ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Запад: что делать с Белоруссией?

00:00 10.08.2011 • Владислав Гулевич, журналист-международник

На Западе всё чаще задаются  вопросом «Что делать? », когда речь заходит о Белоруссии. При всей активности на белорусском направлении следует отметить, что единой политики в отношении Минска у Запада нет. Вашингтон больше склоняется к экономическим санкциям, «старушка Европа» предпочитает методы жёсткой дипломатии, а восточно-европейские неофиты выступают за новый «поход на Восток», призывая к бескомпромиссной борьбе с режимом Александра Лукашенко.

По мнению эксперта американского Фонда Маршалла в Германии Павола Демеса, официальный Минск столкнулся с серьёзными экзистенциальными проблемами по пяти причинам: нарастающие экономические неурядицы; политические заключённые превращаются в реальную политическую силу; молодёжь выходит с протестами на улицы; Россия недовольна А. Лукашенко из-за экономических трений, а США и ЕС – из-за попраний властями прав человека и гражданских свобод, а президент А. Лукашенко пребывает в плену фантазий (1).  В оценке П. Демеса наличествуют как сухо аналитические, так и излишне эмоциональные моменты. Очевидно, Запад действительно не знает, как же быть с мятежным президентом и его политическим наследием. И перед Россией, и перед Западом остро встаёт вопрос о преемственности белорусской власти: уход А. Лукашенко создаст политический вакуум, который необходимо  заполнить.

Мирослав Лайчак, министр иностранных дел Словакии и бывший Высокий представитель ЕС по Боснии и Герцеговине, полагает, что непримиримая позиция Брюсселя в отношении официального Минска «приносит свои результаты». Главным условием для возобновления нормального диалога с Минском он назвал безоговорочное освобождение всех оппозиционеров из белорусских тюрем, среди которых много лидеров антиправительственного движения.  Депутат Европарламента от Польши и глава постоянной комиссии Европарламента по отношениям с Республикой Беларусь Яцек Протасевич уже заявил, что составлен новый список экономических мер воздействия, к которым прибегнет Евросоюз, если ситуация с правами человека в республике не улучшится.  Исполнительный директор Freedom House Дэвид Крамер, один из самых непримиримых критиков А. Лукашенко, также высказался за усиление санкций против Минска ( вплоть до бойкота Чемпионата мира по хоккею 2014 г., который состоится в республике) и прекращения каких бы то ни было вливаний со стороны МВФ в белорусскую экономику.

Создаётся впечатление, что экономическое давление – единственный пункт, по которому коллективному Западу удалось достичь единодушия, но это лишь видимость. Ближайший сосед Белоруссии – Литва,  устами президента Дали Грибаускайте, выступила против усиления экономической изоляции Белоруссии, поскольку, оставшись без западной помощи наедине с Москвой, Минск непременно примется за укрепление и без того тесных экономических связей с Кремлём. Для Вильнюса торговые отношения с Минском довольно важны, поэтому литовским властям нет смысла нагнетать излишнюю истерию во взаимоотношениях двух республик.  Идеальной  для Вильнюса была бы Белоруссия, политически максимально дистанцирующаяся от России, но готовая участвовать во взаимовыгодных экономических проектах с обоими соседями.  В 2011 г. сотрудничество Белоруссии со странами Прибалтики пошло на спад. Виной всему не только политические мотивы, но и разразившийся финансовый кризис. Несколько совместных белорусско-прибалтийских проектов  в последнее время были заморожены, особенно на малом и среднем уровне. Прибалтийские коммерсанты взяли паузу, ожидая разрешения экономической ситуации в республике и логичного завершения диалога по линии Минск-Москва.  Однако крупные инвестиционные проекты свёрнуты не  были (3). Экономика Белоруссии связана с экономиками прибалтийских республик стратегическими связями. Около трети транзитных грузов, проходящих морем через латвийские и литовские порты – из Белоруссии (4). Особенно впечатляет товарооборот между Минском и Вильнюсом: в 2011 г. он может достичь суммы в $1 млрд., а в 2010 г.  превысил указанный объём. 

Имеются разногласия по белорусской проблематике и между Вашингтоном и Брюсселем. Брюссель заинтересован в стабильной Белоруссии,  в мягкой трансформации непокорного режима без вреда для объединённой Европы. Но настораживает позиция Германии, которая всё больше склоняется в сторону ужесточения предпринимаемых  мер: Берлин активно требует освобождения из тюрем всех политзаключённых, призывает не ослаблять давление на официальный Минск, а в самой Германии действует целая группа неправительственных организаций, в т.ч. американских, работающих по Белоруссии. Смягчение Берлином антибелорусской риторики было бы весьма кстати.

Вашингтон и Брюссель так и не смогли творчески поработать с белорусской оппозицией, которая остаётся крайне разобщённой и интеллектуально невнятной. Вся её деятельность сводится к координирующей роли между давлением Запада на режим А. Лукашенко в сфере экономики и в сфере общественной жизни. Цельной тактики по работе с оппозиционным движением Европа, как и США, так и не выработала. Ставка исключительно на оппозицию себя не оправдала. Оппозиционеры не пользуются поддержкой народа, что и показали прошедшие в декабре 2010 г. президентские выборы: лучший результат был у нынешнего лидера движения «Европейская Беларусь» Андрея Санникова – 2,43%.  Согласно последним соцопросам, проведённым Независимым институтом социо-экономических и политических исследований,  А. Лукашенко остаётся самым популярным белорусским политиком (45,6%) (5).  Действующие оппозиционные политики пользуется слабой поддержкой: глава движения «За свободу!» Александр Милинкевич – 5,4%, бывший руководитель Белорусской социал-демократической партии Александр Козулин – 4,4%. По словам А. Милинкевича, белорусская оппозиция находится в глубоком кризисе с 2007 г., признак которого – отсутствие явного легитимного лидера. Вместо ставки только на оппозицию Западу было бы стратегически выгодней дать Минску понять, что как только белорусская экономика откроет свои двери перед западными компаниями, отношение к А. Лукашенко на Западе изменится в лучшую сторону. Но пока ни ЕС, ни США к этому не готовы. Вероятно, их опасения вызваны наличием механизмов тесного экономического партнёрства между Белоруссией и Россией, и значительным влиянием последней на ситуацию в республике. Иными словами, Запад опасается, что на экономическом поле Россия его переиграет, поэтому по инерции продолжает воздействовать на Минск жёсткими методами.

Анализ внешнеполитической обстановки вокруг Белоруссии позволяет сделать несколько выводов:

- несмотря на существенные неурядицы в стране, А. Лукашенко по-прежнему остаётся популярной политической фигурой;

- для победы над ним прозападного политика была бы необходима, как минимум, «боевая ничья» в первом туре выборов и создание небывалого информационного перевеса в пользу оппозиционного кандидата во втором туре, чего Запад обеспечить не в состоянии;

- Литва пытается выступить в роли адвоката Белоруссии в ЕС (на фоне ухудшающихся отношений по линии Вильнюс – Варшава и Варшава - Минск) и не препятствовать  функционированию белорусско-прибалтийского «экономического коридора»;

Наибольшие шансы в этой игре у России, что, к слову, отмечается и зарубежными аналитиками. Во-первых, Москва опирается на А. Лукашенко – пока, всё же, популярного политика. Во-вторых, западные НПО, коих в республике действует более 2 000, так и не смогли привить в белорусском обществе психоза русофобии. В-третьих, политический вес Москвы превышает возможности Вильнюса, нового адвоката Белоруссии в Европе, что позволяет России отстаивать свои интересы в треугольнике Вильнюс - Минск – Москва, особенно с учётом ровных отношений России с Литвой на фоне политических трений Литвы с Польшей, стремящейся определять вектор европейской восточной политики.  К укреплению внешнеполитических позиций Польши литовцы относятся с подозрением  и активность Варшавы в белорусских делах им тоже не по душе (из-за разногласий о положении польского нацменьшинства в Литве и желания  Варшавы укрепить своё влияние в Виленском крае). Поскольку немалое количество белорусских антиправительственных движений зарегистрированы в Литве, переориентация оппозиции с Варшавы на менее амбициозный Вильнюс способствовала бы улучшению психологического климата в отношениях оппозиции и официальных белорусских властей. При этом необходимо придерживаться комплексного подхода, не забывая о поддержке российских соотечественников в Белоруссии, где количество русских со времени проведения последней переписи населения в 2009 г. сократилось на 365 тыс., чему причиной не только естественная убыль населения, но и фактор этнической трансгрессии.

Ключевые слова: Белоруссия, Россия, Литва, США, ЕС, А. Лукашенко,

 

1)   David Marples «Western Debates On Belarus» Jamestown Foundation Eurasia Daily Monitor Volume: 8 Issue: 152

2)   «Александр Милинкевич: с 2007 года оппозиция находится в кризисе» «Народная воля» 22.07.2011

3)   «Белорусско-балтийская пробуксовка в политике и экономике» «Немецкая волна»  2.08.2011

4)   Там же

5)   David Marples «Prospects For Regime Change in Belarus»  Jamestown foundation Eurasia Daily Monitor Volume: 7 Issue: 140

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати