Итальянская Республика, как и другие страны Еврозоны, переживает сегодня тяжелую экономическую ситуацию. Помимо внутренних причин, настоящий кризис является и результатом международных инициатив, доказавших решительную роль международного финансового рынка в осложнении проблем. Об этом свидетельствуют, например, американский ипотечный кризис, распространивший свое влияние на банковскую систему многих стран, а также так называемые «кредитные дефолтные своп», являющиеся одним из самых тяжелых инструментов спекуляции против Греции. Если действительно хочется запустить сектор реальной экономики, то целесообразно искать выход из кризиса в тех регионах мира, где финансовые спекуляции не определяют так сильно судьбу народов. В связи с этим посещение итальянского премьер-министра Марио Монти и Генерального Директора Госкомпании ENI Паоло Скарони России 23 и 24 июля 2012 г. представляет собой проблеск надежды для итальянской экономики.
Конкретные результаты визита оказались вполне удовлетворительными. Итальянская компания «Селекс Эльсаг» и Почта России подписали соглашение о стратегическом партнерстве для реализации совместных программ, направленных на внедрение инновационных технологий в процесс работы российской почты[1]. Итальянский холдинг «Риццани де Эккер» будет инвестировать в строительство коммерческой и гостиничной инфраструктуры в Москве и на Северном Кавказе. В области энергетики итальянско-российское сотрудничество сделало еще один шаг вперед: госкомпания Eni, ставшая уже давно важным партнером Газпрома, подписала с Роснефтью соглашение о финансировании геологоразведочных работ на трех лицензионных участках российского шельфа - Федынском и Центрально-Баренцевском в Баренцевом море, а также на лицензионном участке - Западно-Черноморской площади в Черном море[2]. Впрочем, уже 26 апреля 2012 г. Паоло Скарони выразил убеждение, что Eni станет «первым партнером России в области добычи и переработки углеводородов»[3].
Тут очень важно подчеркнуть, что эти договоры не являются новинкой в рамках российско-итальянских отношений, а свидетельствуют о непрерывном сотрудничестве, которое продолжается развиваться независимо от смен правительств, произошедших на Апеннинском полуострове. С одной стороны, Италия является одним из наиболее важных потребителей энергетических ресурсов России и получает от нее необходимое снабжение. С другой же стороны, производственный опыт малых и средних предприятий Италии позволил увеличить экспорт в Россию не только в секторе потребительских товаров, но и в отрасли товаров производственного назначения. По официальным данным, за последние десять лет объем внешней торговли между Италией и Россией значительно вырос[4], что для Италии следует считать счастливым исключением: после принятия евро итальянская экономика имела значительное сокращение экспорта. Как свидетельствует недавнее издание под редакцией итальянского посольства в Москве о возможностях инвестиционных вложениий в РФ[5], российское пространство является и сегодня стабильным рынком сбыта товаров, который служит не только интересам итальянских компаних, но и самим итальянским работникам. Ведь присутствие более 500 малых и средних предприятий в России почти никогда не сопровождалось полной делокализацией производства, часто влекущей за собой увольнение итальянских работников, а наоборот способствовало сохранению находящихся в трудной ситуации национальных предприятий. Не преувеличивая, можно сказать, что Россия является одной из редких точек опоры для Итальнской Республики во время кризиса.
Какие выводы можно из этого сделать? Если действительно «отношения РФ и Италии носят стратегический характер», как заявил Монти в интервью с директором ИТАР-ТАСС Михаилом Гусманом [6], то итальянскому руководству придется постепенно, но упорно, ликвидировать разрыв между высоким уровнем экономического сотрудничества и отсутствием общего мировоззрения в геополитическом плане. Ведь невозможно разделить международную торговлю от безопасности и от геополитической стабильности. Совершенно справедливо отметили, что «Италия входит в НАТО и поэтому вынуждена прислушиваться к позиции заокеанских партнеров»[7]. Но именно тут и кроется проблема, поскольку многие решения предлагаемых «партнеров» не всегда работают в интересах Италии. Примеров много: от войны против Ливии (с которой Италия установила отношения добрососедства и сотрудничества) до недопустимого давления против проекта «Южный Поток» (где работает итальянская Госкомпания Eni), не говоря уже о попытках дестабилизировать российско-европейское соседство через расширение НАТО или размещение элементов системы противоракетной обороны.
В современном мире, где резко увеличилась взаимозависимость национальных государств внутри макрорегионов, географическая преемственность евразийского континента делает российско-европейское пространство похожим на большой дом, в котором, конечно, могут возникнуть недоразумения между жителями различных квартир, но никто из них больше никогда не попробует поджечь это общее здание, как получилось трагичным образом в годы Второй мировой войны. Сегодня разжигание напряженности могут желать, скорее всего, внешние и далекие актеры. В силу унаследованных от "холодной войны" структур, трудно Италии быстро освободиться от навязывания невыгодных условий. Но в долгосрочной перспективе только политические усилия, направленные на более объективное понимание необходимости многополярнго мира, позволяют освоить возможности развития страны и обеспечить стабильность в своем близком зарубежье. Показательно, что в интервью Монти напомнил об идее Единого экономического пространства от Атлантического до Тихого океана, что свидетельствует о возможном интересе к созданию Евразийского союза и к более тесным связям с Россией.
Российская Федерация является той страной, которая в последние годы сделала многополярность программным ориентиром своей внешней политики. Многополярный подход направляет международные отношения в сторону более справедливого миропорядка, в котором различные полюса имеют свою сферу влияния в региональном масштабе, однако выступают противовесом друг другу в глобальном масштабе. Эволюция такого типа не только возможна, но и желательна в интересах Италии и самой Европы. По сравнению с миропорядком, в котором одна единственная сверхдержава произвольно присваивает себе функцию наблюдателя за глобальным порядком, многополярный мир ставит во главу угла международный диалог и взаимные консультации.
В свою очередь Итальянская Республика, расположенная в сердце Средиземноморья, может играть все более важную геополитическую роль в будущем многополярном мире. Активное участие госкомпании Eni в проекте «Южный Поток» уже свидетельствует о роли Италии в обеспечении континентальной энергетической безопасности. Это немало, но еще недостаточно. Италия может стать кольцом «вертикального» объединения между Северной Африкой и Европой и «горизонтальной» точкой опоры в стабилизации средиземноморско-центроазиатской петли, которая представляет стратегическое значение для Российской Федерации. Для этого нужно новое направление внешней политики, отвечающее на самом деле элементарному принципу: если некоторые страны имеют комплиментарные с Италией интересы, то логично искать в них естественных союзников.
Данная статья является переработкой статьи на итальянском языке: http://www.geopolitica-rivista.org/18483/monti-e-scaroni-in-russia-guardare-verso-mosca-per-fronteggiare-la-crisi/
[3] http://archiviostorico.corriere.it/2012/aprile/26/Eni_sara_primo_partner_della_co_9_120426043.shtml
[4] R. Pelo, V. Torrembini, Sdelano v Italii. La presenza italiana in Russia: successi, problemi e prospettive. Milano 2010. C. 17-23. Interprofessional Network. L’impresa verso i mercati internazionali: Focus Russia. Milano 2008. C. 7-27.
[5] Ambasciata d’Italia a Mosca. Guida per operatori economici italiani nella Federazione Russa. Torino 2012.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs