ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Национальные интересы России в области информационного противоборства

00:00 06.05.2011 • Николай Димлевич, политолог

Анализ международной военно-политической и информационной обстановки показывает, что в современном мире ряд развитых государств (США, Великобритания, Франция, Германия, Индия и Китай) активно наращивают усилия по достижению глобального доминирования в информационной сфере, что ведет к усилению всего спектра стратегических угроз безопасности Российской Федерации. 

Наиболее активную роль в этом процессе играют США и их союзники. Согласно концепции "информационного превосходства", отраженной в документе о стратегии развития ВС США "Единая перспектива - 2020", преимущество в информационной сфере является одним из ключевых факторов успешного ведения боевых действий. 

Для достижения целей концепции в 2009 году создано Министерство кибербезопасности, существенно увеличен размер финансирования мероприятий, направленных на развитие системы информационного противоборства США, совершенствование информационного оружия, форм, методов и способов его применения, а также проведение наступательных информационно-психологических операций (ИПО) в различных регионах мира. В таких, как:

-  регион под названием «БОЛЬШОЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК», особенно в Ливии, с активным подключением, в том числе, подразделений «психологической войны» из стран Западной Европы;

- в Сирии наблюдаем первую фазу ИПО с целью изменения существующего в стране режима, на очереди Иран, КНДР и Беларусь.

 

***

В этой связи возникли следующие новые угрозы безопасности Российской Федерации:

усиление контроля над международным информационным пространством и, в первую очередь, над телекоммуникационными системами; 

формирование единой информационной инфраструктуры НАТО, отвечающей современным требованиям управления боевыми действиями и обеспечивающей повышение степени боеготовности вооруженных сил стран - участниц блока;

введение против России экономических санкций, основанных на ее обвинении в поставках вооружений в страны, причисленные США к «странам-изгоям» (Сирия, Иран, КНДР и Беларусь);

навязывание руководству ряда европейских стран политических решений, выгодных в основном США (например, о необходимости участия в агрессии против Афганистана, Ирака, Ливии).

Существенная роль в реализации замыслов ведения информационного противоборства отводится руководством США манипулированию общественно значимой информацией через средства массовой информации (СМИ) в планетарном масштабе. 

В частности, непосредственную угрозу безопасности России создают такие действия как:

обоснование путей и сроков возможной дезинтеграции Российской Федерации на автономные территориальные образования с повышением самостоятельности ряда субъектов и регионов России (Калининградская область, Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь, Дальний Восток и др.);

усиленное формирования мирового общественного мнения о неконструктивной позиции России в территориальном споре с Японией по вопросу о Южных Курилах;

распространение дезинформации о снижении роли России на международной арене как страны, не предсказуемой во внешнеполитических вопросах и, не самостоятельной в решении внутриэкономических, а также проблем безопасности личности и общества;

дезориентация мировой общественности в отношении способности руководства стран СНГ решать политические и экономические проблемы без тесного сотрудничества с США;

внесение раскола во взаимоотношения России с другими странами СНГ в целях их переориентации на более тесное сотрудничество с Западом. 

 

***

Дальнейшая интеграция Российской Федерации в глобальное информационное пространство ведет к росту еще одного нового вида угроз - угрозы международного кибертерроризма, то есть использования террористическими и криминальными группировками в мировом масштабе современных информационно-телекоммуникационных технологий для проведения террористических операций по отношению к критически важным элементам национальной информационной инфраструктуры.

Следует также подчеркнуть, что угрозу обеспечения национальной безопасности России в ряде случаев несет деятельность электронных средств массовой информации в  условиях борьбы с терроризмом. Наиболее убедительное подтверждение это положение получило в ходе проведение  в России террористических актов: особенно при захвате школы в г. Беслане, в ТЦ на Дубровке в Москве, попытка захвата г. Нальчика в КБР; взрывы в Московском метрополитене и в аэропорту «Домодедово». 

Для парирования угроз национальной безопасности в информационной сфере в Российской Федерации формируется и реализуется на практике государственная политика в области информационного противоборства. 

Государственная политика в области информационного противоборства наиболее тесно взаимодействует с политикой безопасности в информационной, военной, духовной, научно-технической сферах общественной жизни, а ее цель заключается в обеспечении национальных интересов России в информационной сфере и зависит от многих условий и факторов. 

Военно-политические факторы формирования государственной политики в области информационного противоборства следующие, это: осознание мировым сообществом роли информационного противоборства в решении внешнеполитических задач; изменение характера современной войны; интеграция военной политики США и их союзников с политикой информационной войны; развязывание гонки вооружений в области информационного противоборства; систематическое и целенаправленное блокирование руководством США международно-правовых ограничений на создание и использование информационного оружия. 

Проблемные направления реализации государственной политики в области информационного противоборства, вытекающие из национальных интересов государства, следующие:

а) обеспечение духовного обновления России; 

б) сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма; культурного и научного потенциала страны; 

в) информационное обеспечение государственной политики Российской  Федерации. 

 

Их реализация состоит в следующем:

- в необходимости содержательного определения политической идеи решения проблемы обеспечения духовного обновления России;

- в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала, заключающаяся в том, что консолидация общества, мобилизация его духовного и интеллектуального потенциала для решения неотложных политических, экономических, социальных задач, нуждается в построении универсальной системы ценностей, включающей мировоззренческое обоснование стратегических, долгосрочных целей развития, с учетом исторического опыта, ясного понимания  глобальных проблем, представления  о возможностях и ресурсах России, механизмах и способах их рационального использования.

Организационно реализация данного направления должна осуществляться в форме государственной поддержки программы патриотического воспитания молодежи (пример: участие в 2010-2011 гг. студентов ВУЗов России и стран СНГ в конкурсе работ по теме «Наука и образование против террора»);

- в модернизации информационного обеспечения  государственной политики, осуществлять которую необходимо путем укрепления координирующих начал, улучшение взаимодействия всех ведомств, располагающих информационными ресурсами, государственного планирования этой работы, проведения на системной основе информационных операций (действий, акций) и корректировки направлений деятельности федеральных органов государственной власти и организаций, включенных в государственную схему информационного противоборства;

- информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации должно вестись постоянно, как по ее общим приоритетным направлениям, закрепленным в Основах государственной политики Российской Федерации в области информационного противоборства, так и по частным геополитическим проблемам, требующим своего решения на основных стратегических направлениях;

- в целях обоснования облика перспективной системы информационного противоборства и исходя из требований конституционного принципа централизации руководства вопросами обеспечения безопасности, на государственном уровне необходимо создание постоянно действующего координирующего органа, обладающего полномочиями по оперативному руководству министерствами и ведомствами при решении ими задач информационного противоборства. Примером того, как этот вопрос решен ведущими мировыми державами можно ознакомиться с авторскими материалами на сайтах: HYPERLINK "http://www.dimlevich.com"www.dimlevich.com или журнала «Международная жизнь» МИД РФ, в рубрике «Эксперты», по адресу: HYPERLINK "http://interaffairs.ru/experts.php"http://interaffairs.ru/experts.php.

 

***

Важным направлением деятельности государства является определение приоритетов развития информационной технологической и элементной базы, обеспечивающих выход из технологической зависимости России от иностранных государств в области информатики. 

Попытки внедрения отечественных технологических новшеств и прорывных результатов в сфере информатики вызывает активное противодействие  со стороны ведущих мировых государств, прежде всего США, которые любыми способами стремятся сохранить свое монопольное господство в области создания и распространения средств вычислительной техники, программного обеспечения и связи. Это осложняет решение проблемы преодоления  технологического отставания России в области информатики.

 

Выводы:

- требует совершенствования действующая нормативно-правовая база проведения комплексных мероприятий информационного противоборства во всех составляющих информационного пространства, как на территории России, так и за рубежом. 

-  государственное планирование в области информационного противоборства России в мирное время должно осуществляться постоянно действующим координационным органом при Президенте РФ. 

- необходимо в самое ближайшее время разработать и реализовать политический механизм обеспечения государством безопасности системы формирования общественного мнения в Российской Федерации и противодействия деструктивному внешнему и внутреннему влиянию на социальную среду, духовную сферу, мировоззрение и психику российских граждан. 

В качестве примера можно вспомнить блестяще проведенная администрацией США в сентябре 2001 г. информационно-пропагандистская кампания (ИПК) как внутри страны, так и за рубежом. В результате проведенной ИПК, её участники, а это  большинство стран мира, в том числе и Россия, включились и активно участвуют, при постоянном контроле со стороны администрации США, в борьбе с международным терроризмом. 

В результате, после трагедии 09/11.01. на территории США не было зафиксировано ни одного случая проведения теракта. В Америке, и в европейских странах создан на системной основе, при государственной поддержки, постоянно действующий комплекс профилактических мероприятий  по своевременному выявлению и предупреждению терактов, в котором активно участвует как общество (в лице различных общественных организаций), так и граждане этих государств. 

России же в ближайшую «пятилетку» предстоит создать подобную эффективную (а не ныне действующую эффектную) систему противодействия терроризму, участником которого должны стать не на словах, а на деле и общество, и отдельные граждане. 

В противном случае это может привести к исчезновению с политической карты мира такого государства, как РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.

 

На дoстижение этoй цели, в частнoсти, направлена нoвая прoграмма США Trailblazer пo разрабoтке перспективных средств перехвата и автoматическoгo кoнтрoля междунарoдных каналoв связи в реальнoм масштабе времени.

 

www.fondsk.ru

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати