Соединённых Штатов началась с Новой Англии – региона, включающего в себя шесть штатов (Мэн, Массачусетс, Коннектикут, Вермонт, Нью-Хэмпшир, Род-Айленд), которые с наплывом английских пилигримов-пуритан постепенно превращались в политико-идеологический центр сопротивления британскому господству над американским континентом. Новая Англия долгое время оставалась местом зарождения передовых течений в американской культуре и искусстве, а также экономике, политике и системе образования.

Но, похоже, в наши дни Новая Англия теряет былой политический и интеллектуальный вес. Впервые громко об этом заговорил американский публицист-футуролог Джон Нейсбит в своей книге «Мегатренды», опубликованной в далёком уже 1982 г. (1) Д. Нейсбит указал на основные тенденции в американской культуре и экономике, которые, на его взгляд, должны привести к существенным изменениям духовно-экономического облика Соединённых Штатов. 

Сегодня мы можем подтвердить правоту Д. Нейсбита. И, хотя облик США изменился не так кардинально, чтобы говорить о них, как о другой стране, чем та, каковой они были в 1980-х, тем не менее, определённая динамика налицо.

Среди нескольких важных мегатрендов Д. Нейсбит называет перемещение полюса экономического развития с Севера Соединённых Штатов на Юг. Автор даже представляет  новую финансово-экономическую ось  Лос-Анджелес – Хьюстон, которая заменяет ось Нью-Йорк – Чикаго. Лос-Анджелес – это Калифорния. Хьюстон – Техас. Названная Д. Нейсбитом новая ось охватывает также южные штаты Невада, Аризона, Нью-Мексико, в то время как первая проходила через Иллинойс, Огайо, Западную Виргинию, Делавэр, замыкая на себя Нью-Гэмпшир, Коннектикут, Пенсильванию, Массачусетс, Мэриленд, Нью-Джерси, и т.д.  

Между Югом и Севером – тысячи миль, но в век компьютеризации, когда приоритетом являются технологии и информация -  это не преграда. Сегодня нет смысла соединять регионы железными и автомобильными дорогами. Достаточно соединить их информационно, чтобы образовался информационно-экономический кластер со своей автономной жизнью.

Не только деньги и мысли уходят с Севера на Юг. Уходят и люди. Население Флориды увеличивается почти на тысячу жителей ежедневно. К тёплым морям едут обеспеченные пенсионеры, разбогатевшие предприниматели и финансисты, и, как следствие, способные управленцы, специалисты по информационным технологиям и гостиничному бизнесу.

Frost Belt (Морозный пояс) - так американцы называют северо-восточные штаты в районе Великих озёр. Сравнительно недавно этот регион был центром деловой активности,  к тому же  самым густонаселённым. Развитие массового промышленного производства, а потом, и переход к информационным технологиям в конце 1980-х спровоцировал сначала остановку прироста населения, а затем его сокращение. Люди выезжали на Юг, и этой тенденции благоприятствовали и социальные изменения американского общества: отказ от порочной практики сегрегации, уравнивание в имущественных правах белого и небелого населения. Даже изобретение кондиционеров внесло свою лепту. Теперь на Юг, малозаселённый знойный регион, охотно ехали и англосаксы, и афроамеркианцы, и азиаты. Юг для них был комфортной альтернативой морозному Северу.  Похоже, что вслед за Морозным поясом в США появился Солнечный пояс (Sun belt), за которым – экономические и социальные перспективы. В северных штатах рынок труда страдает от переизбытка рук, поэтому наблюдается трудовая миграция коренных американцев в южные штаты.

Население Солнечного пояса в 2008 г. составляло более 109 млн. чел., но куда важнее его географический охват. Количество входящих в него штатов практически равняется количеству штатов Морозного пояса, но некоторые трактуют Солнечный пояс шире, включая сюда даже Виргинию и Оклахому. Если Морозный пояс занимал сравнительно небольшой участок на северо-востоке США, то Солнечный пояс протянулся сплошной широкой полосой по южным штатам с запада на восток. Это «страна нефти, военных баз, аэрокосмических технологий и пенсионеров, растянувшаяся от Флориды до Калифорнии» (2). Всё логично: армии и аэрокосмической индустрии нужны нефтепродукты, пенсионерам – солнечное тепло. И то, и другое они могут найти на Юге.

Для Юга характерны совсем другие проблемы, чем для Севера. Самая насущная – обеспечение растущего населения и промышленности гидроресурсами. Это предполагает усовершенствование водной инфраструктуры  и увеличение водопотребления в южных штатах, по сравнению с северными.

Центр общественной и экономической жизни Соединённых Штатов смещается в сторону южноамериканского континента, приближаясь к центрам испаноязычной культуры. Навстречу ему движутся волны испаноязычных эмигрантов. Несмотря на усилия американского правительства, таковых в стране становится всё больше, а близость к мексиканской границе основных центров деловой жизни провоцирует ещё больший приток эмигрантов. Это заставляет многих американских политологов и философов  говорить об утере Соединёнными Штатами англосаксонской исключительности. С 2000 по 2030 гг. 88% прироста общего населения США  произойдет за счет прироста населения в  южных штатах,  доля англосаксов в процентном отношении будет меньше доли латиноамериканцев и африканцев. Уже сейчас мексиканское население Лос-Анджелеса уступает лишь населению Мехико-Сити, а кубинская диаспора Майами составляет большинство в городе. Эта тенденция сохранится, поскольку миграционный поток из Южной Америки не иссякает, а уровень рождаемости среди латиноамериканцев превышает таковой не только у белых, но даже у чёрных американцев.

К чему это приведёт в недалёком будущем? Как самый радикальный сценарий, можно предположить усиление идеологии техасской исключительности. Техасцы всегда демонстрировали определённую обособленность и даже иногда поговаривали о намерении стать независимым государством, чтобы самим распоряжаться богатствами своих недр. Но, в более мягком варианте, смещение полюса деловой жизни на Юг с одновременным ростом испаноязычного населения заставит крупный и мелкий бизнес обращаться к потребителю всё чаще на испанском языке.

В отличие от культурных издержек, смещение к Югу финансовой и экономической активности может принести Вашингтону определённые дивиденды. Ведь это движение к новым экономическим центрам – Азиатско-Тихоокеанскому региону (через Калифорнию), Бразилии, члену БРИКС, и т.д. Несомненно, расширятся торгово-промышленные связи Соединённых Штатов с государствами Южной Америки, чьи элиты постараются воспользоваться, насколько это возможно, сложившейся ситуацией.  Америка, где население делилось только на чёрных и белых, ушла в прошлое, и белый англосаксонский протестант WASP уже не является базовой идентитарной моделью американского социума.

 

 

1) Джон Нейсбит «Мегатренды», М. 2003

2) Kevin Phillips "How the GOP Became God's Own Party" (Washington Post. Retrieved 5 September 2012)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати