Выступление С.В.Лаврова по итогам переговоров с Министром иностранных дел и по делам эмигрантов Ливана А.Мансуром, Москва, 20 марта 2012 года

15:10 21.03.2012

С.В.Лавров: Достаточно подробно рассмотрели состояние российско-ливанских отношений, включая политический диалог, которым мы весьма удовлетворены, а также взаимодействие в других сферах. Довольны экономической составляющей двусторонних отношений. Решения, принятые на заседании Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в ноябре 2011г. в Москве, выполняются и будут способствовать дальнейшему росту товарооборота, который в прошлом году практически удвоился, приблизившись к 500 млн. долларов.

Видим хорошие перспективы в реализации совместных проектов в энергетике, включая углеводороды, в водохозяйственной, транспортной, агропромышленной, туристической сферах. У нас очень хорошее гуманитарное сотрудничество, чему в небывалой степени способствуют тысячи ливанцев, которые являются выпускниками советских и российских вузов. Весьма значимым событием стал прошлогодний визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ливан. В наших ближайших планах организовать дни российской культуры в Ливане.

Мы солидарны с устремлением руководства Ливана к обеспечению суверенитета, территориальной целостности, независимости своего государства на основе Конституции страны и национального диалога с участием и с учетом интересов всех ливанских сил и групп. Уделили особое внимание положению на юге Ливана, и в этой связи с обеих сторон подчеркнули необходимость безусловного выполнения резолюции Совета Безопасности ООН 1701. Считаем недопустимыми нарушения этой резолюции в том, что касается уважения суверенитета Ливана в его воздушном пространстве. Оно, к сожалению, подвергается регулярному нарушению со стороны израильских военно-воздушных сил. Мы в очередной раз констатировали совпадение наших подходов в том, что касается урегулирования таких проблем, как иранская ядерная программа, ближневосточное урегулирование, прежде всего в контексте выполнения решения о создании Палестинского государства, а также ситуации в Сирии, являющейся ближайшим соседом Ливана.

Россия и Ливан выступают за урегулирование сирийского кризиса на основе тех пяти принципов, которые были одобрены 10 марта на заседании министров иностранных дел России и Лиги арабских государств. В этом же русле идет наша поддержка миссии, которая была поручена бывшему Генеральному секретарю ООН К.Аннану в качестве спецпосланника ООН/ЛАГ по Сирии. Мы особо отметили необходимость не допустить того, чтобы события так называемой «арабской весны» использовались как предлог для предания забвению палестинской проблемы. Заинтересованы в том, чтобы на предстоящем в апреле в Вашингтоне заседании «квартета» на уровне министров были найдены решения, которые позволят запустить переговорный процесс между палестинцами и израильтянами на основе имеющихся решений Совета Безопасности ООН и других компонентов международно-правовой базы.

Я признателен господину А.Мансуру за приглашение посетить Ливан, обязательно им воспользуюсь.

Вопрос (адресован А.Мансуру): Не секрет, что через ливано-сирийскую границу идет контрабанда оружия, осуществляется переброска боевиков. Обсуждался ли сегодня этот вопрос? Как Россия могла бы помочь Ливану в вопросе укрепления границ?

С.В.Лавров (в дополнение к ответу А.Мансура): Я могу только добавить, что мой ливанский коллега изложил реальную ситуацию. Всем известно, хотя не все об этом говорят, что и оружие, и боевики, независимо от позиций, которые занимают правительства соответствующих стран, проникают в Сирию с территории Ливана, Иордании, Ирака, Ливии. Наша общая задача – способствовать принятию мер, которые не допускали бы этого процесса, потому что он реально усугубляет ситуацию в САР и подпитывает вооруженный конфликт. Поэтому в качестве незамедлительного шага необходимо, наряду с допуском гуманитарных организаций в Сирию, принять четкие меры по прекращению насилия, откуда бы оно ни исходило. Именно одновременно, а не в какой-то последовательности, когда от правительства требуют вывести из городов все военные подразделения, а от оппозиции этого не ожидают. Полагаю, что именно на этом сейчас надо сконцентрироваться.

Вопрос: Готова ли Россия поддержать предложенный Францией проект заявления Совбеза ООН о поддержке миссии К.Аннана в Сирии, а также оказать давление на официальный Дамаск, чтобы прекратить насилие? Известны ли даты визита К.Аннана в Москву? Об этом на днях было заявлено пресс-секретарем Госдепартамента США.

С.В.Лавров: Буквально в день, когда было объявлено о назначении К.Аннана спецпосланником ООН/ЛАГ по Сирии, российская сторона сделала заявление в поддержку как этого шага, так и его миссии. На следующий день состоялся мой телефонный разговор с К.Аннаном, в ходе которого я четко подтвердил нашу поддержку.

Мы готовы поддержать миссию К.Аннана, а также те предложения, которые он передал сирийкой стороне и некоторым группам оппозиции, в том числе и в Совете Безопасности ООН, причем даже не в виде заявления председателя, а в виде резолюции. Разумеется, для того, чтобы это можно было сделать, необходимо, чтобы эти предложения были преданы гласности. И, конечно, важно учитывать, что мы сейчас находимся в процессе, когда миссия К.Аннана только что началась. Он побывал в Дамаске, передал свои предложения правительству и некоторым оппозиционным группам. Сейчас в Сирии находится группа экспертов из его команды, которые работают по тексту соответствующих предложений. К.Аннан сам объявил о том, что он еще раз собирается съездить в Дамаск.

Таким образом, для соответствующей реакции Совета Безопасности ООН либо в виде заявления, либо в виде резолюции необходимо, как минимум, два условия. Во-первых, чтобы предложения К.Аннана были опубликованы. Во-вторых, чтобы Совет Безопасности одобрил их не в качестве ультиматума, а учитывал продолжающуюся работу и принял бы их в качестве основы для продолжения усилий К.Аннана с целью достижения согласия между всеми сирийцами - и правительством, и оппозиционными группами - по всем насущным вопросам. Речь идет и о гуманитарном доступе, и о прекращении насилия со всех сторон, и о начале политического диалога, и о доступе средств массовой информации и др. Конечно же, поддержка Совета Безопасности важна сама по себе. Но также принципиально необходимо, чтобы эта поддержка проявлялась не только на бумаге, в решениях Совета Безопасности, но и в практических действиях всех тех, кто влияет на ситуацию в Сирии. К сожалению, мы уже не раз наблюдали, как только забрезжит просвет, наметится перспектива движения к урегулированию, так возникают искусственные и непонятные препятствия.

Аналогичная история была с резким решением прекратить полномочия миссии наблюдателей Лиги арабских государств в Сирии. Это случилось в тот момент, когда она только-только начинала свою работу и с ней стали сотрудничать сирийские власти. И сейчас, к сожалению, когда миссия К.Аннана, которую все приветствовали, по крайней мере, на словах, начинает втягиваться в очень сложный, требующий максимального сосредоточения и поддержки на деле процесс, мы видим череду событий, которые явно не способствуют ее успеху.

Я уже не говорю о терактах, которые на днях произошли и в Дамаске, и в Алеппо, и в других городах Сирии. Это явно провокации, направленные на подрыв усилий К.Аннана. Не помогают миссии такие решения, принятые буквально в последние дни, как отзыв из Дамаска всех послов арабских стран Персидского залива, новые санкции по линии Евросоюза или вчерашние и сегодняшние «сказки» про заход каких-то российских боевых кораблей в сирийские порты.

Что касается второй части вопроса, я не знаю, почему официальный представитель Госдепартамента стал заниматься графиком международных контактов российского руководства. Информация о том, что К.Аннан получил приглашение посетить Россию, содержалась в сообщении для СМИ по итогам моего разговора с К.Аннаном, состоявшегося на следующий день после его назначения. Мы сейчас согласовываем удобные для обеих сторон сроки такой поездки.

Вопрос: В СМИ разных стран, в частности стран Персидского залива, отмечается, что существуют изменения в позиции России по отношению к ситуации в Сирии. Однако Вы заявили, что на самом деле изменилась позиция западных стран по этому вопросу. В чем заключаются эти изменения? Изменилась ли позиция России?

С.В.Лавров: Я просто приглашаю Вас сравнить российские заявления, которые мы делали с самого начала сирийского кризиса с тем, что мы говорим сейчас. Включая то, что мы согласовали в виде пяти принципов во время моего визита в Штаб-квартиру Лиги арабских государств. Думаю, ознакомившись с последовательностью наших заявлений, вы поймете, что ни о какой ревизии российской позиции речи идти не может.

Что касается позиции западных стран и целого ряда арабских государств, то я хотел бы сказать следующее. В принципе, когда мы разговариваем с большинством из них доверительно, без прессы, и когда они разговаривают в своем кругу (я тоже это знаю), то показывают очень хорошее владение фактами и информацией. Эти факты и информация должны подводить к тем же оценкам, к которым приходим мы. Но до недавнего времени большинство публичных заявлений западных и ряда арабских государств делались в отрыве от реального понимания ими ситуации в Сирии и вокруг нее. Сейчас мы ощущаем больше реализма в позициях наших западных и ближневосточных партнеров. Позиция этих стран начинает приближаться к их собственным оценкам того, что происходит в Сирии. Мы приветствуем этот процесс. Необходимо, чтобы он продолжался и укреплялся, поскольку это важно с точки зрения принятия международным сообществом нужных решений. Если им в этих целях удобно говорить о том, что Россия меняет свою позицию, – пожалуйста, лишь бы это делу помогало.

Мне кажется, что наши ответственные партнеры все больше ощущают необходимость учитывать всю сложность ситуации, особенно в ее региональном измерении, учитывать интересы таких государств, как Ливан, о чем сейчас подробно говорил мой коллега. Считаю, что они также понимают возрастающую опасность противоречий между шиитами и суннитами. Со своей стороны считаем недопустимым разыгрывать извне карту противоречий меду шиитами и суннитами в целях достижения внешними игроками своих политических целей в регионе, которые совсем не совпадают с интересами проживающих здесь народов.

Вопрос: Вчера на лентах информационных агентств появилось сообщение о том, что в сирийском порту Тартус находились российские антитеррористические войска. Вечером Министерство обороны России не опровергло информацию о нахождении корабля, но отрицало, что на его борту есть какие-то войска. Эти два противоречивых заявления не проясняют ситуацию. Как Вы можете это прокомментировать?

С.В.Лавров: Я уже сказал, что сообщения о том, что будто бы в сирийском порту Тартус есть российские боевые корабли, – чистой воды сказки, и это я подтверждаю. Я не знаю, какие противоречия Вы нашли в комментариях представителей ВМФ и Минобороны России. Министерство обороны официально сообщило, что в Тартусе находится российский танкер, обеспечивающий заправку топливом кораблей Черноморского и Северного флотов Российской Федерации, которые работают в Аденском заливе в рамках антипиратских мероприятий. В них также участвуют корабли стран Евросоюза и НАТО.

На его борту, как и на борту любых гражданских вспомогательных судов антипиратской операции, находятся подразделения охраны на случай, если танкер или любое другое невоенное судно, находящееся в Аденском заливе, будет атаковано пиратами. Тогда охранники помогут не допустить захвата судна. Вот собственно и все. Именно это написано в сообщении, опубликованном на сайте Министерства обороны России. Надеюсь, что в данном случае телеканал «Аль-Арабия», который Вы представляете, объективно проинформирует свою аудиторию.

Средства массовой информации в современных условиях – это мощнейшее оружие, которым нужно пользоваться предельно ответственно и честно. В этой связи, конечно, не могу не обратить ваше внимание на недавнее интервью с корреспондентами телеканала «Аль-Джазира», которые в знак протеста против искаженного освещения ситуации в Сирии ушли с этого канала и сообщили об этом публично. Конечно, политики, в свою очередь, должны уважать средства массовой информации, их право на изложение своего видения фактов. Недопустимо, когда в период начала войны в Ираке руководство Соединенных Штатов выступало с угрозами в отношении той же «Аль-Джазиры» разбомбить ее штаб-квартиру в Катаре. Так что мы двумя руками за свободу средств массовой информации и за то, чтобы СМИ говорили правду.


mid.ru

Версия для печати