Как играют Баха в 21 веке

00:00 20.09.2011 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Впервые в Москве клавир Иогана Себастьяна Баха «Гольдберг-вариации» зазвучал в ритме ударных инструментов Востока. Результат такого смелого эксперимента показали в Московском доме музыки известный пианист из Швейцарии Алексей Ботвинов и турецкий перкуссионист Бурхан Очал. Международный дуэт, родившийся год назад вместе с идеей проекта, вновь подтвердил, что музыка не имеет границ и способна объединять людей вне зависимости от места проживания, национальности, возраста и вероисповедания. Музыка – народный дипломат.

Концерт, состоявшийся  19 сентября, был устроен в рамках 20-летнего юбилея Российского государственного телерадиоцентра «Орфей», отмечаемого в этом году. И это неслучайно: редкие по форме и содержанию музыкальные сюрпризы стали практически визитной карточкой «Орфея». Что же касается баховских вариаций, то идея  придать современное звучание музыке 18 века была с блеском воплощена двумя выдающимися музыкантами - ведущим пианистом Цюрихской оперы, единственным исполнителем, сыгравшим на сцене «Гольдберг-вариации» Баха более 250 раз, Алексеем Ботвиновым и Бурханом Очалом – руководителем турецкого Стамбульского ансамбля (Istanbul Oriental Ensemble), этно-инструменталистом, признанным лучшим восточным перкуссионистом.

Концерт звучал так, как будто сам Иоганн Себастьян Бах «благословил» смелый эксперимент, поставленный с его клавиром «Гольдберг-вариации», написанным им в 1742 году! И как современно звучал! Поистине поверишь в идею о том, что мастер полифонии Бах предвидел музыку грядущего на много лет вперёд. Открывая концерт, куратор проекта из Цюриха Антуан Гетчел, потомок Рахманинова, сказал, что музыка Баха его самого впервые привела в Россию. В фортепианном мире, напомнил он, «Гольдберг-вариации», написанные 260 лет назад, считаются  величайшим шедевром. Они включают в себя элементы немецкой, французской,  итальянской и английской музыки того времени. «Сделать «Гольдберг-вариации» более современными, соответствующими реалиям нашей эпохи при полном уважении, глубине и мудрости авторского замысла – это было моей давней мечтой, которая воплотилась в реальность», - сказал Антуан Гетчел. В исполнении международного дуэта восточная перкуссия с её многовековой мудростью и легендарно сложными ритмами соединилась с баховской полифонией. «Гольдберг-вариации» основаны на танцевальных ритмах полонеза, жиги, сарабанды, менуэта,  а ударные инструменты Востока лишь усиливают их танцевальное начало. Титаном ритма из Стамбула назван был в этот вечер Бурхан Очал. И концерт в Доме Его Величества Музыки 19 сентября стал тому подтверждением.   

С иной точки зрения видит этот проект Алексей Ботвинов: «Наш с Бурханом Очалом проект "Гольдберг. Перезагрузка" является впервые мною осуществляемой попыткой «игры в бисер». Два совершенно разных культурных, философских, вообще понятийных явления - вершина Баховского творчества и древние суфийские и турецкие ритмы - соединяются уникальным, беспрецедентным способом. В результате сочетание «несочетаемого» оказывается органичным и открывает абсолютно новую, неожиданную культурную реальность. И ещё раз доказывает то, что Бах трансцендентен. В нём заключено всё: и прошлое, и будущее музыки и культуры».

Нам не известно мнение на этот счёт Бурхана Очала, но те, кто пришёл в тот вечер в концерт, могли видеть его самозабвенную виртуозную игру на древних инструментах. Музыкант отбивал ритмы на джамбеях, тибетских чашах, гитаре. Затем садился на ковёр и склонялся к малоизвестным инструментам, изготовленным в Китае,  Индии, Турции,  Тибете. Вставал на колени перед древними  бубнами, вызывая вибрации от соприкосновения к ним кончиков пальцев, вплетая их медно-глухое звучание в клавир баховских вариаций, усиливая тем самым их воздействие на публику.

«Гольдберг-вариации» – величайшее наследие мировой клавирной музыки - называют ещё «энциклопедией баховского стиля». Музыканты 21 века вписали свою историю в эту энциклопедию.

Версия для печати