ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

И. И. Дусинский: мысли о России

15:00 10.09.2012 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Имя Ивана Ивановича Дусинского (1879-1919) совсем недавно вышло из небытия благодаря кропотливому труду некоторых исследователей (1). Мысли, им высказанные, вновь обрели своего слушателя, который получил очередную возможность оценить их актуальность.

Хотя в сферу интересов И. Дусинского входили также литература и история (его перу принадлежать работы «О занятиях Сократа поэзией» и «Союз любителей и друзей античного мира»), всё же первенствующее место в его интеллектуальном творчестве занимала геополитика. Именно благодаря своим геополитическим работам и приобрёл И. Дусинский некоторую известность в дореволюционной России, но гораздо менее, чем он того заслуживал.

«Основные вопросы внешней политики России в связи с программой нашей военно-морской политики» - этот труд, увидевший свет в Одессе в 1910 г., является одним из наиболее известных геополитических произведений И. Дусинского. В ней автор скрупулёзно анализирует перспективы морской политики России, вынужденно сталкивающейся с конкуренцией и откровенным противодействием морских держав – Великобритании и Соединённых Штатов.

Что такое море для англосаксов? Это их выход в мир, «мост» от того клочка суши, который именуется Англией или Америкой, к другим земным твердям. Поскольку океан занимает чуть ли не 80% поверхности планеты, И. Дусинский рассматривал континенты, как большие острова, затерянные в Мировом океане. Государства, не обладающие достаточным запасом суши (например, Англия, Голландия, Португалия или Соединённые Штаты на первых порах своей истории, когда их территория ограничивалась лишь несколькими штатами у побережья Атлантики), стремятся восполнить этот недостаток захватом заморских земель. Цель морской политики таких стран – это обладание сушей.

России обладание дополнительными кусками суши ни к чему. У И. Дусинского «Россия  - держава, прежде, всего континентальная, сухопутная, не имеющая заморских колоний, и обладающая крайне незначительными морскою торговлею и коммерческим флотом». Поэтому для неё «стремиться стать во главе любой из борющихся за морскую гегемонию великодержавных групп было бы просто смешно» (2). Вместо этого автор считал необходимым развивать русский флот, и придерживаться тонкой стратегии в противостоянии с талассократическими державами. Россия должна смотреть на море не только, как на выход в мир, но и как на вход к своим границам, которым могут воспользоваться недруги. Следовательно, Россия заинтересована в охранении морского пространства, через которое соперники могут приблизиться к водным бассейнам, жизненно важным для её безопасности. Это – Балтика и Чёрное море.

Касаясь международного права и провозглашаемого принципа mare liberum («свободного моря»), И. Дусинский замечает, что нормы международного права подгоняются под ситуации, в которых оказываются ведущие державы. Так, сторонниками принципа mare liberum были морские державы, САШ и Британия («…принцип "mare liberum" восторжествовал главным образом в силу того, что применение его оказалось выгодным для держав, в руках которых находилась фактическая власть над морем») (3). Принятие другими державами этого принципа теоретически закрепляло господство англосаксонских держав над Мировым океаном.

И. Дусинский призывал не делить Мировой океан на моря и заливы, которые он рассматривал как продолжение океана, как плотно прилегающие друг к другу его части. Мировой океан, по И. Дусинскому, - это цельность, единое пространство, разделение которого на участки так же искусственно, как разделение Евразии на Европу и Азию. Выход в Мировой океан – это ключ к обладанию сушей. Но И. Дусинский подчёркивал, что взгляд народа на море определяется культурно-географическими условиями, в которых обретается данный народ.

«Для других народов, небогатых территориею, стесненных отовсюду соседями, море представляет неоценимый выход, который дает им возможность из своего тесного угла вырваться наконец на вольный мировой простор… Для России море, наоборот, совершенно не имеет такого значения, ибо цель наша, наш государственный идеал лежит не за морями, не в каких-то заморских колониях, которых у нас нет и которые нам совсем не нужны. Для нас значение моря иное: оно - не средство, а цель. Наша задача - проложить себе, в смысле военно-политическом и экономическом, пути к морям, наш идеал - вполне овладеть выходами в океан» (4). Иными словами,  Западу нужна недостающая ему суша, России – недостающее ей море, и благом для народа является наличие в нём прослойки людей, способных к овладению морской гладью.

Кто такой моряк и каковы его функции в дихотомии суша/море? Моряки, как военно-экономическое особе сословие, не дают нам «увязнуть» в «сухопутном» мышлении, разбавляют наш закрытый континентализм своей готовностью встретиться с морем, быть связующим звеном между ним и сушей. Это – подвижные щупальца континентализма, заброшенные в морскую даль. Если западный мореплаватель – это «кочевник моря», ступивший на сушу, то русский мореплаватель – это сухопутный кочевник, ощупывающий прилегающие воды. Общество без моряков, как социологической единицы, обречено на погружение в мыслительную континенталистскую стагнацию, поэтому для многих государств отсутствие выхода к морю подобно, сразу, приговору и наказанию. Характерно, что на Западе и Востоке пропорции общества моряки/сухопутные люди различна. Несмотря на древние мореплавательские традиции, арабы остаются всё же «сухопутными» по своей интеллектуальной конституции (5). В России, как и в СССР, самый многочисленный вид войск – мотопехота. В США – морская пехота.

И. Дусинский настаивал, что европейское направление не может быть приоритетным для России, имеющей обширный выход на Восток (сам И. Дусинский, состоял членом Одесского общества востоковедения). Дружеские отношения с Персией активная политика на китайском и японском направлении – вот ключи к могуществу России. «Если … нашей родине удастся … стать великой морской державой, способной сознательно стремиться к преобладанию не только на европейско-азиатском материке, тогда исходной точкой активной морской политики России станет не одно из европейских внутренних морей, а наше тихоокеанское побережье и, главным образом, столь основательно забытый ныне Петропавловский порт на Камчатке», - подчёркивал И. Дусинский.

По его мнению, необходимый выход к тёплым южным морям Россия сможет получить посредством умелой дипломатии и искусных договорённостей с восточными странами, а политика России – это продвижение к тёплым морям, а не далее.

И. Дусинскому не были чужды панславистские взгляды, но его панславизм -  это не наивно-слезливое прекраснодушие и ура-патриотические лозунги о единой славянской крови. Ему хорошо было известно, что славянство – неоднородно. Его объединение возможно только на конфедеративной основе, с сохранением их национально-территориальных образований, связанных друг с другом союзническими обязательствами. Обращает на себя внимание схожесть панславянских идей И. Дусинского с ныне звучащей идеей создания Евразийского союза. Размышляя над проектом единения всех славян в союзное государство, И. Дусинский за образец брал Пруссию, которая, выступив объединителем немецких земель, объединила их со всеми графами, князьями и курфюрстами, не покусившись ни на чьи полномочия. И если раньше Германия представляла собой географическую массу, где, как метко выразился Гейне, в грязную погоду можно было на сапоге унести половину чьего-нибудь царства, то после государственных порывов Пруссии на карте мира появилась сильная, объединённая Германия.

Именно такую ли модель предполагает идея Евразийского союза, согласно которой страны-партнёры в его рамках делают общее дело на благо своих народов, сохраняя практически весь объём своих властных  государственных полномочий.

В заключение приведём ещё одну цитату И. Дусинского: «К России вполне подходят в данном случае меткие слова, которые сказал Рузвельт относительно Соединенных Штатов: «Нам не приходится спрашивать себя, будем ли мы играть крупную роль в мире или нет. Эта роль нам предоставлена судьбою, течением событий. Нам нужно играть эту роль. Мы можем только решать, будем ли играть ее хорошо или плохо». Но кто же из верных родине сыновей Святой Руси пожелает, чтобы данная ей судьбою великая доля была загублена или хотя бы только омрачена по их вине?».

В этих словах всё – и пронзительное чувство патриотизма, и готовность посвятить весь свой интеллектуальный ресурс размышлениям о благе собственной страны и её народа.

 

1. Михаил Смолин «Дусинский Иван Иванович– русский геополитик, политический публицист, панславист» (Фонд имперского возрождения, 17 августа 2007 г.)

2. И. Дусинский «Основные вопросы внешней политики России в связи с программой нашей военно-морской политики» (Одесса, 1910)

3. Там же

4. Там же

5. Т. Шумовский «Арабы и море. По страницам рукописей и книг» (М., Наука. 1964)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати