Искренне благодарю Вас, шейх Абдалла, за гостеприимство.
Ваша чудесная страна всегда была очень гостеприимной не только для проведения официальных встреч, но и для приезжающих с удовольствием сюда российских туристов, количество которых постоянно растет.
Проведенные сегодня в Объединенных Арабских Эмиратах переговоры четко показали, что наши страны хотят развивать и углублять дальнейшее сотрудничество в сферах торговли, инвестиций, культуры, спорта, образования, науки. Уверен, что запланированное на следующий год очередное заседание российско-эмиратской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству поможет укрепить имеющуюся базу и наметить новые весьма важные проекты.
Мы благодарны руководству Объединенных Арабских Эмиратов за содействие в открытии в Шардже первого на Аравийском полуострове Русского православного храма.
Консультации Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) с Министром иностранных дел России – первая министерская встреча подобного рода. Мы давно договорились хорошо ее проработать, и я рад, что именно так и произошло. Состоялся продуктивный разговор. Мы приняли Меморандум о стратегическом диалоге, закрепляющий такие сферы нашего сотрудничества, как экономика, политический диалог, культурное взаимодействие, противодействие новым вызовам и угрозам. Мы также согласовали Совместное заявление, содержащее наше видение проблем международной повестки дня. Позиции России и членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива по многим аспектам практически совпадают. Это, прежде всего, касается важности соблюдения норм международного права и центральной роли Организации Объединенных Наций, а также необходимости сделать все возможное для того, чтобы обеспечить урегулирование любых кризисов и конфликтов политико-дипломатическими средствами. Мы также договорились и, соответственно, проинформировали наших спецпредставителей о том, что следующая встреча пройдет в Москве и к этому времени эксперты наших стран подготовят План действий по реализации стратегического партнерства, который будет охватывать все сферы взаимодействия России с государствами ССАГПЗ.
Еще раз хотел бы поблагодарить хозяев сегодняшнего мероприятия. Уверен, за этой встречей обязательно последуют важные практические шаги на благо наших стран и народов.
Спасибо.
Вопрос: Поездка делегации йеменской оппозиции в Россию показала, что российское руководство продемонстрировало новый подход к урегулированию в Йемене. Так ли это? И какова российская линия в сирийских делах?
С.В.Лавров: Я не думаю, что речь идет о какой-то новой позиции Правительства России относительно йеменской ситуации, поскольку она воспроизведена в резолюции Совета Безопасности ООН, единодушно принятой несколько дней назад. Этот документ основывается на поддержке инициативы Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в пользу необходимости и правительству, и оппозиции сесть за стол переговоров и договориться о компромиссе, который позволит разрешить конфликт. Это честное предложение, и оно сегодня реализуется. Мы убеждены, что подобный подход к йеменскому сюжету, предполагающий диалог властей и оппозиционных сил, должен быть применен и к ситуации в Сирии. Позиция России по этому вопросу отражена также в представленном в СБ ООН проекте совместной резолюции России и Китая, предусматривающей мирное урегулирование конфликта без всякого вмешательства извне, на основе внутрисирийского инклюзивного диалога, в котором должны участвовать все ответственные силы Сирии.
Я удовлетворен тем, что Комитет Лиги арабских государств на своем вчерашнем заседании в Дохе одобрил инициативу, которую, как мы надеемся, сирийское руководство примет, нацеленную как раз на содействие диалогу между правительством САР и всеми частями сирийской оппозиции. Это единственный способ добиться того, чтобы сирийцы сами принимали решения, касающиеся будущего своей страны, политического диалога, национального примирения, действуя мирными средствами, не прибегая к силе.
Вопрос: Если мирная инициатива по Сирии не увенчается успехом, собирается ли Россия продолжать поддерживать режим Б.Асада?
С.В.Лавров: Знаете, мы не поддерживаем режимы, а выступаем за уважение международного права. Безусловно, у нас есть очень много вопросов в отношении применения международного права после принятия СБ ООН резолюций по Ливии. После произошедшей там драмы, унесшей десятки тысяч жизней под раздающиеся лозунги о защите гражданского населения, мы крайне обеспокоены тем, что некоторые руководители коалиционных сил, а позже и генеральный секретарь НАТО назвали ливийскую операцию некоей «моделью» на будущее.
Что касается России, то мы не допустим, чтобы что-либо подобное впредь повторилось. Повторю, мы не поддерживаем режимы, не поддерживали и режим полковника М.Каддафи, выступали в поддержку инициативы Африканского союза, которую некоторые важные страны-члены НАТО, к сожалению, проигнорировали и отвергли. Они воспользовались выданным СБ ООН мандатом, чтобы решать проблему военным путем и ценой десятков тысяч жизней мирных жителей.
Мы – сторонники подхода, который сейчас применяется в отношении Йемена. Была выдвинута инициатива ССАГПЗ, и все – сам Совет сотрудничества, ЛАГ, Евросоюз, США, Россия, Китай – действовали очень ответственно, не диктуя искусственные сроки и предоставляя достаточно времени – месяцы – с тем, чтобы заявленная цель могла быть достигнута.
Полагаю, что именно решение (СБ ООН) по Йемену является моделью на будущее, а не резолюции по Ливии, которые были грубо нарушены, что нанесло серьезный ущерб репутации Совета Безопасности. И мы, уверяю вас, этого больше не допустим.
Таким образом, резолюция по Йемену является образцом ответственного поведения ответственных членов международного сообщества, которые заботятся не о собственных пиар-кампаниях, а о будущем стран региона и которые, действительно, будут руководствоваться необходимостью защиты прав человека не ценой убийства мирных граждан, а путем, возможно, сложных и мучительных, но переговоров. Вот вектор движения вперед.
Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать ситуацию вокруг Палестины, ставшей полноправным членом ЮНЕСКО, и решение США, заявивших, что они более не намерены финансировать Организацию?
С.В.Лавров: Я считаю членство Палестины в ЮНЕСКО вполне закономерным ответом на обращение Рамаллы. Голосование в руководящих органах Организации прошло легитимно. Рассматривать этот шаг в конфронтационном контексте неправильно. Несомненно, членство Палестины в ЮНЕСКО или любом другом специализированном учреждении ООН и даже в самой ООН, не рассматривается палестинским руководством в качестве альтернативы переговорам. Палестинская администрация ясно заявляет, что, подавая заявку в ООН, ЮНЕСКО или другую организацию, она очень твердо придерживается настроя решить проблему путем переговоров, подтверждая готовность продолжать диалог с Израилем без предварительных условий, но на основе действующих международных документов ООН или других согласованных решений. Это позиция ближневосточного «квартета» в составе России, ООН, США и Евросоюза, одобренная 23 сентября с.г. в заявлении, в котором содержится график переговоров и вновь четко подтверждено положение об учете существующей международно-правовой базы, на основе которой эти переговоры должны проходить.
Очень жаль, что США приняли решение отказаться от взносов в ЮНЕСКО. Это не будет помогать формированию атмосферы, способствующей возобновлению переговоров. Надеюсь, решение будет пересмотрено.
Вопрос: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы того, что ЛАГ и Сирия договорятся о прекращении насилия, и известно ли Вам что-либо о предложениях Комитета ЛАГ?
С.В.Лавров: Как я уже сказал, мы выступаем в поддержку этих предложений. Считаем это проявлением конструктивного подхода, заключающегося не только в требованиях к сирийским властям, но и обращении к оппозиции, которая не должна смыкаться с радикальными, экстремистскими вооруженными группами, действующими деструктивно, не должна получать оружие из-за рубежа (есть ряд докладов с фактами контрабанды оружия для оппозиционных групп в Сирии, которые никем не были опровергнуты) и не должна отказываться от предложений о переговорах. В этом заключается инициатива Комитета ЛАГ, которую мы горячо поддерживаем, и надеемся, что Сирия примет ее. Однако мы не можем рассматривать этот сюжет изолированно. Во-первых, потому, что в случае, если в Сирии что-то пойдет не так, многие страны региона ощутят на себе серьезнейшие негативные последствия, а, во-вторых, с учетом уроков Ливии. Мы стали свидетелями реальных фактов публичного попустительства того, что, несмотря на установленное СБ ООН эмбарго на поставки оружия, вооружение поступало в Ливию, и это признавали официальные лица. Они также признавали, что направляли специальные силовые подразделения для участия в боевых действиях, помогали авиации НАТО наводить на цели на территории Ливии. Если изначально нам говорили, что Сирия, мол, не Ливия, то теперь мы слышим от очень уважаемых членов Североатлантического альянса, что операция в Ливии – «модель» на будущее. Мы весьма обеспокоены судьбой этого региона, потому что у нас там много друзей, с которыми мы поддерживаем теплые и близкие отношения в течение десятилетий, а с некоторыми из них – и веков. Со многими странами региона у нас много общего в плане истории, культуры, традиций. Это одна из причин, почему мы не можем игнорировать то, что там происходит.
Вторая причина заключается в том, что повторение ливийского «сценария» будет иметь очень серьезные геополитические последствия не только для Ближнего Востока и Северной Африки, но и для других регионов мира, учитывая тот факт, что Стратегическая концепция НАТО, одобренная в прошлом году, предусматривает применение силы в любой точке земного шара. В то время, как НАТО заявляет, что альянс будет действовать в соответствии с нормами международного права и положениями Устава ООН, ливийская операция дает нам иные свидетельства.
Эти два довода – наша географическая, историческая и культурная близость к региону, а также недопустимость проявления безответственного подхода к будущему человечества - побуждают нас делать все возможное, чтобы избежать сценариев, при которых применяется сила, угрозы силой, вводятся санкции или изолируются важные игроки в любом регионе мира.
Мы убеждены, что ответом на все проблемы, как в Сирии, так и в любой точке этого или другого региона, является строгое следование нормам международного права и вовлеченность всех участников той или иной ситуации.
Спасибо.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs