В ГМИИ имени А.С.Пушкина открылась выставка знаменитого французского архитектора и художника Ле Корбюзье. Экспозиция, представленная на Волхонке, раскрывает различные сферы творческой жизни отца современной архитектуры, который после шестидесяти лет своих творческих поисков оставил наследие в разных видах искусства. Как многогранный художник он занимался живописью, урбанизмом, архитектурой, дизайном мебели и даже издательской деятельностью. Однако основная задача нового большого проекта Пушкинского музея – исследование художественной концепции мастера, представленной в различных видах искусства. Для этого организаторы условно разделили творчество Ле Корбюзье на пять циклов, каждый из которых в полной мере представлен в открывшейся экспозиции, которую, по словам И.А.Антоновой, можно считать «самым значительным музейным событием за последние годы». В первую очередь это связано с тем, что грандиозный проект, раскрывающий всё многообразие творчества мастера, был разработан специально для Пушкинского музея. Актуальность экспозиции подтверждается ещё и тем, что на протяжении многих лет творчество французского архитектора довольно холодно воспринималось в России. На Волхонке можно увидеть более 400 экспонатов, среди которых живопись, графика, гобелены, фотографии, скульптуры, книги, макеты зданий и чертежи из собраний Фонда Ле Корбузье (Париж), Музея Архитектуры им.Щусева, Фонда AVC Charity, Стефана Аренберга и Музея Бельрив (Цюрих).
Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере) родился в 1887 году в городке Ла Шо-де-Фон швейцарского кантона Нёвшатель. В 1902 году будущего архитектора приняли в Школу искусств, где он «занимался освоением ремесла гравера часовых корпусов «для экспорта в Южную Америку»[1]. Во время обучения на будущего архитектора обратил внимание Шарль Л`Эплаттенье, художник из Нёвшателя. «Он открыл молодому человеку глаза на красоту горных пейзажей, которые так любил писать»[2]. Именно Л`Эплаттенье и предрёк ему путь архитектора.
В ГМИИ им. А.С.Пушкина широко представлена живопись Ле Корбюзье, практически неизвестная в России. Подтверждая взаимосвязь живописи и архитектуры в своём творчестве, Ле Корбюзье признавался: «Я думаю, что если моё архитектурное творчество что-то значит, то оно обязано своими глубинными достоинствами именно этой скрытой от глаз тяжёлой работе»[3]. О его живописных опытах в духе пуризма и сюрреализма можно судить по картинам: «Натюрморт с красной скрипкой» (1920), «Натюрморт с гитарой» (1920), «Портрет женщины на фоне собора города Санса (1944). В 1921 году Жаннере (Ле Корбюзье) и художник Озанфан в эссе «Пуризм» пишут о том, что «живопись – вещь архитектурная, и, стало быть, она находит свои средства в объёме»[4]. Влияние его живописной техники в духе пуризма на архитектуру прослеживается в проектах вилл Штейн-де Монзи (1926) и Савой (1929-1930).
Один из разделов экспозиции посвящён взаимоотношением Ле Корбюзье с Россией. Он неоднократно бывал в Москве, в 1928, 1929 и 1930 годах. Здание Центросоюза в Москве построено по проекту французского архитектора. В ГМИИ им.А.С.Пушкина можно увидеть и конкурсный проект Дворца Советов, отвергнутый в 1932 году. После провала Ле Корбюзье пишет Луначарскому: «Подобно Лиге Наций, Дворец Советов будет построен в стиле итальянского Ренессанса…СССР, союз советских пролетарских республик воздвигнет дворец, который будет надменен и чужд народу»[5].
Выставка открыта для посетителей до 18 ноября 2012 года.
[1] Ле Корбюзье. Тайны творчества. Между живописью и архитектурой. Москва. 2012, с. 67.
[2] Ле Корбюзье.Тайны творчества.С.67.
[3] Цит. по Ле Корбюзье. Тайны творчества, с. 128.
[4] Ле Корбюзье.Ле Корбюзье, с.135.
[5] Письмо Ле Корбюзье Анатолию Луначарскому, Париж, 13 марта 1932. Цит. по «Ле Корбузье. Тайны творчества», с. 84.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs