Подарок от Ростроповича

00:00 30.03.2011 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


II-ой Международный фестиваль Мстислава Ростроповича, открывшийся в Москве в день рождения маэстро 27 марта, стал долгожданным подарком поклонникам балета и музыкального искусства. Долгожданным, потому что именно в эти дни, спустя 51 год, в Россию прибыла с гастролями труппа Американского театра балета (АВТ – сокращенно по-английски) во главе с художественным руководителем Кевином МакКензи. Артисты, следующие балетным традициям Баланчина, Фокина, Мясина, Барышникова, по приглашению Фонда М.Л.Ростроповича привезли в Москву четыре спектакля. Один из них – балет «Тройка» на музыку Себастьяна Баха – поставлен в честь Мстислава Ростроповича, а главный герой в нём – виолончель, которая звучит на протяжении всего действия. Маэстро любил балет и не раз был дирижером балетных постановок.

По случаю открытия Фестиваля, а также  такого события, как приезд АВТ, американский посол Джон Байерли устроил приём в Спасо-хаусе. В своём приветственном слове он сказал: «Думаю, что Мстислав Леопольдович сморит на нас сверху с большой улыбкой радости». Незадолго до этого на пресс-конференции для журналистов директор Большого театра Анатолий Иксанов пообещал на следующий год, - поскольку Фестиваль становится ежегодным, - предоставить американской труппе АВТ историческую сцену ГАБТа. В этом году фестиваль задействовал три основных площадки – Государственный Концертный зал имени П.И.Чайковского, новую сцену Большого театра и Колонный зал.

Как рассказал режиссёр-постановщик, российский хореограф Алексей Ратманский, при подготовке фестивальной программы Ольга Ростропович – художественный руководитель Фестиваля – обратилась к американской труппе, в которой Ратманский трудится в качестве резидента-хореографа, поставить балет в подарок своему знаменитому отцу, в память о котором и проводится этот праздник музыки и танца. Она пригласила к участию в Фестивале мировых исполнителей, среди которых известнейшие музыканты и коллективы - Зубин Мета, самый долгоиграющий дирижёр, как он сам про себя говорит. Он встанет за пульт знаменитого симфонического оркестра Maggio Musicale Fiorentino; Юрий Башмет и его оркестр «Новая Россия»; Гидон Кремер с камерным оркестром «Кремерата Балтика»; пианист Денис Мацуев; Академический Большой хор "Мастера хорового пения" Российского государственного музыкального телерадиоцентра.

Ярким стал и зачин фестиваля - на торжественном открытии в Концертном зале имени П.И.Чайковского звучала Симфония N9 Л.Бетховена в исполнении Российского национального оркестра под управлением главного дирижёра Вашингтонского национального симфонического оркестра Кристофа Эшенбаха. Значительная часть программы будет посвящена искусству молодых исполнителей, которым Мстислав Ростропович помогал и через созданный самим фонд, а также поддерживал всю свою жизнь.

Важным для Фестиваля стал тот факт, что в этом году он расширяет свои географические рамки. После официального закрытия в Москве оркестр Maggio Musicale Fiorentino под управлением Зубина Меты выступит 6 апреля в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Концерт состоится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Международный состав участников охватывает представителей практически всех материков и многих стран Европы, Азии, США, Латинской Америки. Создаётся впечатление, что корифеи состязались за право быть приглашёнными выступить на московском фестивале, наградой в котором – не призы и дипломы, а высокая честь участия.

Накануне фестиваля к его гостям и участникам обратилась неизменная спутница Маэстро, супруга, знаменитая певица Галина Вишневская: «Он любил, чтобы его называли просто по имени – Слава. Он любил Москву, любил свою страну, людей, и люди любили его. Для нас, его семьи, было великим подарком – быть с ним рядом, каждый день наслаждаться звуками его виолончели». И дочь Ольга Мстиславовна немало тёплых слов сказала об отце, который был не только виртуозным виолончелистом с мировым именем, но и душой большой и дружной семьи. Поэтому и фестиваль, приуроченный ко дню его рождения и проходящий отныне ежегодно с 27 марта по 5 апреля - это не столько подарок ему, сколько от него нам, подарок от Ростроповича. А значит, он по-прежнему с нами. 

Версия для печати