В середине мая в России с официальным визитом находился президент Исламской Республики Пакистан А.А.Зардари. Это событие, видимо, определит как траекторию развития российско-пакистанских отношений на обозримое будущее, так и динамику политических процессов в Южной Азии и на прилегающих территориях.
Напомню: в ходе визита руководители двух стран, Д.Медведев и А.А.Зардари, активно обсуждали темы борьбы с терроризмом и незаконной торговли наркотиками. Значительное внимание было уделено качественной интенсификации двусторонних внешнеэкономических связей, ибо товарооборот в 400 млн. долл. явно не соответствует и возможностям, и геополитическим амбициям двух стран. В ходе переговоров на высшем уровне особое внимание было уделено развитию торговли, поддержке инвестиций и совместных проектов, в первую очередь в области энергетики, инфраструктуры, металлургии и сельского хозяйства. В частности, предметно обсуждалось участие России в проекте строительства газопровода из Туркмении в Индию. Этот трубопровод должен пройти также через территории Афганистана и Пакистана. (Попутно замечу: российско-пакистанские двусторонние проекты сотрудничества с этой страной заметно масштабнее аналогичных американо-пакистанских начинаний.) Наконец-то, будет восстановлено воздушное сообщение между двумя странами.
У сотрудничества России с Пакистаном есть и очевидная геополитическая подоплека. Так, в ходе визита А.А.Зардари была подтверждена принципиальная важность поддержания внутреннего мира и стабильности в Афганистане; было подчеркнуто: национальное примирение в этой стране может быть достигнуто только при определяющей роли самих афганцев. Осязаемым подспорьем внутриполитического урегулирования в Афганистане могут стать многосторонние проекты регионального развития. (Крупнейшим региональным донором остается Индия, уже инвестировавшая в экономику Афганистана более 1,5 млрд. долл. В то же время Китай оказал Афганистану инвестиционную помощь, как минимум вдвое превышающую вклад Индии в развитие этой страны.)
Визит А.А.Зардари в Россию показал: Пакистан активно диверсифицирует свои внешнеэкономические связи и внешнюю политику. Такая деятельность находит поддержку у главного и «всепогодного союзника» Исламской республики – Китая, активно проводящего в Пакистане политику «мягкого обратного сдерживания» Америки в Азии.
Южная Азия – регион, население которого к 2030 г. может составить 2 млрд. человек. Пакистан, Бангладеш, а также Индия – это страны, где социальные и экономические проблемы имеют не просто острый, а особо острый характер. Сохранение в регионе стабильности напрямую зависит от эффективности социально-экономической политики в странах Южной Азии. В свою очередь, Индийский субконтинент и прилегающие к нему территории испокон веков миллионами невидимых нитей связаны с Центральной Азией, положение которой не может не беспокоить Москву, особенно после «арабских революций». Во многом политическое спокойствие в Центральной Азии зависит от сохранения устойчивого равновесия государственных институтов Пакистана… Иными словами, Россия должна деятельно участвовать не только в формирующемся на наших глазах сложном уравнении геополитических сил в Южной Азии, но и всячески способствовать снижению остроты возникающих межгосударственных противоречий в этом регионе, переводу их в режим постоянного диалога и взаимопонимания. На этом направлении российской дипломатии предстоит напряженная работа.
Так, развивая отношения с Пакистаном, Россия должна помнить о стратегическом партнерстве с Индией, которое было недавно наречено еще и «привилегированным». В свете развития индийско-китайских отношений внешнеполитические позиции Индии в регионе нуждаются в дальнейшем укреплении. В частности, остаются неурегулированными отношения Дели с соседями по региону Южной Азии, двусторонние связи с которыми активно развивает Китай. Более того, КНР стремится нейтрализовать потенциально антикитайские силы среди индийских региональных элит, планируя, например, массированные инвестиции в экономику штата Гуджарат, и это, полагают эксперты, только начало.
В сложившихся условиях Индия поставлена перед необходимостью так или иначе восстанавливать отношения с Россией как с потенциальным «балансиром» Китая и силой, способной действовать в интересах Индии в Южной Азии. По логике вещей, снять озабоченность Индии в отношении геополитических намерений Китая могло бы более плотное сотрудничество государств-участников объединения БРИКС.
Распавшийся «пост-американский мир» продолжает структурно усложняться, он ищет модели, способные остановить нарастание международного хаоса, особенно в связи с «арабскими революциями» и «ливийским кризисом». Одной из таких своеобразных «скреп» обещает стать Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), состав которой должен расшириться в середине июня за счет Индии и Пакистана.
По понятным причинам перспектива расширения ШОС и усиления влияния этой организации на мировую политику не радует американцев, усматривающих в новых процессах признаки геополитической активизации Китая, а возможно, и России. В этой обеспокоенности есть своя логика. Евразия остается, как и во времена Х.Д.Макиндера (1861-1947), «сердцевиной мира (Heartland)». В то же время Америке – какими бы институтами, механизмами и неформальными связями она не пользовалась, - все труднее контролировать поведение крупных континентальных держав - России, Германии и др., не говоря уже о Китае. Еще менее вероятна действенная помощь Соединённым Штатам со стороны Англии и Франции.
Что получается? В американских планах сохранения глобального превосходства возрастает роль такой крупной континентальной державы, как Индия. Вашингтон, опираясь на поддержку влиятельных групп индийского истеблишмента, всерьез рассчитывают добиться в стратегическом союзничестве с Дели «сдерживания экспансии» Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе АТР; «союз четырех демократий» - Америки, Японии, Австралии и Индии - в Китае называют не иначе, как «восточным НАТО»…
Обязаны мы помнить и о поступательном развитии российско-индийских отношений, об избавлении их от «шероховатостей», накопившихся за последние два десятилетия, о перспективах «перезагрузки» отношений с Индией и другими странами Южной Азии в интересах общей безопасности Евразии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs