Председательство Польши в ЕС и перспективы Восточного партнерства

00:00 26.04.2011 Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»


Со второго полугодия  2011 года  Польша займёт пост председателя в ЕС. Это позволит Варшаве приступить к реализации амбициозных планов не только в экономике, но и во внешней политике. Вполне ожидаемо, что главными внешнеполитическими целями  Варшавы в качестве главенствующей в ЕС державы будут отношения с восточными соседями в рамках программы Восточного партнёрства (1). 

Как известно, проект был представлен в 2008 году на  заседании Совета ЕС по общим вопросам и внешним связям Министерством иностранных дел Польши при участии Швеции и рассчитан на шесть постсоветских государств – Украину, Белоруссию, Молдавию, Армению, Азербайджан и Грузию.  Варшава  заинтересована в интеграции этих государств в евро-атлантические структуры (особенно Киева, Минска и Кишинёва, учитывая их географическую близость к Польше). Но поскольку об их членстве в ЕС речи пока быть не может, в рамках Восточного партнёрства предлагается укрепить стратегическое сотрудничество с указанными странами, а также приступить к реализации ряда экономических проектов, которые бы благотворно сказались на экономическом состоянии стран-участниц, чьи интересы в настоящее время   слишком тесно связаны с Россией.   Экономический аспект не менее важен аспекта политического, поскольку страны - восточные соседи Польши - являются беднейшим регионом Восточной Европы. Характерно, что устремления их элит к привилегированным отношениям с Брюсселем не идут  в паре с экономическим ростом. Баку и Минск могут похвастаться наибольшими успехами в сфере экономики, но их евроинтеграционные устремления остаются довольно сдержанными. Богатый углеводородами Азербайджан не рассматривает Европу как основной рынок сбыта, а Белоруссия пользуется поддержкой России, как альтернативного экономического партнёра.

Поставленную задачу по реактивации проекта Восточного партнёрства нельзя считать лёгкой. Во-первых, внимание Соединённых Штатов и Евросоюза, основных геополитических партнёров Польши, сосредоточено на событиях в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Полякам будет непросто заставить своих союзников отвлечься от насущных политических вопросов и обратить своё внимание на проблему польско-российских отношений (а программу Восточного партнёрства необходимо рассматривать только в данной опции).  Во-вторых,  Белоруссия, как одно из звеньев программы Восточного партнёрства, по-прежнему стоит в жёсткой оппозиции к Западу, и отношения на линии Варшава-Минск окончательно зашли в тупик. В-третьих, налицо охлаждение отношений Польши с Украиной – одним из краеугольных «камней» в «фундаменте» Восточного партнёрства. И, в-четвёртых, Азербайджан и Армения, как, впрочем, и весь Кавказ, по-прежнему остаются на периферии польской внешней политики, а чрезмерные заигрывания с Грузией не нужны самой Варшаве, которая стремится сегодня снять напряжение в польско-российских отношениях. 

В сложившейся ситуации особое внимание предполагается уделить Молдавии, открыто высказывающейся в пользу евроинтеграционных механизмов в противовес усилению в регионе российского влияния. О потеплении отношений между Кишинёвом и Варшавой говорит посещение польским премьером Дональдом Туском  Молдавии 29 марта 2011г. Во время встречи с и.о. президента Молдавии Марианом Лупу и шефом молдавского кабинета министров Владимиром Филатом  Д. Туск подтвердил готовность Польши поддержать проевропейские аспирации  Кишинёва (2).   Молдавия – беднейшее государство Европы, в котором доход на душу населения составляет 9% от среднего по Европе. Молдавские власти уже инициировали распродажу стратегически важных государственных объектов – аэропорты, электросети, газопроводы. Вместе с тем, Молдавия – стратегически выгодный платцдарм для культурно-политического продвижения  на восток, поэтому Польша выразила готовность к участию в урегулировании молдово-приднестровского конфликта. Поляки ссылаются на то, что Приднестровье – проблема не только Молдавии и Румынии, но и всего Европейского Союза, а, следовательно, и НАТО. Открытым остаётся вопрос, как именно будет выглядеть польское участие в урегулировании конфликта на берегах Днестра – как отдельного регионального игрока в довесок к ЕС или же в рамках ЕС как единого государственного объединения? Пока же Польша надеется на США в качестве внешнеполитической опоры. Польский премьер уже заявил в Молдавии, что на саммите президентов стран Центрально-Восточной Европы в конце мая этого года он затронет приднестровскую тему в разговоре с Бараком Обамой (3).  Но Вашингтон  -  не единственный союзник Варшавы в этом вопросе. Ключевым европейским партнёром здесь остаётся Германия, во внешней политике которой некоторые польские эксперты видят отход от прежнего «политического русофильства» в пользу Варшавы (4). До 2013 г. на нужды Восточного партнёрства планируется выделить 600 млн. евро.   

Амбициозный проект Восточного партнёрства так и не был реализован до конца. Многие его положения грешили против политического реализма и недооценивали влияние т.н. российского фактора. Объединённая Европа для постсоветских стран – удобный торговый партнёр, не более того. Целью же Восточного партнёрства было превращение европейской модели развития в парадигмальную модель для его участников, что так и не было достигнуто. Пространство, охватываемое данным проектом, довольно разнообразно не только с экономической (ВВП Украины, крупнейшего участника программы,  в 5 раз меньше, чем в среднем по Европе, а наиболее успешные в экономическом плане страны - Азербайджан и Белоруссия, в то же время «системно» наиболее отдалённые от европейских стандартов), но и с культурно-цивилизационной точки зрения (Грузия, Армения, Азербайджан – на Кавказе, Молдавия, Белоруссия, Украина – в Европе). Проблема усугубляется сохраняющимся напряжением на линии Баку-Ереван и Кишинёв-Тирасполь. Поэтому позицию Варшавы можно назвать достаточно реалистичной и взвешенной. Она включает три компонента - жёсткое противостояние с официальным Минском, отказ от агрессивной антироссийской политики на Украине и попытки сместить вектор польской восточной политики в направлении Молдавии. Молдавия – это «территориальная компенсация» Варшаве за восстановление российского влияния на Украине и неудачи в борьбе с режимом А. Лукашенко. В случае успеха «продвигаться» дальше на восток Польша сможет уже с территории Молдавии. Первой преградой послужит Приднестровье и дислоцированные там российские миротворцы, поэтому вовлечённость Польши в молдово-приднестровские дела вполне объяснима.  

Для придания Восточному партнёрству второго дыхания авторам этого проекта необходимо создать недвусмысленный и привлекательный во всех отношениях стратегический план сотрудничества с постсоветскими республиками. Это подразумевает смысловую эволюцию идеи единой Европы, пересмотр тактики партнёрских отношений с некоторыми странами-участницами проекта (прежде всего, с «авторитарной» Белоруссией и охладевшей Украиной), создание определённых экономических преференций для наиболее активных участников проекта (Грузии и Молдавии), оптимизация работы т.н. «третьего сектора» в странах-участницах посредством реализации грантовых программ для местных НПО. Процент тех, кто одобрительно настроен на укрепление партнёрских отношений с Брюсселем, довольно высок (Армения - 81%, Белоруссия – 36,4%, Грузия – 79%, Молдавия – 61,4%, Украина – 53%)(5).  Несколько особняком стоит Азербайджан, где 41,7% отстаивают идею многовекторности, 14,8% - за интеграцию в рамках СНГ, 7,7% - за интеграцию в рамках Организации исламской конференции. Тбилиси, который в списках польских приоритетов очутился совсем недавно, пока придётся довольствоваться скромным вниманием со стороны Брюсселя и Варшавы. Евросоюзу не выгодно ни с политической, ни с экономической точки зрения выходить за установленные им самим внешнеполитические рамки в отношениях с Россией. Тем более что ЕС не обладает достаточным инструментарием для широкого влияния на создавшуюся ситуацию.

 

Ключевые слова/Key words: Восточное партнёрство, Польша, Россия, Приднестровье, Молдавия/Eastern Partnership, Poland, Russia, Transnistria, Moldova

 

1)   Tomasz Horbowski “Mołdawia: Polska Prezydencja – szansa, której nie można zmarnować” (EastBook.eu  16.04.2011)

2)   Ambasada Rzeczypospolitej Polski http://www.kiszyniow.polemb.net/index.php?document=242

3)   "Polska zrobi wszystko, aby przyspieszyć proces integracji Mołdawii z UE" (Polskie Radio 29.03.2011)

4)   Tomasz Kapuśniak “Wymiar Wschodni Europejskiej. Polityki Sąsiedztwa Unii Europejskiej. Inkluzja bez członkowstwa?”

5)   Katarzyna Pełczyńska-Nałęcz “Integracja czy imitacja? UE wobec wschodnich sasiadow” (Ośrodek Studiów Wschodnich. Prace OSW numer 36. Warszawa, kwiecien 2011).

Версия для печати