22 апреля 2012 г. во Франции состоится первый тур президентских выборов. Второй тур, если будет в нём необходимость, назначен на 6 мая 2012 г. На лавры действующего президента Николя Саркози претендует социалист Франсуа Олланд. Кто будет управлять Францией после выборов, покажет время, но уже сегодня можно с высокой долей вероятности предположить, что их результат не внесёт кардинальных изменений во внешнюю политику Парижа.
Франции самой географией предопределена роль лидера в Европе, и на протяжении своей богатой истории это государство довольно часто находилось в первых рядах, служа остальным европейцам политико-моральным и экономическим ориентиром. Но география наделила выгодным положением не только Францию, но и её извечных оппонентов – Германию и Великобританию.
Лондон – это влиятельный геополитический полюс на самых западных рубежах Европы. Некоторая отдалённость от материка обусловила стиль британской дипломатии, и, как следствие, сближение более с Вашингтоном, чем с Парижем или Берлином. Великобритания старается влиять на европейскую политику, сохраняя при этом изрядную долю удалённости от Евросоюза, дабы не лишиться политической самостоятельности, к которой британцы привыкли за многовековую историю англосаксонского господства.
Берлин гораздо охотнее Лондона ангажируется в общеевропейские дела, но из-за перманентных антироссийских кампаний, захлёстывающих Европу, немцы, следуя геополитической логике, стремятся к ровным отношениям с Москвой. Это, в свою очередь, заставляет их критично относиться к политике стран-новичков ЕС, старающихся заработать себе политический капитал на антикремлёвских выходках.
Таким образом, евро-атлантистское сообщество смотрит на Францию как на ключевую державу, способную выступить альтернативой «излишне пророссийской» Германии. Оппозиционность по линии Париж – Берлин выразилась со всей чёткостью несколько лет назад, когда Франция выступила инициатором создания Средиземноморского союза - международной организации, объединяющей страны Средиземноморья и ЕС. Германия, не будучи средиземноморской державой, всерьёз опасалась выхода Парижа на лидирующие позиции в Европе как посредника между североафриканскими государствами и ЕС. Газовые месторождения Северной Африки, транспортная инфраструктура из Африки в Европу через Средиземноморский регион, проекты технологического развития североафриканских государств, торговля, безопасность и экономика этого региона – ко всему этому Париж получил бы неограниченный доступ, что автоматически отодвигало Берлин на вторые позиции. И лишь благодаря усилиям немецкой дипломатии и гибкой политике Парижа это напряжение удалось снять приглашением к Германии присоединиться к Средиземноморскому союзу с сохранением за собой широких прав. У Парижа есть свои амбиции, и поступаться ими Парижу нет смысла. Поэтому европейская политика Франции – это стремление играть ведущую роль в Европе, не позволяя ни Брюсселю, ни Берлину ограничивать возможности французской политики. Иными словами, Париж работает на укрепление общеевропейской политики ровно до того момента, пока эта политика не угрожает превратиться в конкурирующую для Парижа силу (1).
Этой магистральной линии и будет придерживаться будущий президент. Очевидно, что Франсуа Олланд, в случае своего избрания на пост главы государства, постарается умерить бодрую поступь французской внешней политики там, где она вышла за свои традиционные пределы. Это, прежде всего, отношения с Североатлантическим альянсом, участие французских военнослужащих в операциях в Афганистане, отношения Брюсселя и Анкары. Напомню, что Николя Саркози проводит ярко выраженную атлантистскую политику, призывая к тесному сотрудничеству с НАТО, оппонируя желаниям Турции быть ближе к Европе и поддерживая Израиль. Франсуа Олланд, напротив, выступает за более взвешенный подход к палестинской проблеме и взаимоотношениям с Анкарой, а французских солдат из Афганистана призывает вывести раньше намеченного срока.
Ещё одна проблема – снижающийся авторитет Парижа на мировой арене. Первые признаки этого процесса стали заметны более десяти лет назад, когда Франция существенно сократила финансовую поддержку проектов, направленных на поддержку позиций французского языка в мире. В мире, движущемся к многополярности, Парижу нелегко сохранять своё лидирующее положение при убывающих политико-экономических и культурно-идеологических ресурсах. Мощь Франции строилась на высокоэффективной дипломатии и приоритетных отношениях с франкоязычными странами – от Канады до Конго. Если в XX в. наиболее динамичные процессы мировой политики происходили в треугольнике Европа – Северная Америка – Африка, то сегодня вырисовываются контуры нового треугольника – Северная Америка - Азия – Россия. Объединённая Европа ещё сохраняет изрядную долю политического авторитета, но процесс «соскальзывания» международного внимания с Европы на другие части света налицо. В таких обстоятельствах Парижу необходимо найти правильный путь к сохранению своего лидерства. Это возможно только при условии, что Франция станет ближе к Брюсселю, приступая к решению многих вопросов с опорой на общеевропейские механизмы. Париж, таким образом, может служить полюсом притяжения для восточноевропейских членов ЕС. Если при этом Франция сохранит привилегированные отношения с Вашингтоном, страны-новички Евросоюза повлекутся к ней ещё ближе.
Что будет делать в таких условиях Германия? Берлин согласится на активизацию французов в политических делах, оставив себе непререкаемое лидерство в европейской экономике. Уже этим немцам удастся разговаривать с французами на равных. Реальность такова, что ни одно государство Европы сейчас не в состоянии проводить бесповоротно единоличную политику. Времена, когда вся Европа, а вместе с ней и полмира управлялись из одной европейской столицы, будь то Лондон, Париж или Берлин, прошли.
1. Stefan Lehne «What’s Next for French and EU Foreign Policy?» (Carnegie Endowment for International Peace, 5 Apr 2012)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs