Апокалиптическая катастрофа в Японии вновь напомнила о хрупкости нашей рукотворной цивилизации. Землетрясение, вызвавшее цунами, последующий выброс радиоактивных элементов на АЭС «Фукусима» заставляют бросить беглый взгляд в другом направлении, противоположном от Японских островов – в сторону Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ).
Следует учитывать, что европейский континент конца 1980-х и европейский континент сегодня – это с геополитической точки зрения две большие разницы. С момента падения социалистической системы Европа претерпела колоссальные геополитические изменения. Европейское политическое пространство переформатировано до неузнаваемости. Европа «старая» и Европа «новая», несмотря на желание быть более самостоятельными во внешней политике, ориентированы на США. Особенно заметно желание «новичков» Евросоюза окончательно вписаться в американский геополитический ландшафт. Но сделать это им не позволяет досадная зависимость от российского газа. Диверсификация его поставок – задача-минимум для правительств восточно-европейских государств.
Сегодня многие страны ЦВЕ испытывают сильную зависимость от ядерной энергетики. Проблемы в энергетической области, с которыми сталкивается ЦВЕ, во многом стандартны – устаревшее оборудование, высокий уровень энергопотребления, нехватка топлива, недостаточные инвестиции в энергетический сектор. Последняя проблема мешает осуществить плановую модернизацию действующих энергоблоков или запустить новые, поскольку, по оценкам экспертов, стоимость одного реактора в 1000 мегаватт – более $4 млрд.. Но желание осталось. Введение в эксплуатацию собственных реакторов способствовало бы уменьшению зависимости стран ЦВЕ от поставок российского газа. На сегодня в объединённой Европе 30% энергии производятся на АЭС, 29% - на угле и более 15% - на газе.
Но ЦВЕ не является однотипным экономическим образованием. Центрально-восточно-европейские страны можно условно разделить на три группы. Первая, т.н. северная группа, куда входят Польша и вся Прибалтика. Для этих стран пока характерна низкая степень экономической интеграции или же её малые объёмы. Если Латвия, Литва и Эстония совместно реализуют отдельные экономические проекты, то Польша развивает сотрудничество в основном, только с Литвой.
Вторая - центральная группа объединяет Венгрию, Чехию, Словакию. Венгрия и Чехия – страны с развитой индустрией, в то время как Словакия не может похвастать особыми промышленными мощностями.
Третья - южная группа включает Румынию, Болгарию, Албанию и бывшие республики СФРЮ. В прошлом эти страны не обладали развитой инфраструктурой и промышленностью, поэтому и сегодня они отстают от других стран ЦВЕ по большинству показателей.
С самым крупным восточно-европейским государством – Польшей – у РФ исторически складываются наиболее болезненные отношения. Невзирая на существенное потепление отношений, до искреннего партнёрства Москвы и Варшавы ещё далеко. На данный момент Польша на 95% зависит от угля, а также от российского газа. Предполагается, что к 2020 г. Варшаве удастся построить несколько ядерных реакторов, что значительно снизит зависимость поляков от угля и российского «голубого топлива». Варшава стремится в региональные лидеры. Она старается обеспечить себе крепкий «энергетический тыл» и здесь энергетика тесно переплелась с политикой. Поэтому Польша готова сотрудничать в энергетической области даже с «недружественной» Белоруссией. В соответствии с программой по развитию атомной энергетики, Варшава собирается построить две собственные АЭС. Первый из блоков будет запущен в 2022 г. Польские власти настороженно наблюдают за атомными проектами Минска и Москвы. Достаточно сказать, что после заседания Совета министров Союзного государства и Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, состоявшегося в Минске 15 марта, белорусская оппозиция выступила с протестными заявлениями против достигнутых договорённостей о вводе в эксплуатацию АЭС нового поколения в Островце, в непосредственной близости от белорусско-литовской границы. Главный повод для протестов – соображения безопасности. Утверждается, что в 1908 г. в Островце произошло сильное землетрясение, поэтому строительство АЭС в этом районе несёт потенциальную угрозу. Однако белорусские специалисты утверждают, что АЭС в Островце способна будет выдержать сейсмические толчки силой до 8 баллов по шкале Рихтера. Вероятно, протесты белорусских оппозиционеров продиктованы экономической заинтересованностью Польши энергетически «замкнуть» Белоруссию на себе.
Белорусско-российские планы обеспокоили и Вильнюс. МИД Литвы уже успел направить Минску протестную ноту, где опять-таки доводы о небезопасности строительства новой АЭС в 50 км от Вильнюса занимают главное место. В действительности же Литва боится выпасть из потенциального энергетического треугольника Польша-Белоруссия-Россия. Строительство Россией новой АЭС в Калининградской обл. и проекты по запуску новой АЭС в белорусском Островце могут поставить крест на планах литовцев построить новую АЭС на базе инфраструктуры Ингалинской станции.
Согласно докладу МАГАТЭ от 2007 г., в ЦВЕ наблюдается стойкая динамика увеличения ядерно-энергетических мощностей. Социологические опросы выявили характерную тенденцию – число сторонников и противников использования ядерной энергетики в Европе приблизительно сравнялось. Как правило, позитивное отношение к атомным проектам выказывает население тех стран, где уже имеются собственные АЭС. В настоящее время в ЕС введены в эксплуатацию 153 реактора (35% в мировом масштабе). По данным Б. Бобылёва (Б. Бобылёв «Атомная энергетика Европы»), Чехия располагает 6 энергоблоками в Дуковане и Темелине общей мощностью 3,744 ГВт. Словакия также владеет 6 энергоблоками, однако их мощность уступает чешским и составляет 2,64 ГВт. На Украине эксплуатируются 13 энергоблоков суммарной мощностью 13, 835 ГВт, украинские АЭС вырабатывают до 50% всей электроэнергии в стране. Однако не все страны ЦВЕ готовы выделить достаточное финансирование на атомную энергетику. Болгария заморозила свои проекты, столкнувшись с нехваткой средств. Министр энергетики Болгарии Трайко Трайков уже заявил о возможности прекращения реализации совместного болгарско-российского проекта по строительству АЭС в Белене. Этот проект – крупнейший в Юго-Восточной Европе (его стоимость – 4 млрд. евро.), но финансовые возможности Софии не совпадают с её энергетическими амбициями.
В настоящее время, по данным Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), в мире насчитывается 438 реакторов, которые расположены в 30 странах. Также ведется строительство еще 44 реакторов. В России действует 31 энергоблок на 10 АЭС. Словакия, Словения, Венгрия, Чехия и Литва на момент присоединения к Евросоюзу уже имели 19 функционирующих энергоблоков. Румыния в 2007 г. ввела в эксплуатацию ещё один реактор.
По прогнозам Всемирного банка, среднегодовой прирост потребления электроэнергии в государствах ЦВЕ и СНГ составит 3,1 %. Эта тенденция будет сохраняться до 2030 г. В интересах Брюсселя интегрировать энергетические мощности ЦВЕ в общеевропейский рынок. Предполагается связать воедино сеть ветряных электростанций в Северном море, а также энергетические объекты не только в центрально-восточно-европейских государствах, но и в странах Юго-Западной и Юго-Восточной Европы. Это особенно актуально для прибалтийских государств и Польши.
Конкретное финансирование этих проектов будет обозначено в 2012 году.
Трагедия в Японии окажет безусловное влияние на планы развития «мирного атома» в европейских государствах. Пока же специалисты ожидают оценок последствий аварии на «Фукусиме» от международных экспертов по атомной энергетике и МАГАТЭ. Но уже ясно, что ядерная энергетика подорожает, в первую очередь, из-за нововведений в сфере безопасности и поиска решений для хранения ядерных отходов. По прогнозам издания «World Energy Outlook» к 2030 г. всемирные потребности в электроэнергии возрастут на 70%. Это значит, что если темпы ввода в строй новых энергоблоков и замедлятся, то исключительно из-за недостатка финансирования. Единая Европа стремится к созданию единого энергорынка и инкорпорированию восточно-европейских партнёров в общеевропейскую энергетическую систему. Отрыв стран ЕС от российской «энергетической артерии» помог бы Брюсселю и Вашингтону решить массу политических проблем. Поэтому выход России на европейский энергорынок не радует руководство западных стран. Согласно положениям т.н. третьего энергопакета ЕС, желание поставщиков энергоносителей участвовать в инфраструктурных проектах Евросоюза значительно ограничивается. Кремль по праву считает такой подход дискриминационным, поскольку взгляд на Россию исключительно как на поставщика энергоресурсов, выгоден всем, только не России.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs