В иберийском королевстве состоялись досрочные всеобщие выборы в новый состав испанских кортесов – парламента, а точнее, в Конгресс депутатов, его нижнюю палату и Сенат, палату территориального представительства. И в голосовании приняли участие 40 политических партий и объединений. А всего к избирательным урнам в воскресенье 20 ноября должны были прийти почти 35,8 миллиона испанцев. Из них 1,5 миллиона за рубежом. Они должны были избрать 350 депутатов и 208 сенаторов Генеральных кортесов – парламента. За порядком при голосовании наблюдали почти 100 тысяч полицейских и гражданских гвардейцев.
Еще до выборов было ясно, что ныне рулящим страной социалистам победа, мягко говоря, не светит. По опросам общественного мнения, они значительно проигрывали правоцентристской Народной Партии во главе с ее лидером Мариано Рахоем. К тому же правящая уже почти 8 лет подряд Испанская социалистическая рабочая партия Хосе Луиса Родригеса Сапатеро и его преемника Альфредо Переса Рубалькабы значительно уступила правым на майских муниципальных выборах. И настроения избирателей в целом уже были понятны…
Когда-то про граждан этой страны говорили: «сколько в Испании испанцев, столько и политических партий». Еще из прочитанного знаем, что испанец – это человек «умеренный, искренне преданный законам, особенно законам старой религии. Но такая серьезность не мешает ему в дни праздников и увеселений развлекаться пением и танцами. Испанцы мало стараются перенять от иностранцев»…
А по своему характеру испанцы – серьезны, открыты, галантны, человечны, обладают большим чувством юмора. Конечно, что-то из старых характеристик испанского характера уже кажется мало соответствующим нынешним реалиям, но многое, как мне кажется, и осталось.
Итак, в противостоянии Мариано Рахой (НП) – Альфредо Перес Рубалькаба (ИСРП) сокрушительную победу 20 ноября одержал первый. Что последует дальше? Прежде всего, Рахой со товарищи сформирует правительство и возглавит его. А потом? Разумеется, новый хозяин мадридского дворца Монклоа поведет наступление на последствия финансово-экономических неурядиц. Как говорят сторонники НП, «мы победили политических оппонентов, теперь наша главная задача – одолеть кризис и безработицу». Однако, вероятнее всего, правоцентристам придется углублять свои окопы для обороны от новой волны кризиса. И как в такой ситуации партия Мариано Рахоя сможет помочь почти 5 миллионам безработных испанцев?
Но не будем прогнозировать будущие шаги победителей, а посмотрим на результаты голосования 20 ноября. Этот день досрочных выборов, которые должны были состояться в марте 2012-го, поистине стал днем триумфа Народной Партии (PP-НП) и днем краха Испанской социалистической рабочей партии (PSOE-ИСРП). Глобальный финансово-экономический кризис и безуспешные попытки правительства социалистов, находящихся у руля почти 8 лет, справиться с ним тяжелым грузом легли на плечи всех испанцев. Что и решило судьбу голосования: впервые в своей истории ИСРП получила свой исторический минимум – 28,73 процента голосов и, соответственно, 110 мест в нижней палате парламента (из 350 мест). А правая НП завоевала исторический максимум – 44,62 процента голосов и 186 мест в парламенте. Народная партия получила также полный контроль в одиннадцати из 17 автономных сообществ (областей).
Всеобщие выборы показали, что от социалистов отвернулись 4,3 миллиона (!) избирателей, что соответствует потере 59 депутатских мест. (Похоже, все безработные и проголосовали против правящей партии и поддержали оппозицию в надежде на лучшее свое будущее).
Вместе с тем, отметим, что в отличие от социалистов другие левые – коммунисты и их союзники, объединенные в коалицию Единая Левая (ЕЛ), смогли удвоить свое присутствие в парламенте – с 2 депутатов до 11. Они получили поддержку 1 миллиона 680 тысяч 810 испанцев.
Лидер ЕЛ Кайо Лара не очень-то обольщается своей «маленькой победой». По его словам, испанские коммунисты и их союзники отдают себе отчет, что их дорога к власти полна множества препятствий и они нацелены в основном на борьбу против царящей в стране монополии двухпартийности. Кайо Лара и его соратники намерены и впредь продвигать левую альтернативу и добиваться демократии, которая ныне «узурпирована международными финансовыми кругами», для всех испанцев.
Тем временем, пока правые «народники» празднуют победу, социалисты анализируют свое поражение, говорят о «кризисе в партии» и собираются созвать съезд. Одновременно они предупреждают соотечественников, что победа НП будет означать для них еще большее урезание финансирования здравоохранения и образования, новое наступление на их социальные права, включая право на труд.
Председатель же НП Мариано Рахой еще до выборов заявил, что «готов возглавить правительство всех испанцев» и пообещал смягчение последствий финансово-экономического кризиса для граждан страны.
Кто же он такой, политик-консерватор Мариано Рахой, победитель? Вот что сказано о нем в различных энциклопедиях и справочниках.
Мариано Рахой Брей (Mariano Rajoy Brey) родился 27 марта 1955 в Галисии, в городе Сантьяго-де-Компостела. Вырос в городке Понтеведра, где его отец занимал пост председателя провинциального суда, а дед был одним из авторов Статута об автономии Галисии 1932 года, одной из исторических провинций Испании, граничащей с Португалией, за что позднее отстранен франкистами от преподавательской деятельности в университете.
Мариано Рахой окончил факультет права и работал регистратором недвижимости. С 1981 года Рахой активно занялся политикой, вступив в Народный Альянс (Alianza Popular), который в 1989 году был преобразован в Народную Партию (Partido Popular) и был избран депутатом галисийского парламента на первых же автономных выборах в том же 1989-м.
В своей дальнейшей политической и государственной карьере Мариано Рахой занимал различные высокие посты в партии и правительстве, был и министром внутренних дел, и заместителем председателя в правительстве Хосе Марии Аснара, вел непримиримую борьбу с левацкой террористической организацией баскских националистов ЭТА, примирение с которой считал невозможным. А с 2004 года является лидером Народной Партии.
Неоднозначная личность Рахоя не раз вызывала бурную полемику среди испанцев. Так, в октябре 2007 года он опять стал центром различного рода дискуссий, после того как он выступил с заявлениями, в которых он преуменьшил значение предотвращения последствий изменения климата в долгосрочном периоде. Множество политических представителей и экологических организаций не замедлили выразить осуждение подобного рода мнений, от которых, впрочем, Рахой отказался через несколько дней.
Мариано Рахой и его Народная Партия дважды проигрывали выборы социалистам – в 2004 и 2008 годах. После второй неудачи подряд многие средства массовой информации стали всерьез рассуждать о том, продолжит ли «проигрывающий лидер» возглавлять партию и оппозицию. Тем не менее сам Рахой ясно выразил своё намерение остаться у руля, выступив на съезде партии в июне того же 2008 года с заявлением о том, что он будет вновь баллотироваться на следующих выборах.
И вот долгожданная победа! Но не является ли она вполне понятной реакцией большинства испанцев на кризис и ухудшение своего материального положения? Не обычная ли это человеческая месть социалистам за неумение спасти экономику страны и оградить благосостояние своих граждан от неурядиц? Наверное, и в этом тоже часть триумфа правых.
Испанцы не смогли простить социалистам того, что те в кризисных условиях использовали методы и «лекарства», присущие правым, их оппозиционерам, не выдвинув своих, новаторских методов. Среди претензий части избирателей к ИСРП звучала и такая: «Что же вы, борясь с кризисом, действовали против экономических и социальных интересов граждан, которые дважды за десятилетие оказали вам мощную поддержку своими голосами на выборах! Выходит, вы предали нас?!»…
Да, принцип «и нашим, и вашим» в политике редко проходит безнаказанно. Такова логика идеологической борьбы.
Комментируя итоги испанских выборов, некоторые наблюдатели выражают тревогу в связи со слишком резким креном иберийского королевства вправо. А более всего экспертов удручает тот факт, что почти 10 миллионов испанцев вообще отказались от участия в голосовании. Они отразили разочарование значительной части общества во всех политических партиях.
Ну а что триумфаторы? Дождавшись информации о своем успехе, Мариано Рахой выступил с обращением к народу, в котором, в частности, поблагодарил испанцев за оказанное доверие его партии, сообщил, что председатель Правительства Хосе Луис Родригес Сапатеро позвонил ему и поздравил с победой. Он также заявил:
«Чудес не будет. Мы их и не обещали. Но мы уже видели раньше, что когда дела делаются хорошо, и результаты приходят. Я верю в то, что работа, серьезность и постоянство, принципы, которые сопровождают меня на протяжении всей жизни, вновь послужат тому, что мы раньше, чем позже, увидим плоды. Приглашаю всех вас разделить это мое убеждение». А многие испанцы, наверное, подумали: «Что ж, поживем - увидим»…
В целом же Испания выразила надежду на то, что смена власти, возможно, улучшит их жизнь. Не в этом ли истинный смысл прошедших выборов?
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs