1 января 2012 года в Венгрии вступила в силу новая конституция, предусматривающая запрет на аборты, прямо упоминает Бога и христианство, как краеугольные камни венгерской государственности, также ограничивает размер внешнего долга страны в 50% ВВП и т.д. В связи с этим в западной прессе появилась масса материалов о том, что развитие событий в Венгрии угрожает демократии, поскольку правительство ужесточает контроль правительства над средствами массовой информации и судопроизводством, несмотря на критику со стороны Европейского Союза и Соединенных Штатов, а также ограничивает полномочия банковских структур. Бывший американский посол в этой стране Марк Палмер заявил, что Будапешт своими действиями добровольно обрекает себя на зависимость от Москвы (1). Между тем, Еврокомиссия требует от венгерских властей обеспечить независимость венгерского Центрального банка, намекнув, что это не пройдёт бесследно для администрации Виктора Орбана, лидера партии национал-консервативной партии «Фидес».
Действиями официального Будапешта обеспокоены не только за океаном. Ключевой экономический партнёр Венгрии – Германия – тоже высказывает опасения, что немецким экономическим интересам в этой стране может быть причинён значительный ущерб. О вовлечённости Германии в венгерскую экономику говорят факты. Так, в Будапеште 20 лет назад был учреждён Германский деловой клуб, с успехом действующий до сих пор. В Венгрии работают более 8 000 немецких фирм, и благодаря немецкому капиталу были открыты 300 000 рабочих мест. Для венгров Германия – крупнейший инвестор и важнейший торговый партнёр. Четвёртая часть всех инвестиционных потоков идёт в Венгрию из Германии. Позитивно развивается сотрудничество Берлина и Будапешта в энергетике, телекоммуникационной отрасли, и, особенно, в автомобильной промышленности. Такие автомобильные гиганты, как «Ауди» и «Опель», чувствуют себя комфортно на венгерском рынке уже не первый десяток лет. Концерн «Даймлер» также планирует обеспечить венгров 2 500 рабочих мест.
На встрече с немецкими инвесторами в Германской деловом клубе он заверил, что сохранение здорового инвестиционного климата в стране – первейшая задача венгерского правительства, наряду с проведением реструктуризации отечественной экономики и сохранением политической стабильности (2). Несомненно, бить горшки с Берлином венграм не выгодно. Напротив, Будапешт предпочитает ориентироваться на Германию не только как на ведущую экономическую державу Центральной Европы, но и как на международного игрока, способного повести за собой весь регион. Венгры хотят играть среди ведомых не последнюю роль.
В пылу перепалок Будапешта со своими западными союзниками незамеченным прошло событие, несколько омрачившее диалог Венгрии с соседом восточным - Украиной. В декабре 2011 г. ничем закончилось заседание Смешанной венгерско-украинской межправительственной комиссии по вопросам обеспечения прав национальных меньшинств. Украинская сторона была не согласна с двумя пунктами протокола, предложенного венгерскими соседями к подписанию. Первый — о создании в Закарпатье Притисянского административного района с компактным проживанием венгров. Второй — обеспечение Украиной условий для прохождения в Верховную Раду представителя венгерского меньшинства (3).
На Украине проживает более 150 000 венгров, из них подавляющее большинство – в Закарпатье. Уже не один год закарпатские венгры добиваются пересмотра административных границ Закарпатья, чтобы создать из нескольких районов один, с плотной концентрацией венгерского населения (до 120 000). Киев это настораживает, поскольку имеется нездоровый опыт: население Береговского района на 76% состоит из венгров, и, как следствие, Береговский райсовет принял решение об обязательном исполнении венгерского гимна на официальных мероприятиях. Неурядицы в украино-венгерских отношениях многие связывают с внешнеполитической деятельностью премьера Виктора Орбана, объявившего поддержку зарубежных венгров приоритетом своей политики. В принятой по инициативе партии «Фидес» новой конституции вводится отказ от наименования страны Венгерской республикой, заменяя его просто «Венгрией». Это позволяет вернуться к историческому восприятию венграми их государственности, т.е. не загонять её в рамки существующих границ, а мечтать о возрождении Великой Венгрии. Жертвами такой политики могут пасть страны с традиционно высокой долей венгерского населения – Румыния, Словаки, Украина.
Именно при Викторе Орбане в январе 2012 г. с небывалой помпой была отмечена 69-я годовщина гибели в 1943 г. 2-й венгерской армии под Сталинградом. Траурные мероприятия прошли в Будапеште, а глава венгерского министерства обороны открыл трёхдневную акцию «ХII памятный тур в честь героев Дона». Памятные акции в честь союзников Гитлера прошли не только в Будапеште, но и в провинции, с привлечением солдат венгерской армии, членов патриотических военно-спортивных клубов. На поминальной мессе в соборе св. Матфея в Будапеште присутствовали председатель венгерского парламента и супруга президента Венгрии, а также товарищи по несчастью в лице румынских и итальянских гостей, облачённых в форму союзных вермахту армий (4). Видимо, объектом приложения усердных патриотических эмоций венгров правящая консервативная партия избрала Россию.
1. Hungary Risks Exclusion From EU, Ex-US Ambassador Says-Report (The Wall Street Journal 02/01/2012)
2. PM promises a return to predictability (The Budapest Times 27 February 2012)
3. Владимир Мартин «Украинско-венгерская бескомпромиссность» («Зеркало недели. Украина» №2, 20 января 2012)
4. Павел Альтендорф «Они сходили на Восток» («Народный политолог», 23 февраля 2012)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs