ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Ехал на ярмарку русский купец…

12:53 23.01.2012 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

О значении международных выставок и торжищ в старину и сегодня автор беседует с известным экспертом по аграрным вопросам, журналистом и писателем Виктором Иосифовичем Степаненко.

 

- Народная поговорка гласит: «Где двое, там рынок, трое – базар, а семеро – ярмарка»… И еще: «Один гусь – торг, два гуся – ярмарка». Виктор Иосифович,  вы уже давно занимаетесь историей различных торгов. Как, когда возникли первые торжища-ярмарки, а главное – почему?

- Начнем, как говаривал великий сказочник Ганс Христиан Андерсен, и, дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. А начнем с «одного гуся» или с того места, где сошлись «семеро»? Нет, лучше с «трех». Впрочем, это не столь существенно: с «двух» или «трех». Известный собиратель и хранитель русского языка Владимир Иванович Даль, к примеру, не видел большой разницы между «базаром», «торгом», «торжищем» и «рынком», трактуя все эти слова как  «место сходки продавцов и покупателей для купли и продажи особенно жизненных припасов».

Словом, базар, он и есть базар – многолик, суетлив, шумен и криклив. И суть его (от натурального «купи-продай» и до образного «что вы кричите, будто на базаре») проста, как таблица умножения: «базар» или «торг», или «рынок» знает меру – вес за счет».

Еще один известный российский бытописатель Сергей Васильевич Максимов считал, что торг на свежем воздухе, на открытом месте  когда-то стали называть по-татарски «базар». И это слово, впоследствии крепко сдобренное торговым опытом, рыночными впечатлениями Афанасия Никитина «со товарищи», ходивших и за три моря, и в Персию, и в Китай, и в Золотую Орду, россияне усвоили значительно раньше, чем немецкое «Jahrmarkt».

- Не слишком ли издалека вы начали ответ на мои вопросы?

 - Не думаю. Но постараюсь рассуждать емче. Недавно, вновь перелистывая страницы-годы энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, весьма популярного и научно выверенного издания,  нашел точку отсчета для нашей краткой исторической ярмарочной беседы. Оказывается, ярмарки стали известны в Европе под своим настоящим названием «Jahrmarkt»  с X века как «места периодических съездов торговцев и привоза товаров».

И первопричиной таких «съездов» были неудобства путей сообщения между торговыми центрами и отсутствие безопасности для торгующих при передвижении товаров. Эти неудобства заставляли везти товары в те места, которые наиболее охранялись и наименее были обременены местными пошлинами и поборами.

Первые европейские ярмарки, которые я бы назвал наиболее значимыми, это – Medina del Campo в Испании, Синигалийская в Италии, в Австрии – в Вене и других городах, во Франции – Бокерская, Лионская, Реймская и Сен-Жерменская в Париже, в Великобритании – в Бристоле и Экзетере, в Германии - в Брауншвейге, Бреславле, Кенигсберге, Франкфурте-на-Майне и Лейпциге… Такие ярмарки обычно были связаны между собой, следовали одна за другой по времени и по географическому положению.

Ярмарки были не только местами оптового торга, но и путями для перемещения всей массы товаров «для их правильного распределения».  Подобное значение европейские ярмарки начинают приобретать уже в XI и XII веках, прежде всего во Франции (Шампаньские ярмарки), развившей свою торговлю раньше других европейских государств. Со второй половины средних веков и до конца XVIII столетия весь товарообмен запада Еврозоны с ее востоком совершался при посредстве ярмарок, утверждают историки. 

- А в России когда начались ярмарки?      

- На Руси подобные торги возникли в X – XI веках и в современном виде они продолжаются по сей день. Любопытно в этой связи свидетельство немецкого дипломата Зигмунда фон Герберштейна (1486-1566), автора документальных «Записок о московских делах», в которых он подытожил свои поездки в Россию в 1517 и 1526 годах и впервые упомянул о ярмарке на реке Мологе при городке Холопьем. Немец характеризовал увиденное торжище как «торг-сход в урочный день и час купцов или подрядчиков и поставщиков, торгующихся на заявленный предмет, понижая друг перед другом цену», и торг этот дипломат назвал привычным для себя словом «ярмарка».

Так вот, с XI века и далее множились, обрастая собственными традициями, обычаями и ритуалами всевозможные рынки, торги, базары, год от года пополняя ряды доморощенных купцов, барышников, торгашей, скупщиков, перекупщиков, переторговщиков, базарников, маклаков, разносчиков, офеней, прасолов, кантюжников и т.д. Боже мой! Какие колоритные фигуры были на торгах. Какая специализация! Сбитенщики, калачники, башмачники, книжники, колбасники, огуречники, яблдочники… А какой точный язык! «Худ торжок, да не худ горшок!», «На торгу два дурака: один дешево дает, другой дорого просит», «Сердилась баба на торг, а торг про то и не ведает»…

Ярмарки всячески поощрялись и поддерживались властями. «Зело великие сходбища, о которых думать всегда надлежит!», - утверждал великий реформатор царь Петр Первый. Российские торги называли «пульсом народного организма», явлением уникальным, поражающим воображение. «Приближение к ярмарке давало о себе знать издали огромным столбом пыли, стоявшем над ней от непрерывного движения, масса народа, лошадей и обозов»,- отмечал французский путешественник Реман в 1804 году и делал любопытный вывод: «Ярмарки Франкфуртская и Лейпцигская едва заслуживают названия ничего не значащих сборищ в сравнении с тою, которая бывает в сем скудном месте». А ведь Лейпцигская ярмарка к тому времени имела торговый стаж – 634 года!

Статистика российских ярмарок по данным тогдашнего министерства финансов империи (в 1895 г.) впечатляет. На этот период в стране было зафиксировано 18 452 ярмарки!

- Известно, Виктор Иосифович, что в публикациях того времени ярмарки называли не иначе, как мешком России, а Нижегородскую, ранее Макарьевскую, а вместе с ней и сам Нижний Новгород тогда же стали величать «Карманом России». Побывать на ней, как мне кажется, значит увидеть и узнать нашу страну XVIII и XIX веков. Напомню, что Нижегородскую ярмарку перестроили по проекту великого испанского инженера Августина де Бетанкура. Многое с тех пор сохранилось до наших дней. Но многое и изменилось…

- Безусловно. О Нижегородской ярмарке можно рассказывать бесконечно, она – эпохальное явление в российской жизни. К сожалению, еще на пороге XX века в стране, как писали специалисты, «затих тысячеголосый гомон ярмарок, прекратилось движение всего на всю Россию в общем стремлении к торговле». И самобытные традиции обесцветились, словно старый занавес на сцене народного театра. Искусство торговать на рынке, базаре, ярмарке – с шуткой, прибауткой, вкусно, зазывно! – ушло от нас с тех пор, как в России сменился общественно-политический строй. В советское время роль ярмарок взяло на себя государство. Все торговалось по плану или по указанию сверху. Лишь в начале 1990-х с организации в Петербурге Всемирной Ярмарки «Российский фермер» началось постепенное возрождение ярмарочного движения в новой России. Новое звучание приобрели также международные выставки и прочие торжища. Модернизация, впрочем, коснулась всей ярмарочной системы в мире.   

Надо ли доказывать, что и сегодня нам очень нужна такая вот активная, деятельная память о былой славе крупнейших – степных и приволжских – ярмарок, по названию российских, а по сути своей всемирных.

И превосходство торгового человека дореволюционной России перед нынешним в том и состоит, что тот завсегдатай «торговых съездов и сходок» в отличие от этого никогда не изменял первому купеческому правилу: «отнюдь не должно упускать покупателя, если навернулся он». 

- Перед началом нашей беседы я упомянул о крупнейшей в Европе Берлинской сельскохозяйственной ярмарке «Зеленая неделя». Что вы могли бы добавить об этом грандиозном празднике профессионалов-аграриев и его посетителей-горожан? 

- История этой выставки-ярмарки давняя и, на мой взгляд, весьма интересная. Она тесно связана с заседаниями «Немецкого сельскохозяйственного общества», а само ее название – с грубошерстными национальными пальто, которые раньше носили немецкие фермеры. Начиная с 80-х годов XIX века «Немецкое сельскохозяйственное общество» проводило свои зимние заседания в Берлине, и целую неделю их зеленые шерстяные пальто определяли облик столицы Германии. Во время этих заседаний на близлежащих улицах города ремесленники, а также промышленные предприятия, предлагали свои товары. Когда эта стихийная торговля приобрела достаточно широкий размах, один из немецких фермеров, а ранее сотрудник берлинской туристической организации «Ханс-Юрген фон Хаке», впервые предложил идею объединить эти заседания с сельскохозяйственной выставкой «Ам Кайзердамм».

В 1926 году была впервые проведена выставка сельскохозяйственной продукции, которая от журналистов получила название «Зеленая неделя». Идея проведения выставки нашла повсеместное единодушное одобрение – уже в первый год выставку посетили более 50 тысяч человек.

С годами «Зеленая неделя» становилась все более масштабной. В 1935 году у выставки появился свой символ, который используется и сейчас – это стилизованный желтый колосок на зеленом фоне.

В послевоенные годы «Центральный союз садоводов, земледельцев и землевладельцев» начал работать над возрождением «Зеленой недели». В 1948 году 59 экспонентов показали на выставке уникальные по величине экземпляры огурцов, кольраби и почти стокилограммовые тыквы. С 1949 года организацию «Зеленой недели» взял на себя «Берлинский выставочный союз». В 1951 году выставка приобрела международный характер, когда один участник из Голландии представил на суд публики овощные пирамиды, которые вызвали восхищение и у канцлера Конрада Аденауэра. С этого времени участие иностранных экспонентов в «Зеленой неделе» постоянно увеличивалось.

Возведение берлинской стены поставило перед устроителями «Зеленой недели» сложную задачу сохранения жизнеспособности выставки. Тогда она впервые получила название «Международная Зеленая неделя Берлин-62» и прошла под патронажем федерального президента Генриха Любке. Из 699 экспонентов выставки почти половина были иностранными.

Впоследствии «Международная Зеленая неделя» становилась все известнее и значительнее. В 1990 году для выставки наступило время нового расцвета. После объединения ФРГ и ГДР выставка стала доступной для всех граждан Германии, а также для гостей из соседних стран Центральной и Восточной Европы. В 2006 году основной страной-партнером выставки выступила Россия. Хочу подчеркнуть, что впервые с большой экспозицией российских продуктов питания на «Зеленой неделе» выступило петербургское ЗАО «Российский фермер» в первой половине 1990-х годов. С тех пор российские экспозиции традиционно располагаются во втором павильоне, рядом с главным входом на ярмарку.

В перечне экспонатов всевозможные продукты питания: мясные и рыбные деликатесы, колбасы и колбасные изделия; сыры; алкогольные и безалкогольные напитки, немецкое пиво; традиционные и экзотические овощи и фрукты. В рамках выставки проходят распродажи, показы продукции для сельского хозяйства, лесоводства и ландшафтного проектирования, а также различные симпозиумы, семинары, форумы и другие мероприятия.

 Замечу, что подобные показы-торжища в различных сферах сегодня в мире не тысячи, а десятки или сотни, и они очень важны для развития международного бизнеса.

- А куда же подевались тысячи тех купеческих и народных ярмарок, о которых вы рассказали чуть раньше?

- Что касается обычных десятков и сотен тысяч ярмарок образца минувших веков, то они давно по своей первоначальной функции «покажи-купи-продай-купи-развлеки» тихо и незаметно канули в Лету. Они просто растворились в современных гипермаркетах и торговых центрах. А выжили и развились десятки вот таких крупных международных, а также национальных бизнес-пространств, как «Зеленая неделя», где можно увидеть и пощупать товар, заключить сделку и даже развлечься. Да, тут присутствует и такой возрожденный и осовремененный компонент старинных ярмарок, как балаган, включающий выступления артистов, циркачей, кукольников и прочих представителей современного зрелищного шоу-бизнеса.

- Сегодня ярмарки-выставки уже не просто центры показа и продаж, но и место общения, сделок, договоров о сотрудничестве, это – сложный комплекс, включающий еще и меры по обеспечению безопасности организаторов и гостей. Кроме того, развивается новый «жанр» ярмарочной деятельности – «жанр» виртуальных показов и торгов, для участия в которых потенциальный участник, не выходя из своего офиса, может посетить ту или иную международную выставку.

- Безусловно, это так. Но виртуальные зрелища, на мой взгляд, хороши, может быть, для первичного знакомства с содержанием действа. Однако любой специалист или бизнесмен предпочтет увидеть образцы товаров воочию, пощупать, понюхать, послушать и обсудить с коллегами. И ощутить ярмарочную атмосферу праздника тоже немаловажно. Затем и ездил всегда русский купец на торжища.

 

-Благодарю  вас, Виктор Иосифович, за интересную беседу.

 

От автора.

 Международная ярмарочная деятельность активно началась уже в первые недели 2012 года. В январе в Мадриде состоялась одна из традиционных и самых значительных ferias – Международная туристическая ярмарка ФИТУР-2012, которая считается второй по масштабам в мире после лондонской. На сегодняшний день FITUR остается уникальной выставкой, способствующей развитию туристического бизнеса, демонстрации перспектив и достижений туриндустрии. Вместе с тем, ярмарка открывает свои двери не только для профессионалов, но и для широкой публики, чтобы турбизнес мог представить свои предложения конечному потребителю.

По словам организаторов, в этом году участвовали в ярмарке  около 9500 экспонентов из 167 стран, расположившись в 10 павильонах Выставочного центра Мадрида. И, конечно же, российские турфирмы среди постоянных участников ярмарки.

 

Другая крупнейшая в Европе международная выставка-ярмарка «Зеленая неделя-2012» - агропромышленная, она  проходит в последнюю неделю января в Берлине, в выставочном комплексе Messe Berlin. Сегодня в Международной агропромышленной выставке "Зеленая неделя" ежегодно  участвуют свыше 1 500 компаний со всех континентов для испытания рыночного потенциала своей продукции, поддержания имиджа торговой марки и выявления новых тенденций потребительского рынка всего мира…

Готовятся распахнуть свои двери ярмарки и в других странах. Да и в нашей тоже. А только что прошедшая становится стартом для подготовки очередной в следующем году. Таков закон ярмарочного бизнеса.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати