Ле Корбюзье в Москве

14:26 09.10.2012 Мария Грановская, кандидат философских наук

В ГМИИ имени А.С.Пушкина открылась выставка знаменитого французского архитектора и художника  Ле Корбюзье. Экспозиция, представленная на Волхонке, раскрывает  различные сферы творческой жизни отца современной архитектуры, который после шестидесяти лет своих творческих поисков оставил наследие в разных видах искусства. Как многогранный художник он занимался живописью, урбанизмом, архитектурой, дизайном мебели и даже издательской деятельностью. Однако основная задача нового большого проекта Пушкинского музея – исследование художественной концепции мастера, представленной в различных видах искусства. Для этого организаторы условно разделили творчество Ле Корбюзье на пять циклов, каждый из которых в полной мере представлен в открывшейся экспозиции, которую, по словам И.А.Антоновой, можно считать «самым значительным музейным событием за последние годы». В первую очередь это связано с тем, что грандиозный  проект, раскрывающий всё многообразие творчества мастера, был разработан специально для Пушкинского музея. Актуальность экспозиции подтверждается ещё и тем, что на протяжении многих лет творчество французского архитектора довольно холодно воспринималось в России. На Волхонке можно увидеть более 400 экспонатов, среди которых живопись, графика, гобелены, фотографии, скульптуры, книги, макеты зданий и чертежи из собраний Фонда Ле Корбузье (Париж), Музея Архитектуры им.Щусева, Фонда AVC Charity, Стефана Аренберга и Музея Бельрив (Цюрих).

Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере) родился в 1887 году  в городке Ла Шо-де-Фон швейцарского кантона Нёвшатель. В 1902 году будущего архитектора приняли в Школу искусств, где он «занимался освоением ремесла гравера часовых корпусов «для экспорта в Южную Америку»[1]. Во время обучения на будущего архитектора обратил внимание Шарль Л`Эплаттенье, художник из Нёвшателя. «Он открыл молодому человеку глаза на красоту горных пейзажей, которые так любил писать»[2]. Именно Л`Эплаттенье и предрёк ему путь архитектора.

В ГМИИ им. А.С.Пушкина широко представлена живопись Ле Корбюзье, практически неизвестная в России. Подтверждая взаимосвязь живописи и архитектуры в своём творчестве, Ле Корбюзье признавался: «Я думаю, что если моё архитектурное творчество что-то значит, то оно обязано своими глубинными достоинствами именно этой скрытой от глаз тяжёлой работе»[3]. О его живописных опытах в духе пуризма и сюрреализма можно судить по картинам:  «Натюрморт с красной скрипкой» (1920), «Натюрморт с гитарой» (1920), «Портрет женщины на фоне собора города Санса (1944). В 1921  году Жаннере (Ле Корбюзье) и художник Озанфан в эссе «Пуризм» пишут о том, что «живопись – вещь архитектурная, и, стало быть, она находит свои средства в объёме»[4]. Влияние его живописной техники в духе пуризма на архитектуру прослеживается в проектах вилл Штейн-де Монзи (1926) и Савой (1929-1930).

Один из разделов экспозиции посвящён взаимоотношением Ле Корбюзье с Россией. Он неоднократно бывал в Москве, в 1928, 1929 и 1930 годах. Здание Центросоюза в Москве построено по проекту французского архитектора. В ГМИИ им.А.С.Пушкина можно увидеть и конкурсный проект Дворца Советов, отвергнутый в 1932 году. После провала Ле Корбюзье пишет Луначарскому: «Подобно Лиге Наций, Дворец Советов будет построен в стиле итальянского Ренессанса…СССР, союз советских пролетарских республик воздвигнет дворец, который будет надменен и чужд народу»[5].    

  

Выставка открыта для посетителей до 18 ноября 2012 года.



[1] Ле Корбюзье. Тайны творчества. Между живописью и архитектурой. Москва. 2012, с. 67.

[2] Ле Корбюзье.Тайны творчества.С.67.

[3] Цит. по Ле Корбюзье. Тайны творчества, с. 128.

[4] Ле Корбюзье.Ле Корбюзье, с.135.

[5] Письмо Ле Корбюзье Анатолию Луначарскому, Париж, 13 марта 1932. Цит. по «Ле Корбузье. Тайны творчества», с. 84.

Ключевые слова: Ле Корбюзье

Версия для печати