В МИД РФ состоялась встреча Министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с представителями сирийской оппозиции, прибывшими в Москву. Делегация оппозиционного Сирийского национального совета (СНС) не убедила российскую сторону поменять свою позицию относительно политического кризиса в Сирии. Об этом журналистам сообщил глава СНС Абдельбасед Сейда. «Диалог помог лучше понять позиции друг друга, но позиция Москвы осталась неизменной», – цитирует его РИА Новости.
По окончании переговоров, длившихся почти два часа, наш обозреватель Елена Студнева побеседовала с двумя участниками переговорного процесса.
Предлагаем вам запись этих бесед.
Наджиб Гадбан - член Генерального секретариата СНС
- «Международная жизнь»: Что Вы думаете о роли России в поддержке сирийского народа?
- Наджиб Гадбан: Мы представляем принципы людей, которые хотят изменений в Сирии. Надо заметить, нам хочется более конструктивной позиции России. Наша страна находится в трансформационном периоде, и мы также надеемся, что сыграть свою позитивную роль должно также Женевское соглашение.
- «Международная жизнь»: Как Вы оцениваете возможность России приостановить поставки вооружения сирийскому правительству?
- Наджиб Гадбан: Моё мнение позитивно. Надеюсь, что Россия будет оказывать большее давление на режим в Сирии в политическом плане, в военном плане и так далее. Фактически Россия, как и другие страны международного сообщества, несёт ответственность за защиту гражданского населения.
- «Международная жизнь»: Как Вы видите роль России в мирном урегулировании конфликта в Сирии?
- Наджиб Гадбан: Диалог нужен, и мы должны продолжать вести этот диалог, так как Россия - одна из ведущих стран, член Совета Безопасности. И мы верим, что он может быть более конструктивным. Мы придаём особое значение отношениям с Россией, и, будучи мотивированы национальными интересами Сирии, хотим видеть Россию среди своих друзей. Стратегическое сотрудничество должно быть как в военной сфере, так и в экономической.
Махмуд Аль-Хамза – представитель Сирийского национального совета (СНС) в России и координатор Комитета поддержки сирийской революции из России.
- «Международная жизнь»: Как Вы оцениваете возможное решение России приостановить поставки вооружений сирийскому правительству?
- Махмуд Аль-Хамза: Конечно, мы это оцениваем положительно. Мы и раньше призывали прекратить поставлять оружие режиму, который убивает свой народ, злоупотребляет этим. Поэтому это хорошее решение. Мы надеемся, что прекратится всякая помощь этому режиму – и политическая, и экономическая, и военная. Этот режим нужно изолировать, потому что он поставил себя против интересов сирийского народа.
- «Международная жизнь»: А как Вы оцениваете политический потенциал сирийской оппозиции для поиска мирного решения конфликта без вмешательства извне?
- Махмуд Аль-Хамза: Сирийская оппозиция в принципе настроена на мирное решение конфликта. Но, к сожалению, это мирное решение наталкивается на позицию правительственного режима, который всё внимание сосредоточил на использовании силы, оружия, на силовых методах.
- «Международная жизнь»: А разве оппозиция поступает иначе?
- Махмуд Аль-Хамза: А оппозиция, я Вам честно скажу, использует оружие как реакцию на использование тяжёлой техники и оружия со стороны режима. Если сейчас танки и военное вооружение будут выведены из городов, ни одной пули в городах выпущено не будет. Сирийская армия не может стрелять в граждан.
- «Международная жизнь»: В чём Вы видите роль России в поддержке сирийского народа, это же одна из целей делегации сирийской оппозиции, с которыми она приехала в Москву?
- Махмуд Аль-Хамза: На переговорах в МИД РФ наша делегация подчёркивала, что мы очень высоко ценим дружбу с Россией, традиционную дружбу сирийцев и русских, мы бы хотели всё это сохранить. И мы обращаемся к России, чтобы она сыграла ведущую роль в урегулировании ситуации в Сирии политическим путём, чтобы она была на стороне сирийского народа, чтобы решение было справедливым, потому что нынешний режим исчерпал себя.
- «Международная жизнь»: Но ведь Россия изначально и призывала к политическому решению конфликта и выступала против вмешательства извне, тем более против применения силовых методов решения сирийской проблемы, тогда как США и некоторые европейские страны выступают за применения санкций вплоть до силового решения.
- Махмуд Аль-Хамза: Западные страны никакую помощь нам не оказывают, только на словах. Мы разочарованы в них. Россия призывает к мирному решению, но поддерживает режим. А сирийский народ выступает под лозунгом: «У нас есть только Бог, который нам помогает»! Сирийский народ опирается на собственные силы и на помощь, которая идёт от сирийцев, проживающих за границей, и может быть от граждан других арабских стран.
- «Международная жизнь»: Почему оппозиция настаивает на формировании переходного правительства без Башара Асада, ведь за ним стоит часть населения Сирии, разве это демократический подход?
- Махмуд Аль-Хамза: Пятьдесят лет угнетения и унижения народа Сирии семьёй Асада, сирийский народ ненавидит эту власть, большинство людей. Кто её защищает? Это люди, которые связаны с этой властью материальными или моральными интересами, а в целом народ хочет демократических перемен, чтобы в стране был закон, демократическая Конституция, чтобы человек в Сирии чувствовал себя равноправным среди своих граждан.
- «Международная жизнь»: А реформы Асада?
- Махмуд Аль-Хамза: Они никакого значения не имеют, они чисто формальные, на бумагах, они не доходят до реализации. Они делаются для рекламы и пропаганды, он не способен проводить настоящие реформы. Если Асад сделает настоящие реформы, то он самого себя уберёт из власти. Как коррумпированный человек он не может бороться против коррупции. Это лишь пропаганда, чтобы обмануть мировое сообщество. Например, были выборы в так называемый парламент Сирии. Это же были сфабрикованные выборы, это был спектакль. Многие до выборов знали, что они идут в парламент. Нам нужны настоящие выборы, такие как сейчас прошли в Египте, как были выборы в Тунисе.
- «Международная жизнь»: А цель, с которой вы приехали в Москву, достигнута?
- Махмуд Аль-Хамза: Думаю, что эти переговоры крайне полезны и положительны. Мы обменялись мнениями, был откровенный разговор, было взаимное понимание и договорённость продолжать консультации и переговоры. Этот канал открыт, и мы будем продолжать этот процесс.
Наш комментарий
Обозреватель журнала «Международная жизнь» Сергей Филатов
Во-первых, сирийская оппозиция опять в Москве и от переговоров не отказывается. Что есть плюс.
Во-вторых, российская сторона четко и ясно объяснила делегации Сирийского национального совета, а, фактически, руководству СНС, поскольку в этой делегации были первые лица Совета, что Россия настаивает на прямых обязательствах СНС выполнять план Кофи Аннана и решения Женевской встречи по Сирии 30 июня с.г.
В-третьих, сами сирийские оппозиционеры, как минимум из СНС, ищут в Москве «точку опоры».
В-четвертых, судя по их словам, они до сих непримиримы по поводу участия президента Сирии Башара Асада в любых структурах сирийской власти.
Показательна и реакция руководства СНС на итоги переговоров с министром иностранных дел России. На пресс-конференции сирийцы были очень конкретны. Сирийские оппозиционеры добиваются от Москвы отказа от поддержки президента Сирии Башара Асада и принятия в Совете Безопасности ООН резолюции по главе 7 Устава ООН, подразумевающей силовое вмешательство во внутренние дела страны.
Происходящее в Сирии - это «не разногласия народа и правительства, а революция», заявил российскому министру иностранных дел Сергею Лаврову глава СНС Абдельбасед Сейда. «Народ пытается выразить свое стремление покончить с режимом и перейти к демократическому развитию», - цитирует руководителя СНС РИА «Новости».[i]
«Мы постарались донести нашу позицию до России таким образом, чтобы она встала на сторону сирийского народа и осознала наши чаяния, чтобы эта позиция отразилась в Совете Безопасности ООН, поскольку от России там зависит многое, и чтобы все осознали, что время режима Асада истекло», - сказал руководитель СНС.
Кроме того, А.Сейда заявил, что оппозиционерам неясен текст итогового заявления Женевской конференции по Сирии. «Мы приветствовали конференцию в Женеве и считаем ее переворотным пунктом. Мы считали, что Россия согласилась вместе с другими крупными державами по вопросу смещения режима, но тем не менее текст заключительного заявления по итогам Женевской конференции остается неясным. Сейчас мы слышим заявления, что данный текст не указывает напрямую на необходимость смены режима».
А.Сейда также отметил, что СНС «услышала мнение России по поводу резолюции в СБ ООН, мы понимаем ее (РФ) опасения, но мы с ними не согласны».
Со своей стороны российский министр иностранных дел отметил, что Россию интересуют оценки СНС, касающиеся положения дел в этом оппозиционном движении, а также отношения СНС с другими группами внешней и внутренней сирийской оппозиции. «(Это необходимо) чтобы мы поняли, насколько велики перспективы объединения всех оппозиционных групп на платформе диалога с правительством, как это предусматривает план Кофи Аннана, одобренный в СБ ООН», - сказал С.Лавров.[ii]
В связи с этим заметим следующее.
Хотелось бы услышать от сирийской оппозиции ответы на несколько простых вопросов:
- сколько организаций оппозиционеров входят в СНС – говорят, их крайне много?
- насколько высока степень взаимопонимания и координации действий организаций, входящих в СНС – говорят, что низкая?
- кто финансирует СНС?
- каковы отношения СНС с боевыми отрядами сирийской оппозиции: братьями-мусульманами и «Сирийской сводной армией» - говорят, что отряды братьев-мусульман никому подчиняться не желают, а ССА существует только в информационном поле, но в боевых действиях не участвует, т.е. армия «на бумаге»?
- знает ли руководство СНС, что на территории Сирии войну против правительственных войск ведут отряды иностранных наемников и «Аль-Каиды»?
- знает ли СНС, какие страны финансируют эти отряды – говорят, что Катар и Саудовская Аравия?
- обладает ли СНС реальной военной силой и влиянием на эти отряды братьев-мусульман и «Аль-Каиды»?
- готовы ли руководители СНС отправиться в Сирию и принять участие в боевых действиях с оружием в руках, подтвердив таким образом, что за свои революционные цели – приход к власти и создание в Сирии процветающего демократического государства – они готовы отдать жизнь?
- считают ли в СНС, что именно цели процветающей демократии преследуют боевики, воюющие в Сирии против войск Асада, или же эти боевики хотят иного будущего для Сирии, например, исламистского государства, где никакой демократии в понимании руководства СНС не будет?
- смогут ли руководители СНС в перспективе взять под контроль этих боевиков, и какими силами?
- знает ли СНС о поставках боевикам сирийской оппозиции иностранных вооружений?
- считает ли СНС «нормальным» давление на правительство Асада со стороны стран НАТО, а начавшиеся у берегов Сирии маневры ВМС НАТО и стягивание к границам Сирии военной мощи Турции – «позитивными» моментами?
Да, ещё дюжину вопросов можно задать…
И вот только когда руководители СНС честно на них ответят, станет абсолютно понятно, где они говорят правду, а где выдают желаемое за действительное...
И всё же в Москве сделан ещё одни шаг по трудной дороге к сирийскому урегулированию.
И пусть этих шагов будет много. Главное, чтобы они были «шагами навстречу».
Башар Асад ведь заявил, что не только готов к переговорам, но готов оставить свой пост, если народ Сирии примет такое решение: «Если народ не хочет меня, то на это есть выборы. Если народ пожелает, он меня отправит в отставку».[iii]
Поэтому последний вопрос к СНС таков: вы готовы пойти на всеобщие выборы в Сирии и проиграть их, если народ за вас не проголосует?
[i] http://ria.ru/arab_sy/20120711/697119533.html
[ii] http://ria.ru/arab_sy/20120711/697119533.html
[iii] http://syrianews.ru/node/1480
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs