Немецкий журнал “Der Spiegel” опубликовал секретные фотографии, на которых американские солдаты в Афганистане позируют на фоне убитых афганцев.
На них видно, в частности, как двое предполагаемых убийц позируют рядом с трупом. Жертвой являлся убитый 15 января 2010 года в деревне Ла Мохамед Калей афганец Гюль Мадин. Три фотографии, публикуемые "Шпигелем", являются лишь частью тысяч исчезнувших фотографий, которые находились в обращении среди солдат. Армия США конфисковала 4000 снимков. Многие из них были сделаны самими обвиняемыми.
Эти солдаты обвиняются в беспричинных убийствах гражданских лиц на почве садизма. Убийства они изображали как вынужденную ответную реакцию в целях самообороны. Как рассказали обвиняемые, для этого даже разрабатывались настоящие сценарии.
Как пишет издание, после обнаружения этих фото в прошлом году пяти военнослужащим 2-й пехотной дивизии армии США были предъявлены обвинения в умышленном убийстве. Солдаты вины не признают.
Только один из солдат согласился на 24 года тюрьмы в обмен на показания против своих товарищей. Он рассказал, что пехотинцы расчленяли и фотографировали трупы, а также собирали кости в качестве сувениров. Это разоблачение уже сравнивают со скандалом о злоупотреблениях в иракской тюрьме «Абу-Грейб». Командующий береговой охраны США генерал Томас Коллинз поспешил принести свои извинения за тот неприятный резонанс, который вызвала публикация этих снимков. Но на самом деле, многого ли стоят подобные извинения?
Вспомним: именно Министерство обороны США одобрило использование специальных методов допроса заключенных в лагере в Гуантанамо на Кубе. Их (заключенных) , в частности, заставляли обнажаться, а также подвергали воздействию громкой музыки, яркому свету и лишению сна. Об этом в свое время сообщала “Washington Post” со ссылкой на военные источники.
Кстати сказать, список из 20 методов допроса был одобрен еще в апреле 2003 года, причем, на самом высоком уровне в Пентагоне и Министерстве юстиции.
Аналогичные методы физического и физиологического воздействия были одобрены для допроса «важных заключенных» в Ираке. Это были те, кто подозревался в террористической деятельности или в причастности к боевым операциям.
Между тем, тактика издевательств над пленными в тюрьме на базе в Гуантанамо была использована задолго до начала войны в Ираке. На это, в частности, указывает допрос одного из подозреваемых в терактах 11 сентября, которому надзиратели надевали на голову бюстгалтер, натравливали на него собак и держали его на цепи. Содержание доклада обнародовала все та же “The Washington Post”. По сведениям газеты, такая тактика ведения допросов была одобрена Дональдом Рамсфельдом в его бытность министром обороны. Однако американские следователи, которые представили доклад на рассмотрение сенатской комиссии по Вооруженным силам, сочли эту тактику лишь "агрессивной" и "творческой" и решили, что она не дотягивает до характеристики пыток. Стоит ли удивляться после таких сентенций, что начальник тюрьмы генерал-майор Джеффри Миллер, который также помогал обустраивать багдадскую тюрьму "Абу-Грэйб", был обвинен всего лишь в недостаточном контроле над надзирателями.
Американская армия, которая готовит сейчас военные трибуналы против двенадцати предположительных участников преступления, в очередной раз извинилась. Соответствующее заявление было опубликовано в понедельник в Вашингтоне. Фотографии названы "отвратительными" и противоречащими "стандартам и ценностям армии США". "Мы приносим свои извинения за страдания, которые причиняют эти фотографии". Но хочется спросить: а эти страдания разве не были запрограммированы, разве они не санкционированы сверху? Или проще все списать на неизбежные издержки «творческого процесса», как неожиданно (а может и ожидаемо) экзотично выразились американские следователи?
Госсекретарь США Хиллари Клинтон уже обзвонила своих афганских коллег в связи с этой неприглядной историей, и советник по национальной безопасности США уже провёл переговоры со своим афганским визави. Американцы опасаются, что новый инцидент способен нанести ущерб: с одной стороны, - и без того непростым афгано-американским отношениям в особенно чувствительный момент, когда Вашингтон и Кабул ведут переговоры об условиях размещения постоянных военных баз США в этой стране. С другой, - американскому имиджу в ливийской кампании, целью которой якобы является «защита гражданского населения». До боли знакомая фраза, правда? С одной стороны, - броская, а с другой – весьма затертая, к тому же, как и всякая пропагандистская цель, почти недостижимая, но, которую в очередной раз, как едко отмечает испанская «El Pais», - «западные руководители стремятся внушить коллективному бессознательному мировому общественному мнению».
Весьма показательно, пишет издание, что «никто так и не может договориться, как толковать резолюцию 1973 Совета безопасности ООН по Ливии. Вообще резолюции Совбеза представляют собой образчики намеренно двусмысленной юридической инженерии, главная задача которых – оставить место для политического и военного маневрирования. Британские министры - обороны и иностранных дел - Лиам Фокс и Уильям Хейг сами запутались в них вчера утром. Они заявили, что бомбить Муаммара Каддафи законно в случае, если это продиктовано обстоятельствами, а вечером того же дня их представители утверждали обратное. Тем временем глава Пентагона Роберт Гейтс, более опытный в деле соблюдения приличий и хороших манер, уточнил, что убить Каддафи – это «не мудрое» решение.
Впечатление полной растерянности, которое производит поведение руководителей коалиции, пишет издание, видимо, соответствует действительности, раз уж боязливый Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отважился выступить с критикой международной общественности за отсутствие единого мнения. Странно получается – ведь он и есть представитель этой самой международной общественности, заключает “El Pais”.
Но вернемся к Афганистану и тем злосчастным фотографиям, из-за которых в очередной раз опять кому-то неловко, опять надо выкручиваться, объясняться и прибегать к уже испробованной технологии Wikileaks в попытке сохранить лицо перед партнером через его моральную подготовку к новым вбросам. Психология трактует: война – основная и классическая форма проявления агрессии на социальном уровне. Традиционным аргументом против однозначного осуждения войны является разделение войн на справедливые и несправедливые. К первым, как известно, относят войны вынужденные, оборонительные и революционно-освободительные. Ко вторым – все остальные. Но цена любой войны слишком явно превышает цену мира, потому что любая война уродует и калечит психологию людей, узаконивает убийство, жестокость, насилие. Война - это в любом случае поражение разума.
События в Ираке, Афганистане, чуть ранее в бывшей Югославии, а теперь вот и в Ливии показывают: обширный инструментарий современного мирового сообщества в виде разветвленной системы международных соглашений, конвенций, международных организаций, оказывается малоэффективным, когда речь идет о последствиях поражения разума. А последствия эти - действительно, разрушительны. Калеками, в конечном итоге, становятся не только те, в кого стреляют, но и те, кто стреляет. Разве может человек с не искалеченной психикой использовать в качестве фона для своих памятных фото расчлененные человеческие останки?
В очередной раз приходится констатировать: противостоять войне, стремиться решить любой, даже самый трудный вопрос достойными мирными политическими, экономическими, юридическими или иными ненасильственными и невоенными способами, - единственный и безальтернативный путь. Другими словами: дипломатия и еще раз дипломатия.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs