Мы провели очень полезный обмен мнениями по актуальным международным и региональным вопросам. Рассмотрели ход реализации решений, принятых нами на предыдущей министерской встрече в 2010 г. в Ухане (КНР). Договорились о наших приоритетах по дальнейшей работе. Итоги обсуждения отражены в подробном Совместном коммюнике - привлекаю внимание к этому документу, который мы сегодня выпускаем.
Особый акцент сделали на региональной повестке дня, включая ситуацию в Афганистане, Иране, на Ближнем Востоке, в том числе в Сирии и вокруг нее, на Корейском полуострове.
Одной из приоритетных тем считаем задачу формирования архитектуры безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Наши страны едины в том, что такая архитектура должна быть открытой, учитывающей законные интересы каждого расположенного там государства и базироваться на общепринятых нормах и принципах международного права, признании неделимости безопасности, взаимном уважении и доверии. По общему мнению, здесь есть широкое поле для совместной работы в различных форматах, включая Восточно-Азиатские саммиты, механизмы сотрудничества АСЕАН со своими партнерами и др.
Мы едины в необходимости наращивать эффективность коллективных усилий в противодействии терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков. Эти угрозы во многом исходят с территории Афганистана. Нам небезразлична судьба этого государства, его народа, поскольку Афганистан – наш общий сосед. От того, как там будут развиваться события, как пойдет процесс нормализации обстановки, как будет выглядеть социально-экономическая ситуация, зависит безопасность и стабильность не только ИРА, но и региона в целом. Мы готовы к дальнейшей совместной работе по Афганистану в рамках различных многосторонних структур. При этом считаем, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - наиболее оптимальный формат регионального взаимодействия по афганским делам. Тем более, что Афганистан является специально приглашенным государством в ШОС и уже обратился с просьбой о предоставлении ему статуса наблюдателя. Мы это поддерживаем.
Не обошли мы сегодня вниманием и иранский сюжет. Серьезно обеспокоены ситуацией вокруг Ирана, являющегося нашим давним партнером, участником ряда региональных объединений, в том числе наблюдателем в ШОС. Позиции России, Индии и Китая по иранской ядерной программе совпадают. Выступаем за исключительно мирное решение этой проблемы на основе имеющихся решений МАГАТЭ и Совета Безопасности ООН. Эти позиции отражены в итоговом коммюнике.
Обсудили и ядерную проблему Корейского полуострова, в т.ч. неудачный запуск ракеты-носителя. Убеждены, что на имеющиеся вызовы необходимо реагировать только политико-дипломатическими средствами. Призываем все заинтересованные стороны к максимальной ответственности, выдержке и продолжению усилий по возобновлению шестисторонних переговоров. Это - безальтернативный формат обеспечения урегулирования ситуации вокруг Корейского полуострова.
Надеемся также, что между двумя корейскими государствами возобновится диалог, отношения будут нормализованы. Это поможет снизить напряженность на Корейском полуострове и в целом в Северо-Восточной Азии.
Наша встреча подтвердила приверженность трех стран – России, Индии и Китая - развитию и углублению диалога не только по вопросам мировой и региональной политики, но и по практическим направлениям сотрудничества. За минувший год наши эксперты по вопросам чрезвычайного реагирования регулярно встречались и согласовывали полезные совместные проекты. Приведу в этой связи пример, касающийся космического мониторинга наводнений и засух. Деловые круги трех стран нарабатывают формы сотрудничества. Прошлой осенью, к примеру, в Ростове-на-Дону прошла встреча трех торгово-промышленных палат.
Отмечу также и взаимный интерес по линии научных кругов. В ноябре 2011 г. в Пекине состоялась уже одиннадцатая конференция политологов и дипломатов Индии, Китая и России.
Я удовлетворен сегодняшней встречей, благодарю моих коллег за сотрудничество и предоставляю слово Министру иностранных дел Индии С.М.Кришне.
Вопрос (адресован С.В.Лаврову): Сергей Викторович, в совместном заявлении министров иностранных дел «Группы восьми» содержится призыв к Совбезу ООН дать соответствующий ответ на запуск северокорейского спутника. Может ли он речь идти о санкционных мерах? Поддержит ли его в этом случае российская сторона?
С.В.Лавров: Мы сожалеем о том, что Пхеньян произвел запуск ракеты вопреки настоятельному призыву международного сообщества не делать этого, включая призывы дружественных КНДР государств. По крайней мере, Китай и Россия адресовали такие призывы. К счастью, на этот раз неудача космического эксперимента не обернулась ущербом для других стран.
Позиция российской стороны проста - у Корейской Народно-Демократической Республики есть право на использование космического пространства в мирных целях. Однако на данном этапе это право ограничено соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН. Как только созреют условия для снятия санкций (о необходимости создания которых хорошо известно Пхеньяну), никаких ограничений на реализацию права на мирное освоение космоса и атомной энергетики у КНДР не будет.
Считаем, что нарушение резолюции Совета Безопасности требует рассмотрения ситуации в СБ ООН. Но реакция Совбеза должна быть взвешенной. Мы не верим в новые санкции, которые ничего не дадут с точки зрения урегулирования ситуации. Полагаем, что СБ ООН должен ответственно подойти к своим обязанностям и принять решения, в которых будет дана принципиальная оценка случившегося и с одновременным ориентиром на достижение главной цели – возобновление шестисторонних переговоров.
Мы призываем наших северокорейских соседей избегать действий, подпитывающих эскалацию напряженности на Корейском полуострове. Одновременно ожидаем максимальной сдержанности и ответственности всех расположенных в регионе государств. Готовы и дальше совместно с партнерами по шестисторонним переговорам продолжать усилия по нормализации обстановки. Сегодня в ходе нашей встречи этот вопрос обсуждался. Констатируем совпадающие подходы трех стран по данной теме.
Вопрос (адресован российскому и индийскому министрам): Когда может начаться процесс приема новых членов в ШОС? Есть ли сдерживающие факторы?
С.В.Лавров (добавляет к ответу С.М.Кришны): Россия поддерживает членство в ШОС Индии и Пакистана, который тоже обратился с соответствующей просьбой. В ходе сегодняшней трехсторонней встречи мы говорили, что в ШОС действует принцип открытости и приняты специальные положения о наблюдателях. Сейчас эти положения переводятся на язык конкретных формулировок о правовых, организационных и финансовых аспектах присоединения государств к членству в Шанхайской организации сотрудничества. Рассчитываем, что эта работа не займет много времени.
В принципе в нынешнем качестве наблюдателя Индия уже участвует в целом ряде областей деятельности ШОС, в частности, в создаваемом энергетическом клубе. Россия приветствовала бы подключение Индии и к работе Региональной антитеррористической структуры Организации, проектам в сфере транспорта, новых технологий, сельского хозяйства, науки и образования. Этому ничего не препятствует. Но, повторю, последние штрихи, которые определят правовые, организационные и финансовые аспекты участия новых членов, надеемся, будут в скором времени завершены, и мы сможем принимать решение по существу просьб Индии и Пакистана.
Спасибо за внимание.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs